1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Там обыкновенный кварц с опорной частотой для ISA шины (14.3мгц).
     
  4. Soundoomer

    Soundoomer

    Регистрация:
    15 мар 2009
    Сообщения:
    79
    Т.о. если на мат.плате отдельный кварц для ISA имеет место быть, то наличие оного на звук.карте не обязательно?
    Из документации на чип ES1869 следует, что он работает на частоте 48кГц. Значит ли это, что звуковое сопровождение в играх DOS будет проигрываться несколько быстрее, чем было задумано разработчиками этих игр?
    И спасибо всем высказавшемся. Вы многое для меня прояснили.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.737
    @Soundoomer,
    1) Да;
    2) Невнимательно читаете документацию. Вот цитата:
    Код:
    Programmable independent sample rates from 6 kHz to 48.0 kHz for record and playback
     
    Thomas Wolfe и Soundoomer нравится это.
  6. Soundoomer

    Soundoomer

    Регистрация:
    15 мар 2009
    Сообщения:
    79
    @TheMadLynx
    Спасибо Вам за внимательность! Сделал выбор в пользу звуковой карты на чипе ES1869. Этот чип более поздний (возможно, более совершенный). И пусть карта не имеет своего кварца, в данном конкретном случае не критично. Плюс, для меня важно, что карта компактная и есть возможность отсоединить игровой порт. Есть также один момент: звуковая карта интересно звучит в играх под Windows. Это специфический опыт для меня. Ещё раз спасибо всем высказавшемся!
     
    Последнее редактирование: 13 сен 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Soundoomer, а в итоге какова основная система, на которую ES1869 установлена?
     
  8. Soundoomer

    Soundoomer

    Регистрация:
    15 мар 2009
    Сообщения:
    79
    Пока, та что в профиле.
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Он там практически всегда есть. Набортный нужен, возможно, для извратских/глючных материнок или чтобы меньше шума было.
     
    Soundoomer нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Soundoomer, я долгое время на такой плате с ISA сидел, потом не выдержал и пересел на KT600/i865, а звук в DOS получал через PCI DDMA, пока у меня не появилась плата i845 с ISA. А потом и i865 с ISA и сразу с Pentium D. Вот это был праздник по сравнению с KT133!
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А что с ней не так было? Я сайчас сижу на KT133A + Athlon Thoroughbred 2400+. Втыкал кучу ISA и PCI разных плат в нее, кроме разве что GUSей и ROLANов, проблем небыло замечено. Единственное если ставить две видяхи PCI и AGP то ненашел менюхи где выбирать приоритетную (если оно там вообще есть), на Asus TUSL2-C все интуитивно было
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2018
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, с ней всё было в порядке. Но производительность в Windows XP меня категорически не устраивала! Pentium D в паре с двухканальной DDR ни в какое сравнение не идут, небо и земля. Ну, когда удалось Core 2 вкорячить, вообще бомба стала. А эта Gigabyte KT133 до сих пор в коробке лежит, живая :). Я её, кстати, покупал на Савёле в самом конце старого ряда "D" у ИП Добрынина в 2006 году за 800 рублей. Я наверное, старый. Хорошо помню, что было сто лет назад, и часто ни черта не помню, что было вчера.
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2018
    nop и Колючий нравится это.
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    если это гигабайт, потыкай ctrl+f1 - могут опции добавиться в меню, включая ранее скрытые.
     
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ааа, в этом плане, но ясен пень что всякие Биошоки, Сталкеры, Деад спейсы ей уже не по зубам. Здесь цена вопроса. А как для платы с ISA которая перекрывает весь период w98 + ХР первую половину нулевых, да еще и почти даром она очень даже ничего
    --- добавлено 17 сен 2018, предыдущее сообщение размещено: 17 сен 2018 ---
    Не, это Soltek
     
    Bato-San нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, я больше скажу, даже такие игры, как первая Mafia (2002), F1 Challenge (2003) на i865 идут заметно плавнее, без досадных подёргиваний, чем на KT133. Это абсолютно очевидно глазам и ушам.
     
  16. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Рекомендуемые системные требования:
    Операционная система: Windows 98/ME/2000/XP
    Процессор: Pentium 3 @ 700 MHz
    Оперативная память: 128 Mb
    HDD: 1.8 Gb на жестком диске
    Видеокарта: Любая с 64 Mb памяти
    Звуковая карта: Совместимая с DirectX
    Версия DirectX: 8.1
    Мой процык в 3 раза быстрее, памяти в 10 раз больше, видик X800pro тоже намного выше рекомендуемого)
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Soundoomer и dante1 нравится это.
  18. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, я и не оспариваю то, что написано в требованиях. У меня Мафия неплохо шла вообще на второпне-300 с памятью 96мб и с Ривой ТНТ 16мб. Но на КТ133 было лучше! На КТ333 ещё лучше. А на i865 выше всяких похвал. Для каждой игры существует определённый потолок конфигурации, после которого дальнейшее наращивание мощей уже не даёт ощутить прирост комфорта геймплея. И этот потолок не всегда находится на отметке «рекомендуемых» требований, иногда прилично выше.
     
    dante1 нравится это.
  20. Soundoomer

    Soundoomer

    Регистрация:
    15 мар 2009
    Сообщения:
    79
    @LANRUS
    Ежели речь о мат.плате, что у меня в профиле, то она построена на первом чипсете от AMD, но никак не на KT133. Подробно: AMD751 (Irongate) + AMD756 (Viper). Это мат. плата мне дорога как память о первом ПК (не считая ZX-Spectrum). Именно она в нём и стояла. Удалось года 2 назад отыскать этот ПК у друга брата в каком-то гараже. Оказалась жива. Пока стараюсь выжать из неё максимум. Как наиграюсь, возможно буду собирать фрэнки на базе Core 2 Duo и мат. платы с ICH7. Хотя я в этой теме ещё очень слаб. Но уверен, что благодаря этому замечательному форуму, я смогу решить все возникающие вопросы. Люди здесь знающие и отзывчивые - это факт.
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2018
  21. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Опять это вижу, это что за такое?)
     
  22. Soundoomer

    Soundoomer

    Регистрация:
    15 мар 2009
    Сообщения:
    79
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление