1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Окей, давайте поиграем, например, в TES: Battlespire на MMX-200. Да хоть бы и на PII-300.
    Ну или поищем сорс-порт.
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Почитал про Pyl - заинтересовала, особенно тем, что похожа на Unreal. Надо посмотреть на неё.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Вообще то привязывать Pentium к Windows 9x неправильно - он появился на рынке несколько раньше.
    Кроме того правильнее будет учитывать хронологию появления игр в принципе - то что одна игра запускается из дос и другая запускается из дос ещё не говорит, что им требуется одно и тоже железо для полноценной работы. Т.е. одной достаточно чистой IBM PC и 640к, а другой может быть и i7 мало (если сейчас народ не пишет монстров под дос это не значит, что это невозможно и что лет через 10 на ОГ не появится нечто подобное всем на изумление).

    Надо так же учитывать, что часть игр уже предъявляет требования к видеокартам - сперва это просто требования конкретного типа адаптера, позже уже требования к количеству набортной памяти на нём.

    Разумеется, после появления 286 началась эпоха DOS-экстендеров - памяти стало больше, память стала дешевле. И начали писать игры для дос и именно с ипользованием экстендеров. К виндовс это не имеет отношения, в 9х подобное встроено только для совместимости и повышения продаж системы.

    А вот звуковые карты обычно никак на запускаемость игр не влияли - я даже затрудняюсь назвать игру, которая откажется работать без звуковой карты вообще.

    ЗЫ. Хотя надо отметить еретические игры от ID Software, которые разрабатывались не под ms-dos... эти да - эти не досовские.:D
    Doom engine — Википедия
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
    MAN-biker нравится это.
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Эпоха экстендеров началась с 386-х. На 286-х появилась возможность, которую в играх, похоже, до 386-го никто не использовал.
    --- добавлено 21 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2018 ---
    Да и в софте почти тоже.

    ЗЫ. Куда-то я совсем уже в сторону.
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    У меня когда была XT-шка, оказалось, что далеко не почти. NC и NU — яркий пример.
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Компания основана в 1986-м, сначала выпустила софт для 386-го, потом его вариант для 286-го. Ты видишь расхождение с тем, что я написал выше?
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Колючий, вижу, как это ни странно - я нигде не указал даты. А вот где ты увидел, что процессоры 386 появились до 286 - это более интересный вопрос. По факту речь шла про появление PM.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Речь о доступе к памяти за пределами мегабайта в защищённом режиме. Это точно не про XT.
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    MAN-biker нравится это.
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Phar Lap's 386|DOS-Extender гуглится в журналах с 1987-го, Phar Lap's 286|DOS-Extender - с 1991-го.
    --- добавлено 21 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2018 ---
    Ты прекрасно понимаешь, чем extended отличается от expanded. И явно понял, что именно я имел ввиду.
    Толстовато. :)
    --- добавлено 21 ноя 2018 ---
    ЗЫ. Давай эту тему обсуждать где-нибудь в более подходящей ветке? Куда и перенести бы уже нафлуженное...
     
    MAN-biker нравится это.
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Колючий, я понял, что ты не понимаешь, что неправ. Толстовато - это ты про себя видимо.
    Я тебе уже объяснил принципиальную разницу между твоим толкованием сказанного мной и тем, что я имел ввиду.
    ну докажи уже что это случилось до 286.

    Фар лэп приведён мной как пример экстендера для 286 процессора, а не как появившийся вместе с ним.

    Что касается памяти на XT - она послужили основой для стандартов тех самых экстендеров.

    ЗЫ. короче закругляемся. Это есть смысл моего поста выше из которого ты развёл такой флуд.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Я тебя прекрасно понял, и вижу, что тоже меня прекрасно понял. Раз не лезешь в сторону моего утверждения, что эпоха началась уже после выхода на рынок 386-го, а подсовываешь мне утверждение, что она началась на 8086 и требуешь, чтобы я его доказывал. :)
    --- добавлено 21 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 21 ноя 2018 ---
    Не суть важно, я изначально с тобой не спорил, а уточнял, не более.
    Возможно, по привычке в категоричной форме, из-за чего ты подумал что-то лишнее. Ну, бывает.
     
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Колючий, прежде чем уточнять в таком стиле - учи матчасть или хотя бы читай, что дали.
    После 286 появился PM, что позволило программно делать то что делалось на XT аппаратно.
    При этом не надо, как это делаешь ты, путать кисло с пресным.
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Давай поблестим разумом в другой теме. Там расскажешь, в каком же году "РМ" появился. Мне очень интересно.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Последнее редактирование: 21 ноя 2018
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Добыл AWE64 Value (CT4520) 1997 года. Хоть это и не лучший экземпляр серии, я сразу решил её брать, поскольку цена была смешная - всего 600 рублей. Завтра смогу выяснить - проблема с назначением High DMA = 5 характерна только для Vibra16/SB16 или на этой AWE64 она тоже вылезет, и это беда конкретной материнки.
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2018
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, не вылезает. DMA 1,5 IRQ 5. Притом сразу в биос.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, все AWE64 одинаковые, голды отличаются от прочих увеличенным до 4 мб объёмом набортной памяти. Из каких соображений версия 4520 не лучший экземпляр серии? Споры вокруг разных AWE32 – это понятно, они все очень и не очень разные. А AWE64 на практике чем друг от друга отличаются?
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, ну мной лично ничего фатального (кроме отсутствия у меня платы памяти:cray:) замечено не было. Даже не шумит, что приятно.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление