1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Knd, тупо отключи в микшере лишние входы, с кондерами не торопись. А может у тебя там даже шнурок лишний воткнут в качестве антенны.
    И кварц не трогай. Он, вероятно, тактирует только YMF262 и его ЦАП.
    Да, проверь, что не отломались на разъемах ноги.
    Кондеры, что изолируют шум с БП - это 2 мелких внизу. При замене, если все-таки созреешь, можно ставить на большее напряжение. Апгрейд до 35-вольтовых - неплохой вариант. Шунтирование блокирующих (тех, что висят на питании) керамикой на 100nF - тоже.
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2018
    Knd нравится это.
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    49CAD8BE-691B-4D96-831B-C1EEA3EF436B.jpeg У меня тут звуковая карта уже почти работает :)
     
    Thomas Wolfe, Колючий, TheMadLynx и ещё 1-му нравится это.
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Ковокс - это хорошо, хотя временами и выглядит страшно. :)
    Или это что-то другое?
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @TheMadLynx, Земля она вообще одна во Вселенной. Однако же, когда идёт речь конкретно про разъём - подразумевается конкретный контакт в нём применительно к самому разъёму. Т.е. неисправность самого разъёма может не относится к "плате вообще" никаким боком.

    А вот если у нас сразу в двух разъёмах нет земли (или "земля не земля"), как ты утверждаешь - дело, скорее всего, уже не в разъёмах. Так что "но" всё же есть.

    А мультиметр и внимательный осмотр - подразумеваются "по умолчанию". Иначе о каком ремонте речь ?

    Кроме того на одной плате может быть несколько никак не связанных между собой физически "земель" и "питаний". Делается так специально из вполне прагматических соображений (еще немного про как и что на что влияет. ).

    Разводка ISA. Посчитай земли и питания.

    Про конденсаторы.
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2018
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    Offtop
    @Bato-San, зачем мне об этом рассказывать? Я лишь хотел сказать, что звук записанный похож на отсутствующую землю. А где она пропала -- в разъеме, в проводе, на плате -- нужно искать. Не надо развивать пустотрепство, пока человек не проверит и не предоставит больше информации о своей ситуации.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Не то слово.. :)
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @TheMadLynx, я просто уточнил в чём ты ошибся. Думаю, что данная информация будет полезна и интересна многим, кто реально хочет что то отремонтировать.

    ЗЫ. Разумеется в случае вангования по фото плат и странным звукам - всегда может иметь место и третий вариант.
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2018
  10. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    По моей звуковой. Дохлый разъём исключил. Вопрос: нет конденсаторов 470мкф/16в, можно ли ставить 1000мкф/25в ?
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    Можно.
     
    Knd и Goblinit нравится это.
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, смотря за что этот конденсатор отвечает. А то приключения с качеством звука могут продолжиться.
    Если бы в любую схему можно было впаивать от балды, что под рукой окажется и оно всегда работало, как задумано... но это не так.
     
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    ...но так делают на заводах. И это всегда работает.
     
  14. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Повезло мне-таки. Получил результат после замены второго из 2-х больших конденсаторов. Звук чистый.
    Поставил китайщину Chong VENT 1000мкф/25в. Теперь сижу думаю: добыть и заменить что ли на номинальные "твердотельники"? :hmmm::rolleyes:
    Edison_Gold_16_HDR.jpg
    Кстати, действительно (как было замечено выше) стоит чип DSP24S - китайская копия YMF262. Звучание OPL3, на мой слух, полностью идентичное имеющейся SB32 с настоящим чипом YMF262. Во время гугления фоток у большинства схожих по дизайну моделей "Edison Gold 16" этот чип либо не распаян, либо вообще отсутствует посадочное место.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    только смотри чтобы цена не превысила стоимость звуковухи:D
    Но, вообще, можно. В основном с точки зрения "на века".

    А что касается звучания - так за это Голды и ценились в своё время.
     
    Knd нравится это.
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Выпаянные конденсаторы проверял чем-либо?
    Там 2 чипа могут использоваться ESS688 и ESS1688. 688, кроме отличий в работе с гребёнкой ещё не имеет встроенного FM синтеза, потому с ним обязательно используется OPL3, или его клон.
    ЗЫ. Там больше различий, но я их наизусть не помню.
     
    Последнее редактирование: 22 апр 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  17. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Удовольствие от приведённой в рабочее состояние железки дороже 100-150 р. :)

    Довелось прочитать, что в былые времена как раз "Edison Gold" считались бюджетным бюджетом. Хотя, может это про самые простые модели?

    Специального прибора для этого у меня нет. Поэтому проверял только косвенно, мультиметром. Результаты выпаянных были сравнимы с теми, что поставил.
     
    Последнее редактирование: 22 апр 2018
  18. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Спешу поделиться радостью :) Сегодня приехал заказанный у @zx-c64 модуль расширения памяти на AWE64 на 28mb, за что ему огромная благодарность, - как за разработку, так и за саму плату) Модуль поселился на базе CT4380, которая длиннее более распространенных CT4520 и потому оптимально подходит для его размещения. Что можно сказать, - использование любых банков инструментов - отличная возможность получить новые впечатления от старых-добрых игр :)
     
    Последнее редактирование: 24 апр 2018
    Колючий и Revolter нравится это.
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Suchender, есть ли какая-то практическая разница при использования этих же банков в ОЗУ с картой Live? Умеет ли Live в среде Windows эмулировать AWE для DOS-игр?
     
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @LANRUS, надеюсь, это риторический вопрос?) Потому как я не имею ни малейшего представления о том, как это практически реализуется (и может ли быть реализовано) в Live. От себя могу добавить, что данное приобретение избавляет меня от интереса к любым прочим девайсам, - AWE32 и дочерним платам wt раз и навсегда. AWE64 выводит звук чисто, нет (надеюсь) проблем с "подвисающими" нотами и т.п., а вчерашнее тестирование (Doom, Doom2, Duke3d, Dune2 - т.е., по меньшей мере, всех интересных игр на литеру "D" :)) продемонстрировало, что уже те банки, что есть на vogons, дают мне все, что нужно "для удовольствия".
     
    Последнее редактирование: 25 апр 2018
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    нет. не умеет.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Значит, Live в принципе можно использовать с таким же выхлопом, но только в режиме GM. Хотя существует несколько игр, поддерживающих нативно AWE и не поддерживающих MPU-401 UART General MIDI, кто-то, кажись, упоминал об этом. В этих играх использовать SF2 банки возможно только на настоящей AWE с помощью такого вот модуля памяти. Или 16mbSIMM30x2, но AWE32 фонит намного более жутко, как уже было верно подмечено. Разве что только сигнал с SPDIF снимать. Кстати, на любой AWE64 снимать звук с SPDIF тоже возможно. Аналоговый Line Out в сравнении не выдерживает здесь никакой критики.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление