1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Thomas Wolfe, с таким подходом про «нечто иное» придётся признать, что эталон вообще не существует. Это уж какие рамки задавать.

    А вот приземлённо, без философий, «обычные» привычные зажравшимся юзерам роланды-ямахи очень красочно и сбалансированно звучат.
     
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    С этим никто не спорит. Вопрос в формулировках и только. По ним я уже написал выше.
    --- добавлено 11 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 окт 2018 ---
    Конечно, все правильно. У меня просто аллергия на такие вещи, как "общепризнанное", "общепринятое", и прочие крайности. Это как в литературе, - книга должна нравится тебе и только это важно. А разговоры о недостатке понимания, как это часто бывает, в таком контексте ничего не стоят. Внутренний мир у каждого свой. К примеру, в классической музыке, не имеет смысла говорить "мне очень нравится 8-я симфония Брукнера" без того, чтобы иметь в виду вполне определенную интерпретацию. Но это уже отступление.
     
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.580
    Любопытная аналогия.
    Но в данном контексте оценивается ведь как раз "исполнитель", пусть и электронный, а не само произведение? Т.е., вполне ведь есть смысл говорить, что "мне нравится интерпретация Восьмой симфонии Брукнера В.Фуртвенглером", не углубляясь при этом в музыковедение собственного авторства :) Ну как и в литературе, несмотря на все особенности индивидуального вкуса, скажем, "Евгений Онегин" может нравиться в чтении В.Яхонтова и не нравиться в чтении ученика второго класса Васи Пупкина.

    А потому всё-таки интересно было бы узнать более объективные достоинства дорогостоящих и редких вещей вроде "LAPC-I" и "дочерних" плат-довесков.
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Uka, процитирую себя:
    Это было сказано в связи с внутренним миром. И нет, это не аналогия, на мой взгляд, ямаха - всегда ямаха и я бы не стал проводить параллель с исполнителем. Слава Богу, Фуртвенглер или Вальтер - не эталоны, и в контексте того же Фуртвенглера можно бы и год исполнения указать ;) И хорошо, что ни у того, ни у другого не было баланса :D, иначе было бы скучно, как сейчас, не буду говорить у кого.
    --- добавлено 11 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 11 окт 2018 ---
    А вы послушайте и сами для себя решите. Я открыл ветку со слепым голосованием по треку Descent - уже сейчас результаты очень интересные))
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Вообще сама идея использования MIDI для хранения аудиотреков глубоко порочна. И хорошо, что оно со временем в этом качестве тихо померло (когда WAV/CDA/MP3/OGG музыка стала доступна).
     
    Thomas Wolfe и Bato-San нравится это.
  8. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Была идея, которая глубоко порочна, пришла ей на смену другая, которая не менее глубоко скучна.
    Пара мыслей вслух вслед тезису о глубокой порочности.
    1. Беготня по друзьям и знакомым в 90-х и прослушивание игрушек то у одного на порочной авешке, то у другого на не менее порочном гусе - одно из самых тёплых воспоминаний, (из которых эта наша ностальгическая мозайка по золотому веку информатики (да, у каждого он свой) и складывается). А кто-то по стандартизированной внутри себя амиге угорал. У него свои тараканы - что порочно, а что тепло и лампово вспоминать.
    2. Вот же порочные люди - дискретные 3D ускорители придумали, да ещё соревноваться начали, у кого картинка лучше и отрисовывается шустрее.
     
    Bato-San нравится это.
  9. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    И что характерно, картинка уже давным-давно у всех практически одинаковая (и производители всеми силами стремятся к этому) — по крайней мере, AMD от NVIDIA без лупы и не отличишь.
    А идея с MIDI действительно порочна, потому что когда делали музыку под Adlib/GUS/Roland, ещё какие-то рамки были, а после перехода на General MIDI всё пошло вразнос — музыка стала звучать абы как (что и подтверждается вот этими многочисленными сравнениями треков и рассуждениями о том, что для Doom лучше карта XXX, а для Duke3D — YYY). Это, конечно, очень нескучное занятие, только больше напоминает ковыряние в сортах известно чего.
     
    Bato-San нравится это.
  10. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @MisterGrim, да пусть всё так - было абы как, и, слава богу, пришли в итоге к некоему стандарту. В звучании, в картинке. То карты по разному поют, то ускорители "лесенку" в какой-то там линейной фильтрации кажут и в 32-битном цвете проседают, то подлоги в общепризнанных бенчах устраивают. Суть то не в этом, а в том, что явление всяких мёртвых стандартов, технических полумер, борьба (и не всегда честная) удачных решений, от которой у потенциального покупателя мозги кипят, делает историю развития IT интересной. И IBM PC, как открытая архитектура, нахлебалась этой интересности в каждую свою декаду с избытком. И поэтому ковыряться с IBM PC любого поколения интересно. В том числе благодаря таким вот совершенно по разному звучащим картам. Ключевое слово тут - интересно. В итоге это единственный критерий, оправдывающий возврат к железному старью.
    А макинтош - неинтересно. Биография Стива Джобса может быть интересной, а развитие техники Apple - нет. Сухой академический и коллекционный интерес - да. Практическое ковыряние со старыми сгнившими яблоками - нет.
    А порочно или не порочно это было когда-то - уже никому неинтересно.
     
    Goblinit нравится это.
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  12. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Это правда
    Вынужденный стандарт)
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @Bato-San, ну, эта история не первая, если не путаю, ещё в 2002-2003-ем было что-то такое. Это первое.
    Второе. Если каждое подобное обвинение было ложью и провокацией, что это для нас означает сегодня, спустя 10-15 лет?
    Если тут не о чем спорить и нечего обсуждать, на кой чёрт тема раздута на 200 страниц?
     
  14. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Нет, формулировка другая. Ваша упоротость на одной идее это совершенно объективная вещь, и спорить с ней бесполезно.
    Впрочем тут таких, с идеями, каждый второй, если не первый. Тут это нормально. :)

    А так - MIDI создавался как интерфейс для передачи событий типа "клавиша нажата" и "ручка повёрнута", как оно при этом звучит и звучит ли вообще - ему глубоко параллельно. GM/GS добавили стандартизацию по типу "этот номер инструмента у нас в теории фортепиано", но опять же - что каждая железка понимает под звучанием фортепиано?.. Смысл от такого интерфейса требовать независимости звучания от аппаратного обеспечения?
     
    Последнее редактирование: 11 окт 2018
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
  16. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Это верно. Я как-то несовременен, наверное, упоротость на идее для меня комплимент (и диагноз, конечно, тоже).
    И это верно. Но, если вопрос ко мне, то вопрос не ко мне.
     
    Goblinit нравится это.
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    потому что нет более увлекательного занятия, чем гонять из пустого в порожнее на форумах.
    Чайники тему не читают с начала, а только спрашивают. Зубры периодически страдают избирательной амнезией. Любители оригинальных исследований мало, что страдают фанабериями, так ещё и манией величия периодически. Что приводит к цветистым и весьма пространным обобщающим оборотам, которые и вызывают очередной виток уточнений и конкретизаций.

    "Низя объять необъятное. Миди надо слушать на том, на чём и в чём его писали." (с) Козьма Прутков
     
    nop нравится это.
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Расходимся тогда? Последний гасит свет, сдаёт ключи.
     
    nop, Bato-San и Thomas Wolfe нравится это.
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.580
    Так ведь слушал :) То есть, эмуляцию, - "железа" у меня такого, увы, нет и никогда не было.
    А в эмуляции совсем не впечатляет. Видимо, я предпочитаю игры для FM-, а не WaveTable-синтезатора. И в них эмулированный Roland MT-32 звучит, как на мой вкус, отвратительно, куда хуже обычного рабоче-крестьянского Sound Blaster™. За исключением тех вещей, которые действительно заточены под МТ-32 ("King's Quest IV", например).
    А потому вот и интересно, на чём базируется "мнение большинства".

    Ну, не перечитывать же 203 страницы в поисках ответа?
    Нельзя ли вынести ключевую информацию и часто задаваемые вопросы в первое сообщение темы? В дополнение к уже там имеющемуся материалу.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Думаю, декомпозиция этого "большинства" продемонстрирует достаточно широкий спектр причин ;) Ну а в целом, та же ямаха обладает качественно записанным банком инструментов и это, как было сказано выше, не находится в прямой взаимосвязи с играми. С точки зрения первоначальной причины существования wt-синтеза, это самое лучшее, что может быть, потому как нацелено на максимальную реалистичность звука, особенно в совокупности с удачным подбором самих инструментов (понятно, что я размышляю как дилетант, но суть, надеюсь, уловил). Некоторое количество других карт, вероятно, напротив, своим wt-инструментарием было нацелено на игрушки, - и это уже феномен. В итоге же, каждый респондент в отдельности предпочитает что-то свое, или вообще ничего.
     
    Uka нравится это.
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Если написано под конкретный синт и он у юзера есть - то норм. Наверное, 80% CD-саундтреков середины 90-х это в конечном счете тот же Roland и очень часто даже не профессиональный, а GM-ный Sound Canvas. Никого не парит что большая часть саундтреков на PS1 и часто даже на PS2 - это звук встроенного синтезатора играющего по сути мидишки. Мне именно применение GM в качестве универсального стандарта кажется неправильным. Создало репутацию MIDI = "говномузыка" даже без попыток различить FM и "WT" синтез.
    У них если картинка далека от эталона - баг. Есть четкие математические правила, как что должно выглядеть. (Но если присмотреться с лупой/пипеткой, то на уровне фильтрации текстур, например, куча читерства найдется :) )

    Ну и. Для GM/GS эталон - Roland Sound Canvas. Без вариантов. По определению понятия "эталон".
     
    Последнее редактирование: 11 окт 2018
  22. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Offtop
    Не обязательно же. Мало того, что рендеры (пусть и, большей частью, в прошлом) по разному рисуют, так ведь не всегда понятно, как должно выглядеть даже в directx. Примеров первого - масса, второго - знаю всего один, но, тем не менее, он есть.
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление