1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да как то самому придумывать, выгибать, резать корпус под это дело нет ни желания ни времени. На открытом стенде вариант еще более неподходящий.
    А поясните чем на практике критично отсутствие SBPro или SB16. Что будет когда есть только либо одно либо второе. Я понимаю что СБха побоку какая нужна ток для звука в играх ну и ОПЛ музла, МИДИ уже реализовать дочерками или преобразовывать Авой
    --- добавлено 1 авг 2018, предыдущее сообщение размещено: 1 авг 2018 ---
    Так на сколько знаю Audigy 4 это переименованная Audigy 2 Value SB0400, в чем проблемы, еще и мега + в сравнению с Audigy 1/2 отсутствие передискретизации в 48. На счет под ХР лучше X-Fi лучше но и дороже минимум вдвое
     
  4. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    622
    Хватит эту чушь про отсутствие передискретизации повторять. До полноценных X-fi она есть во всех десктопных креативовских картах. В случае с 4 аудигой просто добавлена галка в драйвера, переносящая передискретизацию с DSP карты (быстая, но не очень качественная) на центральный процессор (несколько более качественно). При этом перенести передискретизацию c DSP на проц можно на любой карте.
     
    nop нравится это.
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    отсутствие SBPro критично тем, что он используется в большинстве игр, заменяет всё, что было до него (и, если хорошо так подумать о своих потребностях и не жадничать, то и после него тоже), имеет нормальное стерео (особенно вариант ямахи 7хх), встроенный OPL + если очень хочется, можно и WT-дочку присобачить. Т.е. он в целом нужен. По обслуживанию и настройке самый простой и неприхотливый из всех - драйвера, как правило не нужны (у тех же ямах микшер совмещён с сетапом).

    SB16... да нахрен он надо 90% времени.

    AWE32 для особо яростных коллекционеров.
    AWE64 - как уже выше написали, при минимальных танцах с бубном может заменить почти всё, включая дочку.

    Что касается WT-дочек - с ними носятся потому, что не умеют в DOS заливать банки в AWE. Вот и вся история.

    Под виндой все эти дочки неактуальны, потому как WT реализуется по умолчанию в виде GM (тот самый банк инструментов в dls). Более того, на тех же лайвах и вообще нет своего ОЗУ и WT реализуется программно в любом случае. На AWE используется ОЗУ компа, если не стоит расширение памяти.

    ЗЫ. проблемы шумящих выходных каскадов и прочие ужосы, это страдания коллекционеров и эстетов, которые всё равно купят условно-проблемную карту, чтобы и дальше ныть, попутно гордясь, что у них коллекция более полная, чем у других.

    Для тех, кому поработать - профессиональные карты.
     
    Последнее редактирование: 1 авг 2018
  6. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Парни - стал счастливым обладателем гуся ) фотки сейчас прикручу, хочется услышать от гуру на сколько данная версия "дно" и как ее правильно настроить в Досе (ну мало ли какие там танцы есть, просто с таким гусем делов не имел еще).
    На сколько вижу - версия "классик"
    В комплекте к ней прилагается куча книг ) и дискеты, и тут тоже вопрос - две дискеты идут с чем то версии 1.2 и шесть дискет версии 3.11
    Не уверен что они еще читаемы, проверять буду через день два но просто интересно что там и где есть исходники, что бы сразу на винт скопировать.
     

    Вложения:

    • DSC_4763.JPG
      DSC_4763.JPG
      Размер файла:
      663,6 КБ
      Просмотров:
      369
    • DSC_4766.JPG
      DSC_4766.JPG
      Размер файла:
      850,5 КБ
      Просмотров:
      338
    Последнее редактирование: 1 авг 2018
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @kot-perm, поздравляю.:good: Память на месте. Настроить - ну, берёшь драйвера, ставишь и всё. Там тебе и патчи поставятся и эмулятор бластера и всё остальное. Да ещё и проверится всё и даже голосом поговорит. Ну это с родных дискет.
     
  8. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Ога спасибо, я ее год назад выпрашивал у человека, а он мне ссылку на аукцион ))) мол надо быть миллионером... в общем уступил место и забыл...
    А тут парень (вот прям очень по мужицки поступил) сам на связь вышел, надо мол еще карту эту ? ну я ессно киваю головой 1001 раз ) ну и дальше прям мечта коллекционера, все в коробках, все цивильно и за это все с меня ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ !!! был готов его обнять но немного постеснялся :blush:
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @kot-perm, если в коробках и полный комплект - образы дисков (можно и их содержимое в архиве) и сканы мануалов (если их нет на дисках в виде файлов) с тебя.;)
     
  10. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Если они прочитаются - вообще не вопрос ) скажи куда их потом закинуть. Книги мне нечем сканить, разве что телефоном счОлкать но там реально два толстых тома )
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @kot-perm, ну на яндекс-диск или гугль-драйв и адресок мне в личку. Книги конечно же интересно взглянуть. Да. Хотя бы оглавления сфоткай, чтобы прикинуть, что там ценного можно вычитать.
     
  12. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Принял - сделаем )
     
    Bato-San нравится это.
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ох, какой красавец. Классический гусь, да ещё поздней ревизии (не помню уже, что там в 3.x относительно 2.x поменяли, но что-то существенное и в положительную сторону), да с полным мегом. Дай бог каждому такое "дно". А про цену даже комментировать излишне.
    Последние драйвера под DOS с 5.6mb банком.
    Index of /software/archive/drivers/soundcrd/gussound/files/gus411/fromtw/
     
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а я такой но "голый", продал за 80$)
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Что? Заиметь настоящий GF1 и ещё сомневаться, нос воротить? Да сегодня любой из них – это подарок судьбы! Теперь можно наслаждаться красочным звуком во многих играх, где бластер против гуся откровенно в жопе. Такие игры есть.
     
  16. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    А кто нос воротит ? ) я так... с легкой иронией, естественно рад, вот как раз сижу копирую дискеты на винт )
    Bato-San проверяй личку. Заголовок книги чуть позже, пока не дают развернуться )
    --- добавлено 2 авг 2018, предыдущее сообщение размещено: 2 авг 2018 ---
    Не продам - думаю эти деньги я быстро съем, а тут цельный Гусь )
     
  17. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    DSC_4788.JPG DSC_4789.JPG В общем не могк запустить виснет на тесте где прерывания выбирать надо, в биосе все свободно, виснет при любом варианте.
    При установке с дискет уже когдак 6ю последнюю прочитал, выдал такое
    --- добавлено 2 авг 2018, предыдущее сообщение размещено: 2 авг 2018 ---
    Память вынул ей, оставил первый банк, остальные походу не штатные.
    На сокете большого процессора виден слом корпуса, т.е. его доставали зачем то, а гнездо под линейный выход сломано ! хотя контакты на месте но прозрачной крышки нет. Кароч не понятный вариант )
    вынул карту - дрова сразу пишут мол нету карты идите лесом, т.е. карта типа рабочая "немножко" но почему виснет сразу при любых вариантах теста...
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Первым делом необходимое прерывание назначить Legacy ISA, если это ещё не сделано. И в некоторых случаях бывает, что конкретная модель звука на конкретной модели матери не хочет садиться на конкретное прерывание. Так что не мешает опробовать значения 3 и 5.
     
  19. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    На этом биосе только значения lpt или другие, ставятся primary secondary, но прерывания свободны! 3,5,7,11
    Смысл в том, что в конце установки, эти ошибки и получается что файлы распакованы криво или не полностью! Так что дело может не в прерываниях.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Чтобы удостовериться в 100% рабочем состоянии (раз уж такая петрушка пошла), скачать с инета win-дрова и инсталлировать карту под Win98. Заработает – успокоиться на сей счёт и искать ошибки в DOS. А ещё лучше взять нормальную материнку, а не всякие брендовые хитросделанные поделки, и попробовать снова.
     
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ничего про винду и виндовые дрова не слушать, забить на известный своей кривизной гусёвый сетап и руками прописать в autoexec.bat всё необходимое. А уже потом по результатам делать какие-то выводы.
    Можно попробовать так:
    SET ULTRASND=240,7,7,7,7 - где 7-ки по порядку: 1-е DMA, 2-е DMA, 1-e IRQ, 2-е IRQ. В большинстве случаев можно сэкономить ресурсы и использовать по одному IRQ и DMA. Как в данном примере: IRQ 7 и DMA 7. Про выделение их для Legacy ISA - справедливо.
    Если не пойдёт, попробовать так:
    SET ULTRASND=240,7,6,7,5
    следующие строки:
    SET ULTRADIR=C:\ULTRASND
    C:\ULTRASND\ultrinit.exe

    Убедиться, что на самой карте порт выставлен джамперами тот же самый. В данном примере - 240.

    P.S. А стеклянные крышки гуси теряли только так, я гораздо реже встречал экземпляры, у которых все крышки на месте. Забей.
     
    Последнее редактирование: 2 авг 2018
  22. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Чтооо? AudioPCI, SB Live и тому подобные отнюдь не софтовы только потому, что не имеют набортной памяти и их синтезатор стримит сэмплы из системной по PCI. Точно так же, например, стримятся спрайты и звук в Amiga, зачастую оставляя мало циклов шины главному процессору. В "аппаратном" GUS порт для загрузки сэмплов 8-битный, поэтому звуки, которые приходится подгружать в процессе работы игры, тормозят систему довольно сильно, больше чем SB.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление