1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ямаха сама себя перехитрила там.
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Кстати да, это в общем отдельная очень интересная история.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ладно, скоро я вам покажу такую идею, какой никто никогда до сих пор не видел. И как раз насчёт SB Live. Уже готова первая работоспособная бета-версия. Запаса для личной фантазии, творчества и для конкретных целей в этой программе хватит и на романтику, и на прагматизм с головой. Уже скоро все владельцы Live смогут этим воспользоваться, а в перспективе и владельцы Audigy2 (надеюсь). Я считаю, если уж растрачиваться временем, средствами и моральными силами, то не следует размениваться по пустякам и мелочам. Также я не стремлюсь "охватить все возможные ситуации", как вы говорите, т.к. не люблю проводить большую статистическую работу и рожать сводные таблицы характеристик, создавать списки, каталоги, всякие демо-записи и т.д., это не моё. (Хотя труды других на эту тему уважаю. Вспомните хотя бы знаменитую таблицу совместимости видеокарт под DOS.) Поэтому всё, чего лично от меня люди могут дождаться, это идея. И её реализация. Правда, до сих пор я страдал, так сказать, эксклюзивными идеями. Ну это типа все вокруг глазеют на Феррари, говорят, что круто, но себе такое не хотят, затрат и геморроя больше. А на этот раз идея будет иметь самое что ни на есть массовое применение. Для её реализации нужна только карта EMU10k, программа будет бесплатной. Скоро микшер будет готов. На настоящий момент он включает CD IN, AUX IN, LINE IN, SPDIF IN, CD SPDIF и играет через FRONT OUT, REAR OUT, SPDIF OUT. От Creative TSR не зависит, от EMM386 не зависит. Но может работать и совместно с Creative TSR.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  6. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @LANRUS, кто автор проги?
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если он даст на это разрешение, я озвучу его имя (или ник). На этот раз это не LLC. Выкладывать исходники он не разрешил и даже мне не дал. А выкладывать сырую бету я сам не хочу. Если я это сделаю, беты разойдутся в народ, и потом будет старая история с воплями "у меня не работает то-то и то-то, выложите правильную версию плз!" Если бы я сомневался, что существующий у меня набор ревизий не отражает реальной картины работоспособности, тогда бы мне пришлось либо покупать другие ревизии для тестов, либо выкладывать прогу, чтобы привлечь к тестам владельцев "недостающих" ревизий. Но пока прога абсолютно одинаково показала себя на платах CT4620, CT4670, SB0060, SB0220. А это уже охват всех поколений Live от самых старых CT46XX до новейших SB 5.1, и я не сомневаюсь, что и на всяких 4760, 4830, 0100 всё будет нормально. Пока публичные тесты не нужны. И надеюсь, они не понадобятся. Работа должна завершиться поддержкой Audigy SB0090. А потом - как повернёт автор. Если захочет заниматься и дальше, начнём тестировать Audigy2, собственно, там только две ревизии SB0240 и SB0350. Новодел SB0400 не в счёт (новых Live 24bit это тоже касается, ну их в пень). Я возлагаю очень большие надежды именно на поддержку Audigy2, т.к. там есть настоящая опорная частота 96 кГц без пересчёта в 48 кГц, и вообще параллельно в Windows её использовать гораздо козырнее, чем Live. Но мне хочется покрыть все ревизии EMU10k с самой первой, сделать этот продукт по-настоящему массовым, поэтому идём последовательно. У Audigy2, помимо DSP и AC97, есть ещё ключевой чип P16V с закрытой документацией, программирование этой карты в некоторых деталях существенно отличается от такового для Live и Audigy1. Именно по этой причине я не знаю, согласится ли автор ещё и с ней возиться до кучи.

    В любом случае, Audigy2 - абсолютное меньшинство на вторичном рынке, и если финал работы её охватит, это будет скорее эдакий люксовый вариант, а основная масса всё равно Live всевозможных редакций, наклёпанных тоннами в своё время и до сих пор недорогих. Когда разработка подойдёт к концу, покупка внешнего дорогого микшера типа Roland Edirol M-10MX станет чистейшим безумием. За 200-500 руб. можно будет поставить в систему отличный микшер под DOS и EAX для Windows в одном лице Live. Ну в случае Audigy2 ("люкс") за 700-900 руб. И это положит конец многочисленным разговорам "я соединил одну ISA с другой ISA через LineOut-LineIn, так они вместе шуметь стали, сволочи, аж слушать противно" или "подскажите, как мне правильно две(три) карты соединить, чтобы шумели поменьше". Можно на вход использовать параллельно аналоговые и цифровые тракты (например от CDROM, от AWE64) для ещё пущего улучшения чистоты звучания, EMU10k прекрасно принимает цифровые сигналы, а на выход - аналог в обычный усилитель. Вариантов будет масса.
     
    nop, Goblinit, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Да еще и про кривые руки обязательно будет :D
     
  9. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Здравствуйте всем!!! Попался мне такой раритет. Скажите плиз, что такое похожее на мощный транзистор рядом, (тот который выломан). Что это? (стаб. питания, полевик и тп.) На втором напечатано"317 JRC M4282F". В И-нете смотрел - ничего! Что это и чем это, если что заменить? WP_20180417_15_37_55_Pro.jpg WP_20180417_15_42_27_Pro.jpg
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Последнее редактирование: 17 апр 2018
    TheMadLynx нравится это.
  11. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    [/QUOTE]
    Так что это?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Oleg Krylov, LM317 Линейный регулируемый стабилизатор напряжения положительной полярности
    ссылки в посте выше.
     
  13. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Спасибо!!!
     
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  15. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Попала в руки такая карточка (Edison Gold 16):
    edison16.jpg
    Дровишки ставятся, но в качестве звука выступает нечто похожее на: если слушать из другой комнаты при закрытых дверях недонастроенный на волну радиоприёмник (идентично из SPEAKER и Line-Out). Т.е. что-то слышно, но с большими искажениями.
    Фото не моё, но карточка выглядит идентично и на вид в отличном состоянии, только электролиты сиреневого-розового оттенка. Может ли тут помочь перепайка кондёров, или тут более серьёзная неисправность?
    Позже могу приложить запись, как это звучит вживую.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, конденсаторы менять. И кварц, вероятно, тоже. Запись желательно Дум в меню, Descent и WarCraft2.
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Knd, проверьте, те ли драйвера. Если поставилось автоматом, поставьте лучше сами. Ну а в целом, нужно бы внимательно посмотреть и состояние ножек на чипе
     
  18. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Там со звуком настолько неважно, что скорее всего без разницы даже что записывать. Записать с компа что-то не получилось, но в принципе диктофон хорошо отражает общую картину.
    В файле: "Passport.mid", затем "Звук Microsoft"
    --- добавлено 20 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 апр 2018 ---
    @Suchender, я думаю, из-за не тех драйверов ТАКИХ искажений всё же быть не должно. В любом случае, в Windows 98se не могли быть настолько плохие драйверы для не новой уже звуковой карты.
    --- добавлено 20 апр 2018 ---
    На ножках чипа криминала не обнаружил.
    --- добавлено 20 апр 2018 ---
    Это оно?
    ed.jpg
     

    Вложения:

    Goblinit нравится это.
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, да, оно. А рядом его частота написана. Звук однако довольно сильно растягивается. Попробуй поменять всё сказанное.
    Карта кстати довольно интересная в плане того, что на ней стоит тот самый YMF262.

    Что касается драйверов для MS-DOS
    VOGONS Vintage Driver Library

    ДО замены запусти что то с ними в чистом досе - вдруг "само вылечится" ;)
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2018
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @Knd, звучит как отсутствующая земля в звуковом разъеме.
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ну это то как раз просто проверить - позади разъёмов гребёнка, куда можно закинуть любой динамик.

    Однако тут есть одно "но"
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2018
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @Bato-San, земля на плате и в разъемах одна и та же, так что это не "но". Нужно проверить, что везде есть нормальный контакт: и в разъемах, и в кабеле, и в колонках-наушниках. А потом двигаться дальше.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление