1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Привет всем.
    Есть ли какое-нибудь решение, чтобы убрать хрипы звука на связке: материнка VIA с 596B + Yamaha 719? Cretive SB16 по-моему с теми же симптомами.
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, ну собсно у меня в такой связки хрипов нет. Так что осматриваем, чиним.

    А ещё бы занести в профиль название используемых материнок хотя бы.
     
    Последнее редактирование: 30 апр 2018
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Попробовать другой БП. Попробовать удалить все другие карты рсширения. Сравнить результаты.
     
  6. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @Bato-San, @LANRUS, как тогда объяснить, что на этой матери ESS1868f работает нормально? А Yamaha эта + мать Intel = всё хорошо.
    Да, карт расширения - нет, блок питания проверен в деле.
    Проблемная мать зовётся 6vta2-d100n.
    Вообще, не помню уж где, но доводилось читать, что с viaшными чипсетами встречаются подобные глюки.
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, процессор у тебя там какой ?
     
  8. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    P II-266
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, в биосе отключал набортную ямаху 740 ?
     
  10. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.832
    @Knd, в какой момент происходят хрипы? Как распределены прерывания по устройствам? Драйвера на звуковую .vxd или .wdm?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, в данном случае проблема не с чипсетом, раз ты говоришь, что
    Однако возможно что дело и вообще в софте.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Стоп, я подумал, что хрипы носят характер аналоговых помех, что случается в конкретных связках железяк, хотя в других связках те же железяки могут вести себя нормально.

    Так на самом деле хрипы вызваны на уровне DSP? Это легко на слух отличить. Тогда да, копать настройки.
    --- добавлено 30 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 30 апр 2018 ---
    Существует довольно известный баг VIA 686B с картой AWE32. Но я не припомню, в чём он заключается, сам такую связку не пользовал, только встречал упоминания в Сети. Поискать надо.
     
  14. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Как тут дело может быть в софте? Пробовал в ДОСе (не загружая оболочку Вин98), ну и самой Винде - результат одинаков. FM OPL играет идеально (в Винде софтовый - в том числе). Но именно в Досявых играх такой косяк. Опробовано на Doom, Descent.
    --- добавлено 30 апр 2018, предыдущее сообщение размещено: 30 апр 2018 ---
    Косяк только со зв. эффектами. Какие настройки копнуть можно?
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Что и требовалось выяснить:
    отсюда:
    Далее в биосе следует отключить все специфические фишки чипсета (хотя лично у меня без проблем работает с ними).
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, У большинства игр с нативной поддержкой она скорее минус, чем плюс, так как они игнорируют загруженные банки и выбирают банк по умолчанию.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @nop, ну не знаю, не буду утверждать, я никогда не использовал AWE с банками. Но я думаю, что, раз @zx-c64 заморочился этими репликами и даже поставил на небольшой поток, проблема игнора банков, видать, не настолько остро стоит, как её малюют. Для себя, если заморочусь с SF2, буду пробовать для начала на Live через MPU в режиме GM.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, вообще то есть софт позволяющий в чистом досе грузить в AWE банки. Поэтому @zx-c64 правильно озаботился.
    А вот у Live грузить банки просто некуда. Другая идеология работы. Кроме того Live вообще эмулирует SB16. Зачем сделали именно это - фиг его знает. В принципе можно заставить Live эмулировать что угодно, но это уже к твоему программисту.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А я что-то читал на форумах, что в чистом досе проблема. То ли понимают это полторы игры, то ли сами игры должны уметь это делать, причём строго со своими банками в комплекте... Не помню уже. Надо мне подтянуть сведения, заполнить этот свой пробел.
    Я же сказал "для начала", "пробовать". А для начала можно ограничиться и виндой, банки будут грузиться в ОЗУ.
    Ну как зачем? Тогда было время, когда все производители стремились сделать свои продукты совместимыми с SB (SB16), даже когда время ISA начало уходить, спрос юзеров на любимые DOS игры и их работоспособность оставался и даже диктовал производителям. Вспомни, какая PCI карта того времени не держит стандарт SB? Ну и в Креатив постарались, SB16, лицензию покупать им не надо было.
    Вообще, они лицензию на SB16 сделали настолько дорогой, что немногие её приобрели. На шине PCI я знаю только два чипа с эмуляцией SB16 в драйвере - ALS4000 и Trident 4DWave.
    Ну да, но это не только к Live относится.
    --- добавлено 1 май 2018, предыдущее сообщение размещено: 1 май 2018 ---
    Что же касается "моего" :) программиста, то скоро поддержка Live будет полностью доделана. Переходим к Audigy.
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    там проблема в двух вещах:
    1. Сам криватив ничего не сделал чтобы в досе это можно было делать интуитивно и просто.
    2. По дефолту памяти на AWE ... нет. Кроме встроенной. Поэтому грузить что то большое просто некуда. В винде такая карта работает по той же идеологии, что и Live. А вот в досе уже надо бы память расширить.

    Так вот досовская часть Live обходит проблему тупейшим образом - задействует DPMI и жрёт банк в память. Вообще это не мешает играм которые умеют работать с DPMI. Но вот которые не умеют - им начинает не хватать нижней памяти. Обломинго.

    ну я так понимаю вы микшер делаете работающий в FLAT-моде, а не эмулятор с банками ?
     
    LANRUS нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну разумеется. Цель не стоит сделать там какие-то эмули. Многие юзают в ретрокомпах карты Live или Audigy, при этом для микширования звука с ISA карт все используют соединение их друг с другом "сквозняком" либо внешним микшером. Первый вариант - полное Г. Второй - уже адекватный подход. И карты на базе EMU10k полностью в состоянии заменить внешний (и часто дорогостоящий) микшер. Вот в этом и заключается цель работы, больше ни в чём.
     
    Колючий и Bato-San нравится это.
  22. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Но упоминать мы его, конечно, не будем.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление