1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Дутиков точно нет - проверял при покупке, каких-то зависаний перезагрузок ни разу не было. Позавчера буквально поставил Windows 98 SE, накатил драйвера VIA (последние, с официального сайта), Matrox G400, на звуковуху CT4170 ничего не ставил - и так нашлась и определилась как Sound Blaster 16 or compatible.
    Думаете, лучше вместо неё ESS 1869 поставить как более беспроблемный вариант в плане совместимости и попробовать разобраться, почему она глючила под Windows 98?
    Кроме технических нюансов, CT4170 мне досталась в очень хорошем состоянии, с чистым звуком, практически без фонового шума. Поэтому, больше заинтересован подружить "компьютер для души" с ней, а не ESS-кой.
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, я тебе так скажу - оставь то что твоим ушам и душе приятнее.

    Советы выше я дал про ESS.

    Понятно, что 4170 имеет свои нюансы, но как и любой SB16 это всего лишь промежуточная модель между годной AWE и годным SBPro.
    Как она поставилась - так и поставилась. Из мануала ты уже мог понять, что всё у тебя нормально.
    Что касается некоторых игр, типа DN3D и DooM1/2 - в них имеются ошибки в использованных коммерческих звуковых библиотеках. Отсюда и проблемы. Так что забей.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Ушам приятнее однозначно Creative, его и оставлю пока. Чуть позже заменю на AWE64 Gold, чтобы окончательно успокоиться) А что касается проблем с ней - решить не смог только вопрос с Prince of Persia (к сожалению, Ваш пост о версиях звука этой игры не нашёл), в случае с Duke3D достаточно после выхода из SETUP вручную прописать в duke3d.cfg 16-битный DMA = 1. Тогда всё в порядке. Ещё, кстати, Dune 2 теперь почему-то виснет при загрузке на надписи "Taking advantage of extended memory" (на ESS запускалась нормально). Хотя, может быть, дело и не в звуковухе - помню с детства, что это была капризная игра, требующая особой организации памяти EMS/XMS.
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не исключено, что и после замены 4170 на AWE Gold проблема с Принцем останется. Это к вопросу неполной обратной совместимости SB16/AWE со стандартом SB/SBpro/2. Иногда старые игрушки капризничают с картами SB16 и не хотят играть все звуки, либо играют ВСЕ звуки вместе с музыкой только через FM. Выход – только установка SBpro или клона.
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    Ни с каких. В даташите на 1869 упоминиается только эмуляция SB Pro. ХЗ, откуда мне это втемяшилось, но был искренне в этом уверен, пока не полез проверять.
    --- добавлено 20 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2018 ---
    Те мелкие электролиты не дуются, их без выпайки не проверить толком.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Нафига вам вообще второй ДМА? Он же вроде как только для записи используется, а для воспроизведения DMA1 более чем достаточно.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Я так и понял, из-за одного Prince of Persia дёргаться не буду. Если будет материнка с двумя ISA, то можно будет попробовать поставить рядом что-нибудь SBPro-совместимое. А что значит "играют ВСЕ звуки вместе с музыкой только через FM"?
    --- добавлено 20 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2018 ---
    Это понятно, просто пока не вижу смысла. Если будут проблемы - отдам мастерам по паяльной части, чтобы посмотрели, что там.
    --- добавлено 20 ноя 2018 ---
    Интересное уточнение, я об этом не задумывался - просто взял за правило, что звуковухе нужны два DMA, желательно 1 и 5. А зачем тогда Setup в Duke3D так настойчиво требует назначить 16-bit DMA, и игра не запускается, если он указан неверно?
    --- добавлено 20 ноя 2018 ---
    Всем большое спасибо, что помогли разобраться с новой звуковушкой! Поскольку, как выяснилось, SB16 и выше имеют проблемы в плане совместимости со старыми играми, возникла мысль взять материнку с двумя ISA-слотами и установить две звуковушки, одна из которых будет лучшей (например, AWE32 или AWE64), другая - совместимой с SB Pro.

    У меня сейчас есть возможность за копейки купить в очень хорошем состоянии материнку Soltek под Socket A с двумя ISA-портами. Выглядит она очень хорошо, судя по обвязке, это был далеко не бюджетный продукт. К сожалению, я не записал её название, известно, что сейчас там стоит какой-то Athlon с частотой около 1 ГГц. Имеет ли смысл выбрать такую конфигурацию вместо текущей VIA с Pentium III 650 МГц или она хуже по части совместимости с MS-DOS и старыми играми?
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну, оказывается, не всегда. Я отключал картам AWE64 "высокий" канал DMA, и они отказывались воспроизводить звук. Как в винде, так и в досе.
    Да не один он.
    Это значит вместо WAVE звуков играются синтезированные FM синтезатором, как если бы была установлена карта ADLib. С картами SB16/AWE это случается в старых играх. Очень часто. Или просто часть wave-звуков или все wave-звуки отсутствуют. На клонах SBpro подобная история не замечена.
    Если нет никакой другой более приоритетной цели использования двух ISA, то это вариант. Очень даже.
    В стоке обе системы с точки зрения DOS не лучше и не хуже друг друга. Судя по 2xISA, это AMD750 или VIA KX133, потому что на платах VIA KT133 всегда был только один ISA слот.
    В троттлинге (для победы над ошибкой 200) процессор с более низкой тактовой частотой предпочтительнее, т.е. P III 650 МГц. Для винды и виндовых игр процессор с более высокой тактовой частотой предпочтительнее, т.е. Атлон-1000.
    Это старая известная проблема именно этой игры. Или назовём это её особенностью, а не проблемой. Хрен редьки, как говорится, не слаще.
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    не имеет.
    Во-первых лёгким движением руки в биос 650 превращаются в 900 и накрывают 1ггц медным тазом.
    Во-вторых актуально иметь не супербыструю машинку именно под старые игры, а всё, что требует 1ггц и выше - прекрасно идёт и на более современных в большинстве случаев.

    НО Солтек это всё же Солтек - сам владелец Солтека. Правда именно под PIII и стоит именно 650.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    "Превращаются в 900" - это я понял. Точнее, в 866 они превращаются.
    А "накрывают 1ггц медным тазом" - это что значит? Это я не понял.
    --- добавлено 20 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2018 ---
    Никто не мешает заменить на Атлон-600, если тысячник свербит. Плата-то с двумя ISA! Разве не это цель?
     
    Soundoomer нравится это.
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    а это во-вторых надо было прочитать. Суть в том что нет принципиальной разницы 900 или 1ггц в этом случае.

    У меня в этой машине стоит AWE64 как раз.
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это "свежее" решение, несмотря на свою уже старость, прекрасно справляется с проблемой частичной обратной совместимости этих стандартов. И тут есть свои нюансы:
    Это было написано мной ещё в 2014 году. Выложено в 2015.
    Источник здесь.
     
    MAN-biker нравится это.
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    650E превращается 866EB. Если он конечно E, иначе после лёгкого движения он превращается в тыкву, до сброса шины назад. :)
    Про кроет ли - ХЗ. Но если материнка изначально на i440BX, то с покрытием, как обычно, можно немного огрести косяков совместимости.
    Я бы остановился на 1ГГц, это хтонично, особенно, если там Slot A. :)
     
    Goblinit нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    а используется народом с незапамятных времён.

    Вообще то тут не указано, что некоторые программы читают версию DSP и на её основе косячат, как могут.
    --- добавлено 20 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2018 ---
    @Колючий, 150Mhz это VIA
    про косяки в случае BX я же и предупреждал уже не раз на этом форуме.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Тебе лишь бы что-нибудь сморозить. Народом используется с незапамятных времён конфигурация с несколькими звуковыми картами, как правило, ради разных WT-синтезаторов (чаще всего), или ради того, чтобы на одной из них получить TRUE OPL, а на другой более чистый звук WAVE, и т.д. Не более и не менее.

    Моя идея совершенно другая: использовать раздельно две карты для стандарта SB Pro и для стандарта SB 16. И воспринято это было здесь в своё время в штыки. Некоторыми. Не тобой, ты как раз положительно отнёсся к этой моей идее. Хотя и сказал, что тебе самому это не нужно. Так что фишка у меня не в куче миди-синтезаторов, ради чего народ обычно и ставит кучу карт. Фишка в двух разных бластерах, потому как, к сожалению, SB16 исчерпывающе не покрывает SBpro.
    --- добавлено 20 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 20 ноя 2018 ---
    Да, не указано! Потому что я не знаю, почему так происходит, почему часть старых игр косячит с картами SB16. Я просто вижу, что это происходит, констатирую, предлагаю решение в виде двух карт SBpro+SB16. Оно не использовалось с твоих "незапамятных" времён.
     
    Soundoomer нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Наличие SDK от Creative чудеса творит.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    OK, если для кого-то это актуально, конечно, никто не мешает изучить вопрос и ликвидировать косяки карт SB16 в режиме SB(pro). Это будет очень, очень интересная и в случае успеха похвальная работа! Но лично мне проще поставить две карты и забыть. И, я думаю, многим другим тоже на сегодняшний день, кто хочет, чтобы у него и SB16 звучал как SB16, и в Принце (и подобных) все звуки присутствовали как полагается. На количество ISA-слотов я давно не смотрю, я это решил для себя райзером на 5 слотов.
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Понятно, значит попробую эту материнку в деле, поставив на неё самый слабый процессор уровня Duron 600-700. Может быть и ESS 1869 не будет на ней капризничать.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Duron ставить не стоит. У него L2 всего 64 кбайт. Критичный размер L2 по тем временам, для тех приложений, игр - 128. Значения меньше 128 отзываются на производительности чудовищно отрицательно, переход от 128 к 256 благоприятен ощутимо, но уже не так разительно, как 64-128, а размер 512 уже в большинстве случаев мало отличим от 256. В Интел поступили мудрее, снабдив все Селероны того времени 128 кб против Пней-3 с их 256 кб. А в AMD каким местом думали, когда заблокировали L2 до 64, я не знаю. В части случаев можно разблокировать полностью до 256, как на Атлоне, но далеко не всегда. Лучше от Дюронов держаться подальше, купить младший Атлон не проблема и не дорого, если это сокет. Со слотом, конечно, посложнее. Вообще надо начать с камня 1000 МГц, потому что он есть! И увидеть, как работает ESS, и подобрать ей в пару хорошую AWE64.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Согласен, сначала попробую с тем, что есть. Ранние Athlon Thunderbird около 700 МГц, боюсь, непросто будет найти, а со слотовыми процессорами не хочу связываться - ни с интел, ни с амд. В 2004 году обслуживал около 30-40 компьютеров, проблемы с нестартующими материнками в основном касались слотовых 440BX. Приходилось в эти слоты прокладки городить, чтобы контакт улучшить.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление