1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Там же есть reference software renderer. Как он выдаёт, так и должно.
     
    nop и Goblinit нравится это.
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    А это применимо к тому, что я имею в виду?) Вопрос и к @Goblinit - речь о тенях в Splinter Cell.
     
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Э, ну предположительно эталонные тени Сплинтера можно видеть на приставке. Я просто никогда не видел приставку.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Goblinit, Offtop
    что-то у меня предчувствие, что там этих теней может не быть вовсе..))
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2018
  7. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Offtop
    @Thomas Wolfe, Не может такого быть, это же одна из ключевых фишек была, даже в ридми об этом говорится
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Мм.. открываем тему "звуковые карты для ДОС" и читаем про тени в сплинтерселл?
     
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
  10. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Достал такую карточку сегодня:
    Screenshot
    Кто подcкажет как она как SB совместимая + MPU-401?
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ну достал - так воткни в ящик и проверь сам с тем же Descent или WarCraft 2. Чего у нас то спрашивать?
    Да и фотка глазоломная, у кого то руки тряслись при съёмке - фиг разберёшь наименование чипа.
     
    дядя Лёша нравится это.
  12. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    1688
    1688f
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.738
    Все хорошо. Отличный SB Pro и MPU-401.
     
    nop и Thomas Wolfe нравится это.
  15. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Да, вот только кидать фото чужой Sertek S521 и спрашивать, как она...
    Эту карту в сети можно найти как минимум в трёх вариациях:
    На ES688 с отдельным YMF-262M
    На ES1688 с интегрированным FM
    На ES1688 с отдельным YMF-262M
    А может и ещё какие есть, чёрт её знает.
    Но да, при любом варианте, карта неплохая. Но может оказаться просто отличной (третий вариант).
    --- добавлено 14 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 14 окт 2018 ---
    И согласен с @Bato-San - карта уже у вас, деньгами уже рискнули (если рисковали), зачем продолжать этот нескончаемый поток одинаковых вопросов? Погоняйте и составьте о карте СВОЁ мнение, вам ей пользоваться.
     
    nop, Thomas Wolfe, TheMadLynx и ещё 1-му нравится это.
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.443
    В DOS играх запущенных под Windows как раз получилось задействовать наборный синтезатор. Он у меня сейчас выведен как MIDI1 на 300-й порт. В том же Doom что получается. Указываем для музыки AWE64 - играет авешный синтезатор встроенным банком, указываю миди 330 (выдано AWE32), играет авешный синтезатор с загруженным в память банком, Миди 300 (выдан MIDI1 тераека) - играет синтезатор тератека с загруженным в его память банком. Правда, почему то стал не доступен авешный FM синтез, который CQM... Надо будет потом разобраться, где кому какие адреса я пораздавал и чего PnP там понавыставлять мог...

    Ну и что-то мне попадается про загрузку банков под DOS. Может и в голом DOS тератековский синтезатор задействовать можно?
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    если SDK есть.
     
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.443
    В составе стандартного софта идёт EWSinit.exe, которая позволяет загружать банки в набортную память. Всё это под DOS. Доступ к синтезатору по 300-у адресу настраивается и прошивается в EEPROM самой карточки. Драйвера для DOS ей не нужны. Просто нет сейчас времени проверить всё в DOS - это опять надо убирать стенд и подключать ретросистемник с этим тератеком.
     
    Bato-San нравится это.
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, это всё баловство и перетасовки-рокировки. Качество банков так себе, уж точно не лучше классических роланда и ямахи. Ценность Терика в наличии разъёма для дочки и в цифровом выходе. Больше ни в чём. Кстати, качество аналогового выхода у неё отвратное.
     
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.443
    Я никоим образом не утверждаю, что тератек лучше оригинальных внешних блоков, или тех же дочек. Но вот то, что весьма интересный синтезатор, оказывается более чем доступен для игр (возможно и в голом DOS, я не проверял пока) уже ставит её на ступеньку выше подавляющего большинства простых клонов SB Pro. Есть там конечно проблемы, тот же кристал в качестве FM синтезатора на мой вкус очень плох, подборка банков, не самая удобная настройка. Но вот синтез там по возможностям преображения звука никак не хуже семейства AWE.
    Про аналог - ХЗ, я слышу значимую разницу только когда с шумом и искажениями всё совсем плохо, потому просто не могу как-то внятно судить по этому поводу (потому и не заморачиваюсь с цифрой).
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Колючий, а разве нельзя никак преобразовать банки от той же ямахи для терратека? 64 метра памяти это же выше крыши.
     
  22. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Для вас и только для вас ;) Предлагаю выпилить из карты ножовкой все лишнее, что не повлияет на установку дочки и не коснется цифрового разъема. Банки памяти и блок wt - тоже выпаять к черту!)
    Даже если и так, качество не единственный критерий. Если мыслить в таком ключе, то можно смело выкинуть из жизни множество вещей, потому как всегда найдется что-то лучшее.
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2018
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление