1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @tuliss, звучит звук правильно, или с серьезными искажениями, ты на осциллографе, скорее всего, не увидишь. Что непонятного-то?
     
  4. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я не предлогал например смотреть АЧХ на осциле.
    Шумы и вообще , если что-то не так и не туда можно вполне увидить.

    Вообще при должной фантазии можно придумать как сравнить и качество звука, например заготовив дем звук. Можно и демо в картинках повыводить

     
    Revolter и Колючий нравится это.
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Вообще говоря, проблема "плохого звука" состоит из трёх частей:

    1) Что то из железа неисправно (включая наименее очевидные части), неправильно подключено и т.п.
    2) Софт (драйверы, кодеки, проигрыватели) и его работа на конкретном железе.
    3) Качество самого звукового файла или синтеза звука (т.е. хрипы и щелчки могут содержаться и в наборе данных изначально).

    Так что инструментами достаточно просто проверить исправность оборудования. И перейти к следующему пункту, если нет проблем.
     
  6. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.905
    @Bato-San, уши, неисправные уши забыл!
     
    Goblinit, nop и Bato-San нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Revolter, точно ! Но следует добавить ещё другие неисправные части тела - змеи к примеру языком слушают.
    А вдруг слуховой аппарат у кого сломался ? Мощный дизель инвалидной коляски гоночной помехи выдаёт. И т.п.:D
     
  8. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ох уж эти медведи и отвертки :)
     
  9. AnyNaume

    AnyNaume

    Регистрация:
    29 авг 2010
    Сообщения:
    71
    А есть тут ещё кто с Аудигами...
    Суть - упала мне тут SB Audigy 2 ZS и теперь с ней стоит вопрос с дровами под ДОС / 9х. Может кто тут есть сими железками и готовыми нормальными решениями?
    ЗЫ, про Audigy_2_ZS_Install_CD.7z с Вогонса в курсе, но там VXD драйвер ущербный, без звука в ДОС играх.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    У меня Creative Sound Blaster Audigy 2 (SB0240).
    Драйвер для DOS
    Offtop
    Драйвер для Windows 9x
    Offtop

    VOGONS Vintage Driver Library

    ! При установке через автозапуск устанавливает WdM драйвер и дополнительное ПО.
    ! Устанавливает DirectX 8.1.

    Устанавливал на Windows 98SE

    VxD - работает FM, WT, CD Audio, CD SPDIF.
    ! Нет эмуляции Sound Blaster в DOS-сессии. Звук в играх для DOS отсутствует.
    Emu10kx.inf
    ;Last modified date 11 April 2003
    ;For our own internal tracking Ver 4.03
    Один раз каким-то невероятным способом удалось установить этот драйвер с поддержкой эмуляции SB в DOS сессии. Однако, после полной переустановки ОС попытки повторить эту невероять ни к чему не привели.

    WdM - работает FM (Sound Blaster Pro), WT (General MIDI), CD Audio, CD SPDIF.
    Creative Game Port, 09.03.2002.
    Creative SB Audigy, 04.11.2003.
    В DOS-сессии эмулирует SB PRO:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4 P330
    ! Не проигрывается музыка через FM. Если возможно, выбрать General MIDI. Музыки совсем нет в Wolfenstein 3D 1992.
    ! General MIDI качество лучше, чем в эмуляторе SB16 под DOS.
    ! Звук может сопровождаться щелчками (Tomb Raider).
    После установки драйвера выполнить конфигурацию MIDI.
    Панель управления/Мультимедиа/MIDI/Выход MIDI
    Выбрать один из выходов:
    SB Audigy Synth A - аппаратный синтезатор Audigy
    SB Audigy Synth B - аппаратный синтезатор Audigy
    SB Audigy SW Synth - программный синтезатор Audigy
    SB Audigy MIDI порт - требует подключения внешнего MIDI устройства
    Microsoft GS WaveTable SW Synth - программный синтезатор
    ! Лучше использовать аппаратный синтезатор.

     

    Вложения:

    • info.txt
      Размер файла:
      6,7 КБ
      Просмотров:
      741
    Последнее редактирование: 25 июн 2018
    TheMadLynx нравится это.
  11. AnyNaume

    AnyNaume

    Регистрация:
    29 авг 2010
    Сообщения:
    71
    Благодарю, буду пробовать...
    Один раз каким-то невероятным способом удалось установить этот драйвер с поддержкой эмуляции SB в DOS сессии.
    По крайней мере обнадёживающе... Возможно там какой подходящий файл затесался от других драйверов...
    А за ВДМ могу добавить
    !в любых Windows играх с массированной и данамичной озвучкой наблюдаются лаги/щелчки/рассинхронизация видео и звука. Jets-n-Guns например.
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    и не должна.
     
  13. AnyNaume

    AnyNaume

    Регистрация:
    29 авг 2010
    Сообщения:
    71
    Strannik, ещё раз брагодарю. Всё заработало.
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Включая эмуляцию SB в DOS сессии с VxD дравером под Windows 98SE? =)

    Обратите внимание, под DOS не включено CD-Audio. Музыка с компакт диска не будет слышна.
    Хотя.... Если у CD привода есть аудио выход, можно попробовать соединить его кабелем со входом звуковой карты...
     
    Последнее редактирование: 26 июн 2018
  15. AnyNaume

    AnyNaume

    Регистрация:
    29 авг 2010
    Сообщения:
    71
    То я непосредственно касательно выданного драйвера для ДОС. Так что:
    "Включая эмуляцию SB в DOS сессии с VxD дравером под Windows 98SE? =)"
    Нет конечно. Да и не должно было. Да и одно другому невтыкуемо, после выполнения sbeinit.com, win уверенно виснет на старте. Да впрочем Кривотивы - те ещё осьминоги.

    под DOS не включено CD-Audio
    А должно быть? Обычно (ну по крайней у того что есть у меня) эта шняга работает только посредством спецсофта (тех-же игр, крутящих аудиодороги со своих дисков), но не само по себе в вакууме.
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Не верные исходные данные. Для windows не нужен DOS дрйвер. В том случае, когда под Windows у меня включилась эмуляция SB (если правильно помню - SB16, т.е. "хуже", чем под чистым DOS. Точно, другой тип, потому, что при запуске под Windows Tomb raider с настройками для DOS система вешалась намертво) в диспетчере устройств был эмулятор SB в виде одельной части VxD драйвера звуковой карты.

    Вот именно, что оно работает "само по себе в вакууме". Например, если взять CD привод с механическими кнопками управления проигрыванием, установить в него CD-Audio и запустить проигрывание кнопкой на CD приводе, то, при настроенной аудиокарте, звук на выходе звуковой карты появится сразу. Здесь под правильной настройкой, кроме настройки общих DSP и выходных уровней, понимается влючение (активирование) входа CD-Audio и установки на нем необходимого уровня громкости. В DOS драйвере вход CD-Audio отключен или его громкость установлена на 0. Т.о. игра с поддержкой CD-Audio (например, Tomb Raider) увидит диск с аудиодорожкой, запустит его проигрывание, но на выходе музыки не будет. В этом и заключается первая для меня неприятность, связанная с Audigy 2.
    В качестве плюса, отмечу очень хорошую поддержку MIDI в DOS, на уровне AWE64. Я даже не стал выключать музыку в DOOM. При том, что это качество не предел для Audigi 2. Если тот-же DOOM запустить под Windos XP услышите еще лучший вариант MIDI (если не будете двигаться или отключите полностью FX, и это вторая, последняя, неприятность).
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, разработка полноценного микшера для A1 идёт полным ходом. Если не нужен звук 6.1/7.1, если не нужны примочки, связанные с дополнительным чипом P16V, а именно DVD Audio 24bit 96kHz, то советую не страдать "магией топовости" и заменить A2 на A1. В режиме от 2.0 до 5.1 их возможности ничем не отличаются.

    С другой стороны, по окончании работ над A1 я напишу двоим людям, изъявившим желание финансировать микшер под A2. Если есть желание, можете примкнуть к ним.
     
  18. Duke Nukem

    Duke Nukem

    Регистрация:
    18 окт 2004
    Сообщения:
    1.797
    Нашел на своей AWE64 Gold штыри для подключения PC Speaker. Возник вопрос - насколько сильно будет результат из колонок отличаться от настоящего динамика? И самое главное - в какую сторону?
    Это будет похоже на DOSbox с нормальными колонками или же AWE64 что-то хитрое с этим звуком еще делает?
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Duke Nukem, регулятор громкости.
     
  20. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Басы будут, звук вообще будет очень другим. В целом интереснее конечно с колонок, но неаутентично, не пробивает на ностальгию.
     
  21. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Надо будет попробовать подключить PC Speaker к звуковой карте для игры Fury of the Furries. В этой игре музыка идет через зуковую карту, остальные звуки - через Speaker. А так будет все вместе. Хммм....
     
  22. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Strannik_, А можно просто попробовать версию для других платформ.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление