1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    Блин, и винду и ручками попробую ессно, просто уже надо было собирать шмотки теперь только в воскресенье продолжу, не убирайте эти параметры батника, приеду попробую.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    У меня этот батник уже много лет, в сетап я давно не лез и уже толком его не помню. Но, кажись, да, часто вис без видимых причин. У меня параметры 240,7,7,3,3. Но у меня Эйс, а он охотнее экономит ресурсы.

    Короче, если будет ни в какую, в сторону шайтан-мать и/или в винде пробовать. Винда (точнее, win-драйвер), как правило, не даёт выбрать прерывание и принудительно подсовывает 11. Но не в этом суть, лишь бы увидеть и услышать для начала, что работает. Хоть как. А вообще 11 неприемлемо, т.к. игры часто хотят "7 or less". У меня раскидано так: sbpro=7, sb16=5 или 2(9), gus=3, wss=11.
     
  5. kot-perm

    kot-perm

    Регистрация:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    105
    А интернете нашёл ещё темы про не совместимость гуся и материнок начиная с пней первых, типа там дма каналы не так раьотаюр итд
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    По-моему, глупости. Или какие-то частные случаи со своими несистемными причинами.
     
  7. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Я гуся (MAX) на 7 прерывание вешал, отключая LPT в биосе, DMA по-моему 3 и 6 (дома могу посмотреть если надо), порт 260. Как инсталлировал и настраивал, и где брал софт, уже не помню, но одно время у меня был еще и "зеленый китайский гусь", так тогда я не стал заморачиваться с инсталляцией, а взял папку c:\ultrasnd и строки инициализации из autoexec.bat и перенес с одной машины на другую. Заработал. Могу скинуть то и то, если надо. Правда, у меня эмуляция SB не работает, и я ее не настраивал, т.к. есть бластер. Гусь играет только в тех играх, где он есть в сетапе.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да гусь без проблем хавает 3, 5, 7, 11. Если не хавает, это проблема конкретной связки.
    А бластер про хавает гарантированно только 5 и 7, иногда 11. Бластер 16 всегда магёт 2, 5, 7, 11. 3 не магёт.
    На значении 11 в играх работает только wss. Гуся и бластера игры обычно желают на прерываниях 7 или меньше.
     
  9. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @LANRUS, а как же у меня Vibra16 на 3-м прерывании живёт тогда? По сути это SB16, только без bass/treble.
    Более того, оно доступно при выборе прерывания в сетапе, а не просто ручной правкой SET BLASTER.
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2018
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    У меня есть Vibra от ASUS, надо попробовать. Точно помню, что ни одна AWE в сетапе не предлагала себя по IRQ3. Ещё храню на всякий случай самый чисто звучащий SB16, который 2940. И с ним надо тоже попробовать.
     
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @LANRUS, отбой, торможу - с DMA спутал.
     
  12. Winni_VL

    Winni_VL

    Регистрация:
    20 окт 2016
    Сообщения:
    35
    Х.м. странно, поставил обратно SB0220 и получил получше поддержку в MS-DOS, на CT какая-то часть игр даже не запускалась ((
     
    Последнее редактирование: 6 авг 2018
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Winni_VL, на PCI звуке под DOSом вообще много странностей можно поймать. Это же не ISA.
    Лучше других на роль SB Pro под DOS годятся YMF7x4, Vortex2, ES1938.
    На vogons есть человек, который изучил тему PCI звука в DOS вдоль и поперёк. Это Kamerat. Он утверждает, что Yamaha лучше использовать на Intel чипсетах, а ESS лучше всего работает на VIA чипсетах. Его словам можно доверять, он лучший в этой теме! Vortex2 по фигу, везде хорошо пашет.
    Live/Audigy в DOS оправданы только ради стандарта SB16. Но, учитывая, насколько креатив-драйвер говно, и вообще насколько всё зыбко по сравнению с ISA, тут уж не до жиру, хоть бы сносный SB Pro иметь. А про это я уже написал выше.
    Эмуляторами SB16 на шине PCI, кроме Креатив, являются ещё две карты - ALS4000 и Trident 4DWave. Последняя у меня есть, но руки ещё не дошли пощупать её в DOS.
    --- добавлено 19 авг 2018, предыдущее сообщение размещено: 19 авг 2018 ---
    На Trident надо ещё допаять пины SB-Link, чтобы протестировать и в этом режиме тоже. Почему-то разводка на PCB есть, "рассыпуха" перед контактами распаяна вся, а самих пинов нет. А ещё мне интересно, если на шину SB-Link повесить две карты сразу (одна "sbpro", вторая "sb16"), заработает или нет. Kamerat не пробовал, я его спрашивал.

    Я ради тестов SB-Link приобрёл одну из топовых матерей с этой шиной на чипсете i850. Ямаха пашет великолепно!
     
  14. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.905
    Кстати говоря стараниями этого товарища на днях стал доступен дополнительный финт ESS Solo-1: так называемые "WBDMA"-режимы совместимости в чистом DOS:

    VOGONS • View topic - PCI sound cards and Chipsets from various manufacturers...

    По ссылке пост с прикреплённым батником в виде .txt-файла, который содержит в себе команды для утилиты PCISET для изменения PCI-регистров напрямую - вообще без использования каких-либо файлов из комплекта драйверов от самой ESS - и подробные описания этих команд.

    По-умолчанию на чипсетах Intel (условно говоря начиная 810/ICH и заканчивая 865/ICH5) включается режим совместимости "Transparent DMA" (TDMA), а на VIA (лично тестил только с южником 686B, но по идее будет работать вплоть до VT8237x) - "VIA DDMA", и стандартным инициализатором (файлом ESSOLO.COM) форсировать параметры нельзя.

    Так вот, если через этот батник изменением регистров форсировать режим совместимости WBDMA (этих значений там 4: 100, 101, 110 и 111; работают последние 3) - то звук можно получить в значительно большем количестве игр, нежели со стандартным TDMA - который на Intel-чипсетах не воспроизводит звук во многих играх, поддерживающих SB16 и соот-но High DMA.

    Таким образом, преимущества материнок на VIA перед упомянутыми чипсетами от Intel в контексте ESS 1938S резко сократились, и можно себя в этом плане не ограничивать :) Там ниже есть мой пост со списком проблемных игр, которые теперь прекрасно звучат на интелах. В результате только 5 штук из примерно 150-ти проверенных не завелись в принципе, и только 16 (13 из которых - игры на движке Build) нормально работают только в Windows с WDM-драйвером этой карты.
     
    Последнее редактирование: 19 авг 2018
    Goblinit и LANRUS нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Winni_VL, вот, рекомендую эпос от @Revolter, он ярко иллюстрирует, насколько истина всегда сложнее! И рекомендую забить на Creative в DOS. Лучше один раз найти и поставить ESS/YMF и этих бед не знать. А не собирать "из чего под руку попало", как тут недавно выразились те, кому по фигу.
     
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.905
    В той теме я говорил про базовые стандарты, а не про то, что когда видеокарта в принципе выводит изображение - это вкусовщина и на любителя :)
     
  17. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  18. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Кстати, сделал себе конфигурацию YMF718+AWE32. Тестил в полутора десятке игр - всё хорошо, но например такая игра как BlackThorne вообще не определяет и не видит Ямаху. Ручная настройка тоже не даёт результата. Что это? Одна из немногих "вредных" игр?
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.441
    Неплохая карточка без особых проблем с играми, даже есть какой-то усилитель, может быть ещё и разведена без шумов лишних. Из моих личных моментов - мне не нравится FM синтез кристалов.
    За примерно 7$... ХЗ, если у тебя не было кристалов, то да, имеет смысл взять послушать. Если у тебя есть другие карточки на кристалах в нормальном исполнении, сравнимом с этой - то нафиг надо.
    Это моё субъективное отношение.
     
    Goblinit нравится это.
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Поддерживаю.
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @Knd, я бы процессор пробовал тормозить. До уровня P100 или даже меньше.

    @Колючий, кристаллы, если не ошибаюсь, разные бывают с разным звучанием FM. Но у меня никаких нету, так что утверждать не берусь. Просто помню что Фил в своих видео кристаллы проверял и звучание одного из них было весьма неплохим.
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2018
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.441
    У меня их всего 2. CX4235 и СX4236B. FM на моё ухо одинаково корявый выдают.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление