1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    Содержимое L1 у Duron не дублируется у него в L2, потому кэши по сути можно слаживать. В итоге имеем что-то в духе 192кб L1+L2 против 128кб L2 тех целеронов.
    Вот и обзор. Обзор Intel Celeron 1.2 ГГц с ядром Tualatin - Статьи
    Там в тестах имеется Duron 1.1 и Celeron 1.1. Между ними в играх разница в пользу Duron в основном.
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, берёшь 850 дурон и успокаиваешься. И разблокируется и гонится на раз. Приятен и безотказен.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    В этом обзоре у Дюрона шина 200 и память 133 делают своё дело против шины Селерона 100 и памяти 100 на чипсете от Интел. Это тоже никто не отменял.
    Не разблокированный Дюрон не стоит того, чтобы с ним возиться. Для винды говорю, для винды. В досе разницы с Атлоном не будет.
    --- добавлено 21 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2018 ---
    А вообще нужно хватать любой проц, который попадётся на сокет-А сегодня. Ни один из них в итоге лишним не будет, и никогда не знаешь, на каком из них и из каких соображений в итоге остановишься. Опыт именно этому научил (не только с процессорами).
     
    Soundoomer нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Понял, всем спасибо за пояснения. Могу выбрать из этих:
    Duron D650AUT1B (650 МГц, 64 Кб, FSB 200 МГц)
    Duron D800AUT1B (800 МГц, 64 Кб, FSB 200 МГц)
    Duron D850AUT1B (850 МГц, 64 Кб, FSB 200 МГц)
    Duron D900AUT1B (900 МГц, 64 Кб, FSB 200 МГц)
    Судя по модели, они ничем, кроме частоты, не отличаются.
    --- добавлено 21 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2018 ---
    А что в нём разблокируется?
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    В Досе какой-то иной код?
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Наверное, LANRUS имел в виду, что разница между Duron и Athlon для игр под DOS несущественна в силу их возраста. А под Windows уже есть всякие Unreal, Quake3, и т. п., где Athlon будет предпочтительнее.
     
  10. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    «Разницы не будет», «разница несущественна» и «разница не важна» — это всё разные вещи.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Оказалось, я немного напутал с материнкой - она называется Soltek SL-75KAV и имеет только один ISA-слот. Так что особый смысл менять на неё Supergrace VIA 694X теряется. Разве что купить как запасной вариант на случай, если с этой что-то произойдёт.
     
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Только по факту - результат одинаковый, посему разделение не имеет практического смысла.
     
  13. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    По факту не всем DOS-играм хватает Pentium-100 для плавной работы.
     
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Для меня ДОС-игры - это то, что идёт на примерно 486 DX2-66. Всякие "новые" 3Дэ - это уже другая категория вплоть до Voodoo и включающая её. Но это уже как бы "не совсем ДОС".
     
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Blood — это уже как бы не совсем DOS? Как пример.
     
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Вот уж что бы не стал делать, так играть в него на старой ДОС-машине, а запустил бы какой-то порт под "современные" системы.
    И да, по мне это уже чуть другая категория, требующая машинку, на которой у меня и Win9x+XP была бы и 3Д акселератор.

    Не существует УНИВЕРСАЛЬНОЙ "машины" для всех игр, ты же знаешь. Даже на 486 будет куча игры работать непойми как и нужно плясать и с отключениями кеша в "бивисе" и с разными "тормозилками", не считая Error 200, байты для правки которой я всё хотел себе в виде татухи набить, как памятку.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
    Soundoomer нравится это.
  17. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Напомни, пожалуйста, давно ли появился «како-нибудь» порт (забудем о том, что Blood был упомянут лишь как пример).
    Ага, то есть для некоторых DOS-игр процессор-таки важен.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Помню, что после перехода с AMD K5 PR90 на Pentium 200 MMX гораздо быстрее забегал первый Quake, появилась возможность выставить в нём более высокое разрешение. Duke Nukem 3D перестал тормозить на самых высоких разрешениях, а ещё был Blood и Redneck Rampage с шикарными на тот момент текстурами. Наверное, Pentium 200 MMX - это максимум, который может понадобиться для игр под DOS.
     
  19. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Quake в разрешении хотя бы 800×600 вытянет на MMX-200 60 кадров в секунду?
     
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Опять же, нафиг он нужен в софте, если есть 3Dfx и прочие порты?
    Но мы-то говорили именно про Blood.
    Думаю, что найдутся и такие, которым не только проц, но и видяха, а также объём памяти будет желателен, хотя по факту, "ОБЫЧНЫЕ" ДОС-игры требуют не более 1 мега памяти (ну, 4-8 край если под экстендеры) и любую видяху.
    Но все это уже нужно запускать не на "чисто-ДОС" машине, а на той, которая уже из эпохи Вынь9х-ХР.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да ладно, ты прекрасно знаешь, что мне всё это известно. Если и дальше ударяться в буквоедство, то признаем тот факт, что всем поздним DOS-играм хватает PentiumII-300 для плавной работы с головой. Именно PII-300, т.к. наиболее требовательная из известных, приводимая много раз здесь мной, местами слегка подтормаживает на PII-266.
    Исходя из этого, в сказанном про Athlon-1000/Duron-800 и PIII-650
    я абсолютно отдаю себе отчёт. Все обсуждаемые платформы находятся далеко и за производительностью Pentium-100, и за производительностью PentiumII-300. И поэтому никакой разницы между ними для DOS-игр нет!

    Ну на самом деле читай чуть выше. Уровень средних PentiumII может понадобиться для таких игр, как Pyl и Grand Prix 2 (640х480). После них поменьше требования у такой игры, как Redneck Rampage, в неё можно гамать в 800х600 даже на Pentium-133 свободно, но разрешения 1024 и 1280 потребуют как минимум Pentium-200/233.

    Вообще, я бы выделил три основные группы DOS-игр по требованиям:
    1) Те, которые адекватно идут только на XT 4,77 МГц - без комментариев, какой комп для них нужен.
    2) Все те, которые страдают от ошибки 200 и/или частотозависимые - идеально для них иметь что-то в районе 386DX-40.
    3) Самые требовательные последние - в них хоть на PII-300, хоть на Core2-3000 играть можно. Но явно не на первопне, иногда его мало.
     
    MAN-biker нравится это.
  22. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @LANRUS, все верно, хотя я не вижу проблем с "ошибкой 200", она же лечится "на раз-два-три" и все что можно уже давно пропатчено. Не?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление