1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    По сегодняшним временам - вполне. Сейчас вообще ничего кроме awe/gus из старых wavetable не найти.
    Думаю поставить вместо Tropez, что бы освободить часть ресурсов, midi часть у них должна быть одинаковой.
     
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Написал программку, которая загружает SBK-саундфонт и проигрывает XMI-трек. Работает в DOS, используя AWE32-совместимое оборудование.

    Если кому из владельцев SB32/AWE32/AWE64 интересно - пробуйте. Вот, например, небольшая подборка SBK-саундфонтов.
     

    Вложения:

    • sfxplay.zip
      Размер файла:
      78,4 КБ
      Просмотров:
      69
    Чёрный Думер, LANRUS, Menkau_ra и 4 другим нравится это.
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    easy_john нравится это.
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Благодаря неравнодушным форумчанам из "Кодерского уголка" появилась новая версия, теперь должна грузить SF2, которых в отличие от SBK - пруд пруди! (Я у себя насчитал около 140 саундфонтов размером менее 28 Мб)

    Но версия пока непроверенная, т.к. под рукой сейчас нет оборудования. Пробуйте, пара SF2 на 512К и 4Мб в архиве есть.
     

    Вложения:

    • sf2xplay.zip
      Размер файла:
      2,5 МБ
      Просмотров:
      68
    Последнее редактирование: 23 авг 2013
    A.P.$lasH, LANRUS, Чёрный Думер и 2 другим нравится это.
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    [UPD] Эта версия не грузит некоторые инструменты и допускает зависающие ноты. Ниже есть исправленная.
     
    Последнее редактирование: 10 сен 2013
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Похоже, SF2-версия некорректно грузит или проигрывает часть инструментов. Кто-то вообще её пробовал, кроме меня?
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    я бы рад, но я в отпуске, а железо дома.
     
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Вот последняя версия, глюки с патчами и зависающими нотами побеждены. Однако у меня она работает только в сеансе Win'98, а при перезагрузке в режим MS-DOS той же 98 - вылетает protected mode exception.
     

    Вложения:

    • sfxplay.zip
      Размер файла:
      3,4 МБ
      Просмотров:
      58
  11. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    Geryon, Я провобал версию от 23.08, в MS-DOS работала, но не все банки грузила, кроме того, XMI у меня мало, вот mid'ов около 2 гигабайт.
     
    Geryon нравится это.
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Доехала до меня Diamond Monster MX200 Gold с той самой дочкой Dream на 4Mb.
    Не зная что "круче" МХ200 или Монтего2, я решил не грузить ОС лишними дровами и просто подцепил Дрим к Монтего2. Из первых впечатлений - МИДИ на голову выше родного Монтеговского. Побегал в Хексен, и покрутил знакомые до дыр миди-мелодии в ВинАмпе (Dune2-CommandPost, MonkeyIsland2-intro, и интро из сеговского RoadRush2). Знаю, сейчас мне скажут "фи, так звук не проверяется")))) Но на скорую руку, я думаю, пойдет. Вообще я немного переживал за работоспособность дочки, т.к. уже была информация от Алексея, что его экземпляр был косячным.
    Если есть у кого какой интерес - спрашивайте, рекомендуйте, постараюсь все проверить.
     
    Geryon нравится это.
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Ок. Та версия была глючная, не все инструменты загружала. Кроме того, она неверно рассчитывала объем необходимой памяти AWE32 (сравнивала с размером всего саундфонта, а надо было только с размером сэмплов, т.к. пресеты в память AWE не загружаются).

    В архиве новой версии я приложил гораздо больше всяких XMI и SF2. Вот еще выкладываю утилиту, которая конвертирует MID в XMI.

    Если тестирование глюков больше не выявит, буду пытаться сделать резидентную версию (совместимую с защищенным режимом).
     

    Вложения:

    • MIDIFORM.zip
      Размер файла:
      16 КБ
      Просмотров:
      60
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Хотелось бы:

    - трек из первого уровня Warcraft 2 за хуманов
    - трек из главного меню Magic Carpet 2
    - трек из главного меню Tyrian
     
  15. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, ок, я правда нифига не знаю как это сделать.
    На диктофон записать? В яблокофоне, кстати, он довольно качественно пишет.
    На всякий пожарный, если есть предложения как записать звук - имеющиеся звуковые - Монтего2 и МХ200. АВЕ32 не вариант использовать - ИСА нет на матери. А на Лив5,1 нет разъема для дочки вроде.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:50 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:48 ----------

    Хм.. А если взять миниджек-миниджек кабель и соединить выход с монтего с входом на встроенной звуковой основного компа и тупо включить звукозапись в винде, покатит?
    Goblinit, Хорошо. Покопаюсь в поисках кабеля, он где-то был.
     
    Последнее редактирование: 10 сен 2013
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    да. Так и делают. Только не забудь в микшере поотключать все остальные источники.
     
    Vardok нравится это.
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    На диктофон ты запишешь шум окружающей среды, свое нетерпеливое пыхтение и сопение, кроме того, звук будет испорчен недостатками микрофона и получит все реверберационные характеристики помещения, в котором идет запись. Поэтому запись желательно вести из Line out передающей карты в Line in принимающей - так будет минимум искажений.

    На современных картах выключать остальные каналы в микшере необязательно, т.к. давно уже используется для шумоподавления технология т.наз. гейта - когда сигнал с какого-то канала ниже определенного порога, он выключается вообще. Поэтому даже дешевые встроенные современные карты (в отличие от старых) совершенно не издают никакого шума, если в данный момент ничего не подается на аудио-выход.
     
    Vardok нравится это.
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Не пойму - установил GUS MAX, а винда её не видит совсем. Дохлая карта? Мешает установленный там же AWE64 Gold? Нужны какие-то хитрые дрова?
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    какая именно винда? 95-98 должны видеть, все что позже - не должны.
    кроме того, естественно, надо смотреть на какие ресурсы она встала, с кем пересекается.
    проще всего под голым досом запустить сетап от гуся, он может проверить ресурсы и сказать какие свободны.
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Win98SE. Голый дос - подойдет и от винды, т.е. DOS 7.0?
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, если карта живая, то досовому сетапу пофиг на версию, лишь бы голый дос а не дос-сессия винды.
    Еще может быть глюк pnp матери, в основном такое было на пентиум1 матерях, так что лучше для подстраховки проверить на другой 486/p2/p3 матерях.
     
    Geryon нравится это.
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Не могу запустить. В голом досе сетап карты просто сразу зависает и всё тут. В сессии винды говорит, что не может найти карту.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление