1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.441
    Схему аудиокарты... Не имея опыта составления схем, я на схему геймпада для игрового порта с турбокнопками с неделю вечеров после работы угрохал. ИМХО, схема аудиокарты всё же слишком брутальна для новичка... :)

    По трещине на пайке конденасаторов - врядли, маловероятно повторить её при перепайке, это совсем криворуким надо быть. Вот трещина на пайке других элементов - может быть, как раз пожмакал карту во время работы, что-то куда-то удачно сместилось. Ещё возможна трещина в текстолите/одном из слоёв/обрыв переходного отверстия.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Knd, @Strannik_, Да епт, неужели нельзя потыкать пальцем работающую карту?
     
  5. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Даёпт тыкал конечно, я думал такие банальности писать не следует.
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Knd, это уже не банальности, а "эротические подробности", особенно учитывая использование "вуальки". :blush:
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Offtop
    С чего-то надо начинать. Если у человека есть интерес разобраться самому с карточкой, то с нее и надо начинать. Простые отстраненные схемы ему будут не интересны. А вот когда он сам сложное устройство разберет на несколько типовых схем - это и есть опыт.
    Пока плата имеет два слоя проводников она может считаться простой. Одной настырности достаточно, чтобы отследить все связи и нарисовать схему.


    "Потыкать пальцем" работающую карту, содержащую программно инициализируемые компоненты, в большинстве случаев бессмысленно и опасно. Из-за неисправности такие компоненты могут не перейти в рабочий режим.
    Начинать надо с очень внимательнго осмотра с увеличением. Вот тут можно покачать, понажимать, подвигать перемычки, понажимать кнопочки. Хорошо помогает макросъемка фотоаппаратом. На фото хорошо видны некоторые детали, которые даже под увеличением не определяются глазом. Например, замыкания между ножками микросхем.
    Не помешает найти руководство пользователя для устройства. Как минимум, там есть характеристики устройства, описаны питание, входы, выходы, элементы управления. В идеальном случае - раздел с устранением неисправностей и схема (блок-схема или полная).
     
    Последнее редактирование: 22 май 2018
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    BGA, переходы под впаянными корпусами - явно показывают обратное.
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.441
    Да отследить связи - это дело одного вечера. А вот из получившейся оргии медуз сделать читаемую схему, не имея опыта... Вобщем, я сочувствую взявшемуся в таких условиях. :)
    --- добавлено 22 май 2018, предыдущее сообщение размещено: 22 май 2018 ---
    Там вроде нету БГА, но проследить ситуацию под корпусами без выпайки действительно будет проблемно, о чём я не подумал.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Контакты микросхем в корпусах BGA проверяются с использованием рентгена. В конечном счете, тоже визуально. Правда, установку с рентгеном можно позволить себе лишь при поточном производстве.
    Нажимать на BGA бессмыслено. Трещина даже не замкнется.
    Вообще, BGA можно считать неремонтопригодными. Выпаять микросхему и впаять ее обратно обычно стоит дороже, чем купить новое устройство.

    Пришло на память...
    Offtop
    "Однажды Уатта пригласили найти неисправность в большой паровой машине. Так как хозяева из-за простоя несли большие убытки, и другие инженеры сделать ничего не смогли, они пригласили самого изобретателя паровой машины и обещали заплатить 1 000 долларов, огромные деньги по тем временам.
    Уатт трижды обошел вокруг машины, потом попросил большую кувалду. Ему принесли кувалду, он примерился и ударил по кожуху машины. "Теперь запускайте", - сказал он. Машина заработала. После этого начинается самое интересное. Хозяевам стало жалко платить 1 000 долларов за один удар кувалдой, они чувствовали себя одураченными. Тогда они решили схитрить и предложили Уатту написать счет, чтобы затем его попытаться оспорить. Уатт взял лист бумаги и написал следующее. За удар кувалдой - 1 доллар, за знание, куда ударить - 999 долларов. Хозяева была вынуждены выплатить гонорар полностью. "

    Чтобы знать нужно этих машин повертеть.... Только опыт.

    Все просто: разделяй и властвуй. Даже с небольшим опытом на плате выделяются крупные микросхемы (блоки однотипных микросхем для ооооочень старых устройств, времен i8086 и ранее). Находятся руководства к этим микросхемам (для DSP и т.п. руководств нет, надо искать их описания с внутренними блок-схемами и внешними связями). В руководствах даются схемы стандартных обвязок. Медузы проверяются и приводятся к эталону, каждая на отдельном листе. После этого стыкуются в целую схему или строится блок-схема со ссылками на листы схем.
     
    Последнее редактирование: 22 май 2018
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Strannik_, в этой теме на полном серьёзе народ видеокарты в духовках распаивает. Какое "дорого" ? Какой "рентген" ?:D

    ЗЫ. Но про кувалду - это хорошо, хотя и бородато. Тонкий такой намёк @Knd что ему следует сделать...
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Мы ремонт обсуждаем, а не шаманство с магией вуду. ^_^
     
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    а надо было стучать!! :rtfm:
    Я ЛИЧНО таким способом починил: пару элт-мониторов, пару видеоплат и буквально сегодня комп, который вдруг решил загудеть, сволочь.
     
    nop и TakedaSun нравится это.
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ох господи. Чем что-то там изучать и восстанавливать с многослойки - проще купить новую. "програмно-инициализируемое"? Как раз в том и суть, что уже плохо звучащая карта может от шевеления в определенном месте или починиться, или совсем перестать работать, что в любом случае то, что нам и надо - признак наличия неисправности. BGA сдуваются феном и есть спецы, делающие такое запросто, но беспокоить их из за копеечной звуковой.. Ну и нет там BGA.
     
    Последнее редактирование: 23 май 2018
  15. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Первая цель - найти неисправность. Вторая цель - устранить ее.
    Вандализм при ремонте не имеет смысла. Нет желания ремонтировать - не берись.

    Offtop

    Пример очень простого ремонта.
    В пятницу выломал разъем, две контактные площадки с платы. До понедельника не работала клавиатура.
    Неисправность определена визуально. Способ ее устранения - после прозвонки: дорожки уходят под элементы, одна из них переходит на другую сторону платы. Схема не потребовалась. =)
    Пайка средней аккуратности паяльной станцией.
    P1260676_copy.JPG P1260677_copy.JPG
    Трещины в дорожках находятся и исправляются похожим образом.
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Strannik_, Эта карта или чинится быстро и эффективно, или отправляется в мусорку и заменяется такой же с барахолки. Вероятность сжечь что-то необратимо шевелением крайне мала. Нести ее под рентген, восстанавливать схему часами - :facepalm::facepalm::facepalm:
     
    Колючий нравится это.
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Просто меняешь все детали на PCB. Если не заработало - меняешь PCB. Если после этого не заработало - значит дело не в звуковой карте.
     
    Goblinit нравится это.
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Вангую на усилитель TDA1517 или совсем убитый DAC. Осцилограф в руки и сомтреть откуда шумы.
     
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @tuliss, Как человек _реально_ чинивший железо без лишних инструментов с детства, советую взять линейный вход усилка для наушников (внешней звуковой, например) и подсоединить щуп у нему. Только через резистор и конденсатор для безопасности и минимизации влияния на работу схемы. Тыкая в плату проводком, слышишь собственными ушами, где звук нормальный, а где уже неочень. При минимальном опыте можно распознавать и другие типы сигналов.

    А "тыканием" мною и при мне устройства диагностировались реально несколько раз. Локализировать, впрочем, совсем непросто бывает, не доломав окончательно.
     
    Последнее редактирование: 24 май 2018
    TheMadLynx и alfy нравится это.
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    У тебя не так много мест, где таким образом можно тыкнуть, а вот спалить окончательно когда ты не понимаешь что вообще делать, очень много.
    Как по мне любой осцилл и плата пойдет для обучения. Ну как вариант тупо поменять усилитель.
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Спалить практически нереально. Громкость только надо сразу не ставить большую.

    Успехов в различении плохого звука и хорошего по осциллографу :) А так да, даже копеечный советский с барахолки бывает очень полезен.
     
  22. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Мы вроде тут не про качество звука по осцилу говорим. Угу.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление