1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Offtop
    "Классическая" Yamaha - это разве что DX7. Но они его реализовывали в звуковых картах...
     
    Bato-San нравится это.
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    Уже есть подобные банки, хотя больше 8Мб я пока там не гонял. Что-то звучит похоже, хотя там одних банков для полного подобия мало будет.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Абсолютно не зная её архитектуру, пишете абсолютно противоречащие друг другу вещи. Цифровой интерфейс обеспечен засчёт встроенного WT, и одного без другого на EWS64 быть не может.
    Равнение на AWE - это что, верх достижений? Ясен пень, что синтез EWS64 "не хуже", а лучше, чем AWE. Когда я сказал, что "так себе", я имел в виду равнение на бесспорных Roland и Yamaha.
    Зато я давно проверил. Не возможно, а точно. Почитайте мою статью за 2014-2015 гг, там всё написано.
    Нужны.
    Не только банки. Это и есть вообще инициализатор под DOS.
    Не только по 300-му. Можно задать какой угодно от 300 до 350.

    Я в своё время настолько проникся этой картой, что назвал её в той статье "DOS-мечтой". И то, что я сейчас её критикую, говорит не о плохом моём отношении к ней, а о хорошей изученности, когда под восторгом всплывают прозаические детали. А у вас пока ещё восторг играет, а ведь даже толком её ещё не изучили. По-прежнему считаю её одной из САМЫХ лучших карт для DOS ретрогейминга. Претензии к качеству FM пустые, т.к. FM на этой карте можно спрятать от DOS-игр. И это вы, вероятно, тоже не знаете. И по-прежнему настаиваю, что качество звучания WT у неё именно так себе.
     
    Последнее редактирование: 18 окт 2018
    Goblinit, Колючий и Thomas Wolfe нравится это.
  6. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вот такая если точно https://share.icloud.com/photos/0J_DZ75ws4mDmu6dvv8HjSX2w
     
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Но это ведь только шутка :) Там и пилить только по живому)
     
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    Первая часть про цифровой звук? Прочитано, но там о синтезаторе тератека совсем вскользь (в игровом применении WT). Если я правильно понял, WT был в конечном итоге заведён на дочку.
    Так же говорится о невозможности использовать MIDI1. Мне с MIDI1 повезло больше.

    На офсайте говорят об обратном.
    Или имеется ввиду иницализатор?

    Знаю, это был лишь конкретный пример, как выставлено у меня.

    FM там сейчас как раз "спрятан" от игр, вместе с SB Pro II. Надо будет разобраться, что произошло и почему он спрятался. Использовать его не планирую (CQM мне нравится больше варианта Crystal), но нужно понять, что произошло, чтобы в дальнейшем не вылезло чего.

    Мой удивление от того, что вот это:
    Я воспринял как неработоспособность синтезатора в DOS, подразумевая под "клонами" карточки без набортного WT. Вижу, что понял не правильно.
    --- добавлено 18 окт 2018, предыдущее сообщение размещено: 18 окт 2018 ---
    PS. Учитывая возможности тератека, в будущем оставлю в Win98 ретросистеме что-то одно. А одну карту (или тератек, или AWE64) оставлю для s7/ss7 ретросистемника, с которого высвободится AWE32 в 486-й...
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Колючий, ни о каком везении речь не идёт, карты все одинаковые. Канал MIDI1 использовать в DOS играх нереально. Я имею в виду внешний порт, выход. В чистом досе он не работает, а в винде доступен только для win-приложений. Он выполнен раздельно с набортным WT, хотя оба они "MIDI1". А вот канал MIDI2 внешний выход вместе с портом для дочки — это ОДИН синхронный канал. Именно это я объясняю в статье. Видимо, не очень удачно, доходчиво написал. Или невнимательно прочитано.

    На сайте, видимо, имеется в виду то, что не нужен драйвер от Crystal. Но ведь ясно, что он всё равно фактически встроен в ews инит. И, кроме того, sbpro mute bug сохраняется, поэтому необходимо грузить микшер от Crystal всё равно. И об этом в той статье тоже есть.

    Слететь FM вместе с SBpro мог на уровне прошивки eeprom. Просто надо перестроить. Но я подразумевал другое: можно сохранить доступ к SBpro и убрать доступ к FM!!! Для этого надо FM пересадить с 388 на 100, прошивальщик это позволяет.
     
  10. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    В DOS не проверял, в Win98SE DOS приложения через MIDI1 общаются с набортным синтезатором. MIDI2 был выключен.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да не про набортный речь, с набортным вообще всё замечательно и никаких вопросов нет, банки грузятся под чистым досом, всё работает. Я говорю про внешний выход MIDI1, и совсем даже в другом смысле, не работает он для DOS.
     
    Колючий нравится это.
  12. Павел Рябцов

    Павел Рябцов

    Регистрация:
    18 окт 2018
    Сообщения:
    2
    @easy_john, Приветствую. Нужна Ваша помощь.
    Хочу сделать реплику карты Rainbow Arts Soundman, но не могу понять куда идут пару сигналов, Вы можете мне помочь в этом? Если конечное карта ещё не продана. Заранее спасибо.
     
  13. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Раздобыл дочернюю плату Pine PT-2030 Vivaldi Xtra. Теперь думаю: где она будет стоять? Изначально стояла в SB 16 Vibra от ASUS. Руки чешутся первым делом потестить ее на Vortex 2. Ну или на Yamaha 719... Пока ещё думаю. В общем, надо пробовать. +)
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Куда ставить зависит от того, под какую систему и игры делаем машину.
    (если вообще не вспоминать, что это довольно дешевая и примитивная дочка)
     
    MAN-biker нравится это.
  15. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    @easy_john, для ознакомления, думаю, хватит. А большего и не планировалось. )
     
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Добрый вечер! Купил сегодня звуковую карту Sound Blaster 16 WavEffects (CT4170), материнка ей назначила IRQ 5 и DMA 1,3. Соответственно, в autoexec.bat прописал: SET BLASTER A220 I5 D1 H3 T6

    Для тестирования карты запускал фирменные утилиты диагностики (там все тесты проходят отлично), Doom 2, Blackthorne, Duke 3D, Dune 2, Prince of Persia. С первыми тремя всё в порядке, с остальными возникли вопросы:

    Duke 3D - при настройке не даёт выбрать High DMA, равный 3 (доступны значения 5, 6 и 7). Если вручную прописать в duke3d.cfg нужное значение, то всё в порядке. Но всё равно непонятно, почему выбор ограничен именно этими тремя цифрами и как мне использовать DMA 5, 6 или 7, если эти значения лучше в плане совместимости.

    Prince of Persia - при нормальном воспроизведении музыки звуки какие-то убогие, будто игра определила карту не как Sound Blaster, а Adlib (в setup'е всё выставлено верно). На предыдущей плате ESS ES1869 PnP этой проблемы не было.

    Кроме игр, я запускал всё, что скачал с официального сайта - почему-то одни утилиты диагностики определяли DMA как 1,3 и сообщали об ошибках, другие - как 1,1 и писали, что всё в порядке. Теперь у меня сомнения, какие же параметры верные.

    Подскажите, пожалуйста, какие конкретно утилиты нужно использовать с CT4170, чтобы разобраться с DMA и что нужно сделать, чтобы получить максимальную совместимость с играми?
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    где то в этой теме уже я писал, как работает звук в разных версиях этой игры и почему такое происходит.

    конфигурационные утилиты для данной звуковухи от Creative.

    Sound Blaster 16 Drivers, Creative Technology - Старый DOS. Abandonware, старые игры и программы - скачать!

    Запускаешься из чистого DOS и там уже конфигурируешь звуковую карту.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    SB16 может использовать два канала dma:
    - нижний 8-битный, из дипазона 1-3, для совместимости со старыми SB и софтом.
    - верхний, 16-битный, из диапазона 5-7, для ускорения передачи с новым софтом.
    Битность канала никак не влияет на битность музыки, а только на скорость передачи данных, у 16-битного dma она немного выше.
    Таким образом использовать два канала dma из нижнего диапазона нет решительно никакого смысла. Можно или указать только один (1,1) или переконфигурировать карту на типичные (1,5).
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    На официальном сайте Creative я скачал несколько SFX-архивов, главные из которых - "ctcmbbs.exe" и "sbbasic.exe".

    Архив ctcmbbs.exe содержит:
    ctcmbbs.exe - файл, при запуске которого мне сообщается, что обнаружено два PnP устройства Creative.
    ctcm.exe - Creative PnP Configuration Manager, который сообщает параметры: A220, I5, D1, H1, P330, T6.
    ctcu.exe - Creative PnP Configuration Utility, который показывает, что используются DMA 1 и 3, ничего менять не даёт.
    При запуске Diagnose.exe проходит тест, который сообщает, что Low DMA - 1, High DMA - 1, и всё хорошо.
    install.exe - запускаю его, в корне создаётся папка CTCM, изменяются autoexec.bat и config.sys.

    Из архива sbbasic.exe (его содержимое аналогично тому, что по вашей ссылке) запускаю install.exe. Если его запустить до установки install.exe из архива ctcmbbs.exe, то сообщается об ошибке. Если после - всё хорошо ставится, создаётся папка SB16.

    Перезагружаю, запускаю Diagnose.exe из папки SB16. Тест порта и IRQ проходит на ура, при проверке Low DMA - 1 и всё хорошо, при проверке Higher DMA сообщение: "Failure setting High DMA CHannel at 3".

    Таким образом, два файла Diagnose.exe дают разные показания DMA: первый (CTCM) - 1/1 и всё хорошо, второй (SB16) - 1/3 и всё плохо.

    Пытался закрывать DMA 2 и 3, определив их только для Legacy ISA - в результате материнка назначает вместо 1,3 только первый канал. Так и не понимаю, как назначить карте каналы 1 и 5.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    По идее чем-то вроде ctcm надо сменить ресурсы. Но я про pci звуковухи таких тонкостей уже не помню.
    В винде не дает поменять? Настройки биоса типа Reset pnp data/Pnp os installed - не помогут на удачу сбросить на другие значения?
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2018
    MAN-biker нравится это.
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    ЕМНИП, ctcm - инициализатор карты, ctcu - утилита для настройки. Но это для DOS.
    В Win9x cмотри в менеджере устройств в свойствах карты её ресурсы и можно ли их поизменять.
    --- добавлено 19 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 19 ноя 2018 ---
    Это одна из последних ISA вибр. Там всё совсем интегрировано и удешевлено, но это все же PnP ISA.
     
    MAN-biker нравится это.
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да. Думал про одно, написал про другое.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление