1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Перерыл все настройки Биоса, толку ноль. Искажения заметны, но не очень сильно в таких играх, как Doom, Heretic, и гораздо сильнее (хрипяще-заикающееся) в Duke Nukem 3D, Descent. В последних 2х ещё и крашилось практически сразу.
    Ну и что бы вы думали?! Это всё из-за PCI-видеокарты. Скорее даже не из-за неё, а в сочетании. У меня есть только две S3, 64v+ и 64v2, но тыкал я их во все слоты - результат одинаков. Всё пошло как по маслу, как только поставил видеокарту AGP.
     
    Bato-San нравится это.
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    надо будет попробовать. Хм.

    На интеле такая же фигня или нет ?
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Knd, ну если очень хочется именно S3, можно поискать AGP версию, их клепали с чипом 3D большим тиражом. Не думаю, что будет дорого стоить.
     
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Возможно, дело не в шине, а именно в S3.
     
  7. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Да в общем-то то установленный S3 Savage LT (SR9) от Number Nine свои функции выполняет:)
    --- добавлено 1 май 2018, предыдущее сообщение размещено: 1 май 2018 ---
    Не, на интеле с той же комплектухой всё было пучком.
     
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    ЕМНИП(давно это было)
    Это имеет смысл только с играми, которые совместимы с досовской эмуляцией GM. Это, в основном, старые игры, но недостаточно старые чтобы требовать MT-32, который на AWE эмулируется чисто условно. Большинство игр с драйвером AWE игнорит эти банки, пара игр грузит свои. SBK или SF2 лежат среди файлов игры. Если хочешь поиграть со своими банками, например, в Duke3D, запускай из под Windows 9X в GM/GS-режиме. Виндовая эмуляция GM намного совместимее досовской от Creative.
     
    Последнее редактирование: 2 май 2018
    Колючий нравится это.
  9. jbosch

    jbosch

    Регистрация:
    10 дек 2015
    Сообщения:
    22
    А можно примеры? Мне казалось, что игры, загружающие собственные банки для AWE32 — какая-то огромная редкость.

    А еще вопрос — FTP из шапки поста уже всё, умер? Я про ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @jbosch, Тыщу раз упоминали. Я лично играл в Toshinden и Eradicator.
    Под виндой же есть например FF7.
     
  11. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Привет. Прочел на "вогонах", что можно для авешки32 выключить High dma. С досом понятно, но не могу понять, как это сделать под Виндой 98. Подскажет кто-нибудь?
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, 81 регистр обнулить старшие 3 бита (но только для PnP).

    И на том же вогонс написано как:
    Диспетчер устройств, ручная настройка ресурсов.
     
    Последнее редактирование: 15 май 2018
    Колючий и TheMadLynx нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я именно так и поступаю, если надо сэкономить один.
     
  14. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Карта не PnP. Мда, так себе решение: игры, требующие High DMA, при такой настройке запускаться перестают. Или я не додумался, и надо им для этого давать "0" вместо обычного "5" ?
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ты меня радуешь.

    Во первых следует в таком случае указывать игре уже не SB16/AWE32, а SB/SBPro. А во вторых - зачем ты его освобождаешь то, если не для другой звуковой карты ?
     
  16. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Радовать лучше, чем бесить)
    Освобождаю, чтобы посмотреть как это влияет на crackling и DMA click.
     
    Последнее редактирование: 16 май 2018
  17. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Я тут как-то рассказывал историю про шумящую вместо звучания карточку EdisonGold 16 на es688f, и про то, как удалось вылечить её заменой 2х самых больших конденсаторов (470мкф 16в).
    Так вот, эта история имеет продолжение. А именно: поюзал карточку немного, послушал в разных играх, и отложил на некоторое время. Спустя время понадобилось попробовать её в одной сборке. И вот, "вылеченная" до этого карточка после запуска под DOS (да и под Windows) начала издавать ровно те же самые искаженные звуки, как до того, так называемого, "ремонта"! На этот раз перепайка не дала абсолютно ничего. Более того, т.к. я к этому времени обзавёлся ESR-метром, я проверил и выпаянные кондёры, и те, которые поставил вновь взамен (они в норме). Не придумав ничего лучше, выпаял и проверил остальные 12 маленьких конденсаторов (10мкф 16в) - все их параметры оказались в пределах нормы.
    Теперь - внимание - вопрос: куда ещё можно копнуть (при моих не слишком обширных познаниях в радиотехнике), и какова может быть истинная причина повторения такого рода неисправности? Очень уж стало интересно..
     
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @Knd, ставлю на трещину в плате или в месте пайки какого-либо компонента.
     
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    ага, с конденсаторами слишком все просто получалось.
     
  20. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Трещина самоустранилась при перепайке, а потом появилась снова? Мне кажется, вероятность такого развития событий невелика. Тем более, в период работы каких либо нестабильностей и шумов как таковых не наблюдалось вообще.
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, если что то не работало до ремонта ни при каких условиях и некоторое время нормально работало после - ремонт всё же помог.
    Почему временно ? Потому что видимо так был проведён (недостаточная диагностика самоочевидна, мы по фото не можем определить что и как на 100%, а ты не имеешь нужного опыта. Качество пайки так же. И т.п.)
    Или есть ещё какие то дополнительные факторы - например разъёмы ISA (карта не фиксируется, нарушается контакт; окислившиеся/ослабшие контакты), источники питания, другие платы, дефекты материнки и т.п.

    Т.е. в любом случае тебе предстоит секс с разбором что это и почему. Рекомендуется проводить подобные изыскания с минимальным набором комплектующих, притом гарантированно рабочих и не входящих в проблемный комплект.
     
    Knd нравится это.
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Попадались микротрещины в пайке.
    В самом худшем случае конденсатор висел на одной ножке, вторая свободно болталась. При этом визуально дефект не заметен. При сильном увеличении видно тонкую кольцевую трещину в пайке и движение ножки при покачивании конденсатора. Дефект может временно устраниться при качании конденсатора, т.е. сдвинуть его так, что появится более-менее стабильный контакт. Потом все повторится после окисления/сдвига контакта.
    Аналогичное бывает с ножками микросхем.

    Причина появления - брак пайки, разрушение от перепадов температуры.
    Лечится тотальным пропаиванием контактов под флюсом с последующей смывкой флюса спиртом.

    Если не поможет, то придется составлять схему устройства и проверять каждые элемент/соединение/дорожку тестером.
    Характер неисправности устройства и знание возможных причин/мест, которые к нему приводят позволяют сократить первоначальную область проверки.

    Крайний случай - проверка работающего устройства осцилографом.
     
    Последнее редактирование: 22 май 2018
    Knd нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление