1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @nop, так уж сложилось, что играю в игры на PC (DOS, Windows) и NES. Амиги или Макинтоша у меня нет. С реальным оборудованием как минимум запустил бы для сравнения. Разбираться с эмуляторами нет желания.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  5. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Надо же, какая интересная халтура поделка. Чтобы ее посмотреть, пришлось в системе заменить видеокарту и звуковую карту.
    Также, как и FoF, игра не дружит с Matrox Productiva G100 8MB AGP. Заменил на NVidia Geforce 4 MX 440.
    И новая особенность - несовместимость с Aureal Vortex 2. Точнее, с ее эмулятором SB для DOS. Этот эмулятор блокирует память EMS и игра вылетает с ошибкой при инициализации. Заменил на Creative Sound Blaster 16 Pro.

    Яростных пушистиков пустили под нож, зменив заблудшим Пакменом. Дргая история, другие заставки. Музыку тоже всю поменяли.

    Часть музыки можно вернуть простым копированием файлов. Но... не та это игра...
     
    Последнее редактирование: 4 июл 2018
  6. Дарк Шнайдер Недопустимо инфантилен

    Дарк Шнайдер

    Регистрация:
    18 окт 2004
    Сообщения:
    21.989
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    И что в этом видео было такого, чего никто из нас не знает?
     
    Bato-San нравится это.
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @LANRUS, просто теперь те, кто действительно не знает, могут посмотреть это видео, а не перебирать горы мусора на форумах.
     
    TeslaWhiteMsk нравится это.
  9. Дарк Шнайдер Недопустимо инфантилен

    Дарк Шнайдер

    Регистрация:
    18 окт 2004
    Сообщения:
    21.989
    Тут больше впечатления человека, который мечтал о такой карте с детства (а некоторые до сих пор :crazy:), тем больше ценность данной ретроспективы.
     
  10. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    А "мы" - это несколько человек здешних пользователей, которые считают что им всё-всё известно, или и все остальные посетители форума, в том числе и гости?
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Камрады подскажите. Имею такую вот карточку, когда то досталась по сносной цене, но так нигде и не применил Yamaha SW1000XG
    Предлагают махнуть на две SW60XG и Ensoniq Soundscape Elite. Если какая то ценность последних для ретрогеминга при том что уже имею DB50XG.
    Просто до сих пор ищу идеальную связку сб бластер (или совместимый) + дочерка либо все в одной плате СБ бластер + миди синтезатор
    при том условия все в одном ISA ну или ISA и PCI
     
    SergMolothNail нравится это.
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    Я считаю, что нет.
    Никто еще не нашел.
     
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А чего? вроде эта Ямаха 60 круче за 50ку дочерку, хз правда есть ли там распаян OPL
    Вторая карта так вообще имеет миди синтезатор на борту + полная совместимость с соунд бластером
    Моя Yamaha SW1000XG за которую предлагают это разве интереснее для ретрогеймера?
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @dante1, если она тебе не нужна для работы и ты не знаешь музыкантов, которым без неё жизни нет и ты точно знаешь, что расставание с ней не трагедия всей твоей жизни - меняй и не думай особо.
    вообще очень вкусная вещица, особенно, если хотя бы с родным софтом, не говоря про полный комплект. Только ESP проверь, чтобы был.
     
    Последнее редактирование: 26 июл 2018
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    Один фиг (для игр, не для музыканта!). Просто одно в форме дочки, а второе -- отдельной платой.
    Нет. Она в системе видна просто как MPU-401.
    Скажем так, она -- дерьмо особенная, с точки зрения ретро-игрока. Не умеет в режиме SB в стерео звук, то есть совместима только с SB, но не с SB Pro. Не поддерживает полноценно ADPCM (Duke Nukem II будет без звуковых эффектов, например). В некоторых играх с 1-Cycle DMA будет щелкать (принц персии, например). FM-синтез (как и MT-32, кстати) эмулируется программно -- без комментариев, лучше один раз услышать. Остается еще General MIDI с неубедительным банком на 2 Мб, но зачем? Ведь нормальная ямаховская дочка уже есть.
    --- добавлено 26 июл 2018, предыдущее сообщение размещено: 26 июл 2018 ---
    С другой стороны, здесь соглашусь -- такая для ретрогеймера тоже бесполезна. Решать вам.
     
    LANRUS нравится это.
  16. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    человек предложивший обмен говорит что возможно найдет полную AWE32. И готов обменять две из трех этих карт на мою Yamaha SW1000XG. Если взять AWE32 то какую выбрать вторую SW60XG или Ensoniq Soundscape Elite. И стоит ли вообще менять, или просто лучше дальше ловить покупателя на Yamaha SW1000XG примерно за 100$
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @dante1, если стоит задача избавиться от SW1000XG, то я бы взял AWE32 и SW60XG -- они дополнят друг друга.
     
    SergMolothNail нравится это.
  18. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    в моей системе только один ISA)
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @dante1, тогда надо купить что-то типа такой штуки:
    awww.ant_computing.com_img_isabefore.jpg
    B)
     
    SergMolothNail и LANRUS нравится это.
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А вариант awe32 с навешенной db50xg разве не лучше?
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @dante1, нет, в Duke Nukem 3D, например, нормально миди-дочка играть не будет.
     
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Чего какая разница миди через дочку или отдельную плату ISA ?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление