1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.253
    easy_john, в частности, поэтому и не стал бы.

    У вас там в опросничке какая-то SB Live упоминается, например.

    Схема ОК, понятно и откуда шум, и почему его меньше, чем на аналоговом выходе. Так что моё замечание неважно в контексте.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Что и требовалось доказать.

    А насчёт Live - пусть в опроснике и есть, я сделал оговорку про ISA за себя, а не за опросник. Кстати, интересная мысль: как микшер реализован на Live?
     
  5. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.253
    Я бы предположил, что на DSP.
    Или что, зря они, что ли, весь звук, проходящий через карту, ресэмплят?
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну, это само по себе ещё ничего не доказывает. Чип Emu10k не умеет оперировать аудиоданными, отличными от 48 кГц, поэтому всё non-48, попадающее на каналы wave и spdif in, подвергается принудительной передискретизации по очень замороченной схеме, которая позволяет сохранить изначальные тональность и скорость звучания. Однако непосредственно к микшеру это не имеет отношения, он может быть вполне аналоговым.
     
  7. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.253
    LANRUS, инженерное решение без отдельной аналоговой схемы, соединённой с DSP и входом, и выходом, мне кажется более элегантным.
    Still, we digress...

    ---------- Сообщение добавлено в 21:42 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:39 ----------

    Да, я больше скажу: даже то, что приходит по s/pdif уже в 48@16, всё равно передискретизируется, потому что синхронизироваться с внешним тактовым генератором оно не умеет.
     
    Bato-San нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Так это есть на X-Fi точно, сужу по уровню шума, которого там на S/PDIF я не слышу вообще, при этом звуки со всех бегунков на микшере присутствуют. А на аналоговом выходе X-Fi шум, как всегда, есть. Правда, намного ниже, чем у ISA-карт.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:41 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:38 ----------

    Кстати, на X-Fi есть очень классная фишка DDL и DTScon. Обалденная вещь! Звук чистейший, в играх под 5.1 супер.
     
  9. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    LANRUS, Я думаю, вам не с мельницами надо бороться, а добавить в вашу акустику простейший ВЧ фильтр, который отрежет всё шипение на любых звуковых картах. Самый простой фильтр состоит из одного конденсатора и одного резистора. Это не говоря уже о программных методах.
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2013
    Goblinit нравится это.
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А не отрежет ли данный фильтр ВЧ-составляющие полезного сигнала?
     
    Goblinit и LANRUS нравится это.
  11. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    Geryon, Зависит от номиналов, в целом, частота среза считается по формуле. Годам к 20 ухо человека перестаёт слышать частоты выще 16 КГц. Однако, даже 16 КГц это такой противный комариный писк, что лучше его отрезать нафиг, хуже не станет.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В дос звуковухах не вч писк а шипение, то есть тупо сигнал/шум очень низкий. он по всем частотам, фильтром его не убрать.
     
    Goblinit нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, абсолютно исчерпывающее замечание на предложение Nil!!!
    В своё время очень хорошо запомнил использование систем Dolby B, C, S на аудиодеке. Ни одной не был удовлетворён. В месте с отрезанием шума, грубо говоря, во многом отрезался и звук. И потом, зачем мне бороться с шумом выходных каскадов, когда я знаю, что могу получить сигнал изначально без них? Тут ещё большой вопрос, где "борьба с мельницами".
    А потом, эта борьба давно закончена. Все карты с цифрой из-под доса вычислены:
    1) EWS64XL - SB Pro, WSS
    2) AV310 - SB 16, WSS
    3) AWE32 - с ограничениями по SFX
    4) AWE64Gold - с ограничениями по SFX
    5) Goldfinch - Emu8k
    6) TB Malibu - SB Pro, WSS
    ? - 7) Guillemot Maxi Sound Pro 64 - нет в наличии, нет возможности проверить

    Но и шесть позиций - уже довольно внушительный список. Номер 5 не работает с чипсетами i845 и i865. Номер 2 не работает с i865. В остальном всё ОК.
     
  14. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    easy_john, Действительно, забыл про SNR, однако, шум всё-же можно убрать почти полностью, пусть не простейшим фильтром, но простой програмной резалкой шума. Причина проста — шум каждой звуковухи имеет постоянную природу и не изменяется со временем, значит, сколько-нибудь нормальные фильтры очень просто под него подстраиваются.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:57 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:33 ----------

    Посмотрел спектр тишины своей AWE32. Хоть что-то есть только на 25 Гц и 75 Гц плюс замечательный по форме треугольник НЧ шума до 10 Гц, который можно убрать уже полосовым фильтром без всяких проблем, так как эти частоты вообще никто никогда не услышит. причём уровень на этих пиках в среднем -85дб. Резалка шума это всё убрала полностью, вообще никак не повлияв на качество звука.
     
    Goblinit нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Просто каждому своё, видимо. Для меня вот это и является борьбой с мельницами.

    У меня возник вопрос: работают ли гарантированно все Roland LA девайсы, D-10 D-20 D-50 D-550 D-110 D-70 MT-100, т.е. не упомянутые в "традиционном PC-списке", с компами через Intelligent mode, как и традиционные для геймеров MT-32, CM-32L, CM-64, CM-500 ???
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Добавил в первый пост.
     
    Goblinit нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Спасибо, однако позволю себе заметить некоторые корректировки для таблички:
    - на EWS64 также попадает CDIn, LineIn
    - на AWE32/64G также попадает FM
    - на Malibu, как обычно, SFX и FM
    Последний пункт по TB Malibu я лично не проверял, покупка мной этой карты сорвалась однажды (не договорился с продавцом), более в продаже не видел.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:00 ----------

    Так никто не имел опыт подключения, например, D-550 или MT-100 к компу?
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот, нашёл кое-что. В деталях не очень понял, но в целом впечатление такое, что LA-устройства отличаются друг от друга гораздо больше, чем GM-устройства.
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Опыта подключения нет, но т.к. Cloudschatze прошелся по всему, кроме MT-100, хочу сказать, что по сообщениям обитателей вогонс это аппарат, с точки зрения игруна не отличающийся от MT-32 второго поколения.
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Выдержка из SDK по картам AWE32 намекает на то, что необходимость использовать aweutil /s после использования EMU8000 - результат засилья невнимательных программистов:

    966aba463b595020bc2860ea00222147.jpg
     
    дядя Лёша, Vardok и Bato-San нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Bato-San нравится это.
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Поздравляю. Редкость, наверное.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление