1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Если не секрет то поведайте какое?
    --- добавлено 5 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 5 окт 2018 ---
    А подскажите что это за звери такие?
    ai.piccy.info_i9_4e2b06eab2977b503179eb0319535066_1538749400_34927_1258157_cherepakha_500.jpg ai.piccy.info_a3_2018_10_05_14_23_i9_12670051_471x354_r_i.gif
     
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @dante1, совершенство - это я как раз о Diamond, отличный баланс и звучание. По дочкам - я не спец, навскидку не скажу, слева, видимо, примерно то же, что на одном из терратеков, справа - что-то совсем простенькое.
     
  5. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А Yamaha DB50XG разве похуже будет?
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    На мой очень субъективный вкус ямаха слишком "навороченна". Для меня в ней нет баланса в отношении звука и содержания ряда игр. Ямаха более рассчитана на музыку, чем на игры.
     
    дядя Лёша, nop и Goblinit нравится это.
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Ребят, это: Dreamblaster Synth S1 на ebay серьезно продается за те деньги, что я вижу, да еще и успешно, или мне мерещится? Может, мне себя ущипнуть?:shok:
     
    Последнее редактирование: 10 окт 2018
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.738
    @Thomas Wolfe, цену можно в любой момент любую поставить. Вообще, они продавались раньше по тем же ценам, что и оригинал из Бельгии. Зачем кому-то при этом было покупать левак у китайцев? Зачем сейчас вкрутили такую цену? Вопросы без ответов.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Согласен. Ямаха очень к месту в довольно небольшом списке DOS игр, преимущественно таких же "навороченных", в основном 3D экшнах - Думы, Еретики, Десценты, Build'овские игрушки. Но, например, в Dune II, Hocus Pocus, Lost Vikings и тому подобном "наивном старье" (на фоне упомянутых "взрослых" игр) синтез ямахи и правда немного, так скажем, на вырост.
     
    nop, Thomas Wolfe и Bato-San нравится это.
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @дядя Лёша, да оно мало что вкусовщина, так ещё бы знать, на какой карте ту музыку изначально пилили и на такой же и прогрывать. А то в некоторых случаях на чём не проигрывай - диссонанс.
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @дядя Лёша, General MIDI - это вообще ересь в принципе. Сводить игру под один набор инструментов, играть на другом "примерно похожем". А сводили ранние - под MT32 и часто с кастомными инструментами, возможными только на нем.
    Ну и мы знаем, что "эмуляция MT-32" на коробке с звуковой картой - вранье, если это не LAPC-I или CM-32/64
    --- добавлено 10 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 10 окт 2018 ---
    Довольно узкая зона нормальной поддержки GM/GS(+OPL3) между MT32(+OPL2) с одной стороны, CD-Audio/ADPCM/MP3 с другой и с трекерной музыкой, поджимающей сбоку.
    ХОТЯ. Вы игнорируете кучу японских PC-игр с MIDI-музыкой. Которые и после 00х появлялись.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На LAPC-I или CM-32/64 это никакая не эмуляция. Совместимое железо, играющее 99,999% то же самое - это не эмуляция. Называть это эмуляцией - верх задротства и буквоедства, даже хуже, чем моё задротство со звуком S/PDIF в чистом DOS. Ещё скажите, что MT-32 new - это эмуляция MT-32 old :D Вот это будет суперделюксзадротство.

    Ну и GM - на самом деле не ересь, а реверанс в сторону большей открытости, доступности шлёпать свои WT сторонним производителям, помимо Roland. Да, многие шлёпали лажу, но к эпичной Ямахе вы все непомерно строги. И это - тоже задротство. Ямаха звучит великолепно. Небезукоризненно, но великолепно. И даже сам Роланд звучит небезукоризненно тоже, так что вся эта полемика гроша выеденного не стоит.
     
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Offtop
    Задротство. Задротство.. Задротство! По запросу в гугл первой строкой выйдет old-games.

    Стоит. Но не полемизировать, а общаться. Общение на интересную тему - всегда хорошо.
     
    Последнее редактирование: 10 окт 2018
  14. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Thomas Wolfe нравится это.
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @R4kk00n, ты неправильно искал, он лучше знает, как надо )))
    да, в этом и есть корень проблемы - с этого все беды и начались. Если бы Роланд звучал безукоризненно! Но нет...
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Ну давайте уже к построению фраз попридираемся..
    --- добавлено 11 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 окт 2018 ---
    Вот считаю - ересь делать формат для воспроизведения музыки в стиле "Рабинович напел"
    В эпоху GM пекагеймеров, извините, кормили какашками. А что, купит 5 карт, пока успокоится.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    5 карт по тем временам и по тем ценам не надо было иметь, чтобы успокоиться. Достаточно было иметь один хороший WT стандарта GM. Например, ту же Ямаху. Или Роланд. Банально? Зато очень сбалансировано, настолько хорошо, что заслуженно считается эталоном звучания, как для мира миди-музыки, так и для игр. Это если без замороченных претензий, притянутых за уши.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Вообще все неправы и забыли, что все эти MIDI все же не для геймеров разрабатывались. И стоили денег. И даже сейчас не у всех есть WT дочки.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Кем считается? Конференцию собирали или синод? Эталон - это нечто совершенно иное.
     
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ну не эталон, хорошо. "Пример для подражания", признанный таковым подавляющим большинством его слышавших. И Yamaha очень удачно этот опыт повторила. Говорю только в контексте такого несерьёзного дела как игрушки.
    Приведите пример очевидного диссонанса и прочих "петухов" в любой внутриигровой MIDI композиции на Sound Canvas и на Yamaha DB50XG и я возьму свои слова обратно.
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Я не оспариваю качество девайсов, но вот такие формулировки не понимал никогда, не понимаю и сейчас. Если речь о неких авторитетах, - хорошо, значит, о них, в персоналиях, хорошо бы и говорить. Но статистики по всем слышавшим, уверен, никто не собирал и собрать, конечно, не мог. Не вполне корректно транслировать личное субъективное согласие с мнением авторитета на всех заинтересованных. С "примером для подражания" согласен.
     
    Bato-San нравится это.
  22. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    А что не так с данной конкретной формулировкой? Большинство не нравится? Или усиление "подавляющее"? Я вот согласен скорректировать то, что в цитату у вас не попало, а именно "его слышавших", и заменить на "неравнодушных к звучанию MIDI в старых играх".
    Звучание канваса в целом вполне может не нравится, но идеальный баланс инструментов и отражение этого баланса на звучании в старых игрушках с MIDI композициями в формате GM это совершенно объективная вещь и спорить с ней бесполезно. И то, что баланс этот штука среди MIDI балалаек редкая, даже краснокнижная - тоже факт объективный. 9 из 10 синтезаторов имеют "заточку" - под стили, под жанры, под минусовки ресторанных лабухов, под чёрта лысого. И под бюджет тоже. И только оригинальный Sound Canvas (и DB50GX в этом плане к нему ближе всех прочих) имеет что называется generic звучание, в самом лучше смысле.
     
    nop нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление