1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.736
    В досе нельзя. А в винде другие драйвера и там все возможности доступны (с родными драйверами). Но если грузить дос-игры в винде, то все равно нужно выбирать между SBPro и WSS. По ресурсам, кстати, SBpro и WSS сосуществуют замечательно одновременно. Я уже писал в этой теме, как раскидываются порты/прерывания/дма в этом случае.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Некоторые игры нативно поддерживают ESS, поэтому в теории могут и 48кГц/16бит. На практике, обычно, звучат хуже, чем sb16.

    @Uka, судя по записям, у вас явно проблемы с картой (разъем\усилитель\что-то еще)
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
    Uka нравится это.
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Она проявилась, когда украли Adlib и сделали частью SB1, но при этом судились с остальными за "SB-совместимость". И когда саботировали Adlib Gold, а потом украли к себе сделанный для Gold OPL3 и половину фишек кодека.
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Берёшь новый разъём, карту, и шуруешь в любую мастерскую, где ремонтники хотя бы не обезьяны с паяльниками. Там работы минут на 5-10.
     
    Revolter и nop нравится это.
  7. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну вот, а уже успели карточку во всем обвинить.

    ФНЧ. Он кстати в Adlib Gold и SB16 зависит от семплрейта. Один из минусов SBPro - его фильтр режет OPL2/OPL3 тоже, и сильно. На SB16 и дальше FM вообще от модели к модели сношают по разному, как мы знаем :) Ну и MIDI на 100% так и не починили вроде.

    Только без полной MIDI-совместимости, унаследованными проблемами с MIDI-портом и отсутствием разъема для дочек.
     
    TheMadLynx нравится это.
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @nop, @alfy, @TheMadLynx, @LANRUS (и все, кто в теме), ребята, ведь и правда, немного таких, как вы, кто действительно так глубоко знает предмет. Здорово было бы сделать хороший такой, подробный обзор устройства и функционирования isa-звуковушек (хорошо бы возможно доступным языком), куда можно вписать и все нюансы, упомянутые в отдельных постах. В том числе по совмещению устройств, поддержке стандартов, взаимоотношениях с конкретными играми. Такое дорогого стоит.
     
    Uka нравится это.
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Suchender, Ну, тут тема - вотчина easy_john. Он вынес в шапку, что счел нужным :)
    Я даже для помощи пионерам писал программу, но быстро забросил без фидбэка.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Suchender, во-первых, @nop прав. Есть шапка. И так тут уже столько расписано, брызжа слюной. С другой стороны, я представляю себе, какой это геморрой для @easy_john, отслеживать тут всё и очищать от шелухи, от пустого звона.
    Во-вторых, что касается меня лично, я такую львиную долю изложил в двух частях своей статьи, что она предвосхищает около 25-30% задаваемых здесь вопросов. По-моему, с одного человека хватит. Читайте там. Там много псевдохудожественной воды, но гораздо меньше, чем в обычных темах, где каждый отписывает на свой лад, в т.ч. иногда (к сожалению) и ахинею несёт. Предметно там разложено всё стройно и лаконично, без противоречий. Особенно много внимания уделено совмещению большого кол-ва звуковых карт.

    Будет и третья часть, но там будут освещаться уже совсем другие вещи, на которые посетителям текущей темы по большей части наплевать. В основном это будет обзор семейства EMU10k и как из таких карт делать многоканальный качественный микшер, обходясь без внешнего.
     
  11. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    nop
    C какого перепою они могли что-то украсть, если Adlib тупо собрали свою плату из общедоступных компонентов? Они даже наивно пытались затереть название YMF чипа на платах. Если уж на то пошло, то чистые "клоны" Adlib'а начали клепать и до Creative, даже с дополнительными фишками:
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @nop, не проблема, можно создать новую тему. Курировать - тому, кто имеет желание и возможность ;) Предлагаю рабочее название - "Звуковые карты и компьютерные игры: теория и практика". И чтобы шапка динамически дополнялась в контексте интересных тем.
    @LANRUS, шапка была хороша на момент, когда ничего другого не было. Думаю, что прав и @Knd, - неплохо бы иметь такой свод информации (в доступной для новичков форме), чтобы на 200-х страницах не повторялись одни и те же обсуждения. Форма статьи - хорошо, но я имею в виду иное - ликбез и конкретные практические рекомендации. Ваши материалы я читал, - это здорово! Но, ведь они не исчерпывают и не охватывают всех возможных ситуаций, когда лучшее - не единственно возможное. Вы - человек весьма прагматичный (в отношении нашей темы), а на форуме много романтиков, которые хотели бы знать не "как нужно", а как можно, и что из этого может получиться. Все же, не отвергайте идею. Форумный план общения хорош до той поры, пока не вырастут люди, накопившие довольно опыта для существенных обобщений и способные написать мануал - не из того, что просто и общеизвестно, а из того, что не лежит на поверхности и вызывает все эти обсуждения на разные лады. К примеру, мне интересен список карт, поддерживающий тот или иной стандарт, особенности ревизий SB Live, далее - из недавнего обсуждения - какие карты и насколько успешно эмулируют sb pro... Общие слова это хорошо, но как раз такой конкретики, на мой взгляд, очень не хватает. Не переписанной из wiki, а написанной людьми "от ремесла".
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.736
    @Suchender, новичкам как раз "свод" меньше всего нужен. В начале пути нужна четкая и доходчивая рекомендация: какой сетап дает максимум результата и меньше всего проблем при разумном количестве усилий. А все отклонения можно спокойно обсуждать в стиле вопрос-ответ. Мне совершенно несложно отвечать на повторяющиеся даже в одной теме вопросы. Лишь бы это были вопросы по существу, а не про "упругость басов" разных ревизий OPL3-SAx (они одинаковые).
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Каким боком OPL2 был общедоступным, если его производила только Yamaha? И некоторое время единственным потребителем вне Японии был только Adlib?
    Вот прямо-таки на полке радиомагазина нашли, ага.
    У Ямахи еще десятки чипов есть, кстати. Но Creative взяла тот же чип, запустила на той же частоте и повесила на тот же порт по, конечно, совершенно случайному совпадению, что совершенно случайно позволило воспользоваться готовыми наработками Adlib по софту, написанной Adlib документацией и результатами деятельности Adlib по популяризации продукта у разработчиков.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
  15. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    С того, что у Adlib никаких эксклюзивных прав на закупку OPL2 не было. Business is business.

    И сделала много чего еще, пока Adlib щелкал клювом пять лет, сидя на готовом решении от Ямахи.

    Это вообще какая-то фантастика. OPL3 датирован 1988ым годом, а Adlib Gold был сделан аж в 1992ом.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2018
    Uka, VladimIr V Y и Thomas Wolfe нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    На самом деле украли не чипы, но фактически украли гораздо больше. У Адлиба было очень хреново и с техниками и с юристами. А глава компании и вообще был музыкант, а не бизнесмен. И Ямаха приняла участие в подставе совместно с Кривативом.
    Всё это написано в истории компании на Вики. Читайте сами сами.
     
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Teron Lifeslayer, Хорошо, в какое устройство OPL3 ставился достоверно раньше, чем в Adlib Gold? Для Adlib Gold Yamaha делала еще MMA (YMZ263). Это кодек, который делался Yamaha специально для Adlib Gold, и именно он задержал выход карты. Саму карту проектировала не Yamaha.
    Не сделан, а начал продаваться потребителю. Драйвера, например, писались не позже весны 91-го, и их уже, думаю, было на чем тестировать. И что-то я в комментариях не вижу японских имен, одни французы. Ленивый Adlib, лежа на диване, нащелкал клювом кучу софта и дров для OPL2/OPL3 и это, конечно, ничего им не стоило. Visual Composer, Instrument Maker итд ниоткуда появились.
    Что, как не сотрудничество с Adlib и их неплохие продажи побудили Yamaha разработать YMF262? Куда их ставила Yamaha? Если таки никуда, то что их мотивировало к разработке?
    OPL3 и MMA, кстати, очень похожи, почти идентичны, по способу адресации регистров. Даже номера моделей чипов последовательные: 262 и 263.

    И да, в Adlib не было инженеров, и это не они, когда их уволили, пошли в соседнюю фирму и разработали вот это, на OPL4:
    awww.symphoniae.com_soundcard_MediaTriX_ATPRO_JPG_Logo_ATP_txt.jpg

    А в русской википедии, как всегда, вранье. В английской:
    В английской, впрочем, тоже хватает неточностей. И игнорируется, что в самом начале 90-х лидером по инновациям была вообще-то Media Vision.
    --- добавлено 11 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 апр 2018 ---
    Еще немного про Adlib и общедоступные компоненты. Нашел вот, специально для местных экспертов:

    Yamaha_opl.png

    В точности как предполагалось
    --- добавлено 11 апр 2018 ---
    Эти? ;) Sound Blaster Milestones | soundblaster.com
    А еще был такой CT1747..
     
    Thomas Wolfe и alfy нравится это.
  18. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Sound Blaster Pro 2.0

    Ну и дальше то что? Adlib первыми договорились с Ямахой и сами же открыли ящик Пандоры, сделав это доступным для конкурентов.

    С 87го по 92ой Creative успел настругать 5 карт. В том числе и собственное фейловое решение под которое надо было драйверы, софт и все такое.

    "King's Quest IV became the first game-title to support the AdLib"
    Сентябль 1988го... охотно верю в неплохие продажи в 1987ом и большей части 1988го (нет)!

    Что эти? На всех Адлибах, по крайней мере ранних, маркировка Ямахи был стерта.
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2018
    Uka нравится это.
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    92-й год вообще-то. А Adlib выпустил Adlib Gold и обанкротился в начале 92-го.
     
  20. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Они все вышли в начале 1992го, вместе с Pro Audio Spectrum 16.
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А вопрос был какой? И какая из этих карт вышла с задержкой на 17 месяцев в том числе из за проблем с производством кодека?
    Порядок, кстати, был: Adlib Gold 1000, PAS 16, SBPro 2.0, SB16
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2018
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Очень спорный у тебя порядок карт. У четом что реально Gold был доступен в 92 году, а SB2.0 была уже в середине 91.
    Вот тебе мануал 91 года

    http://ibm-pc.org/manuals/other/creative/SoundBlaster2.PDF
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление