1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Перемычка на выбор порта там есть? Которая 200-220-240-260? Попробуй другой адрес задать. Не поможет - попробуй все платы лишние вынуть и в биосе всякие набортные сетевухи/зуковухи выключить. Ну а вообще уже впечатление, что не рабочая.
     
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Карта (GUS MAX) оказалась рабочей. Поставил её в 486 c MS-DOS 6.22 - там сразу все запустилось и установилось, без каких-либо танцев. Может быть, дело было в чипсете (i845GL), а может - в Win98, сейчас желания это выяснять нет.
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2013
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я сразу говорил - надо на разных мамках проверить.
     
  6. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Народ, подскажите что за зверь такой Yamaha 719 на ISA ? Ктонибудь знаком с данной картой ?
    К какой SB она ближе ? Как она работает (интересует чистый MS-DOS) ?
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Под чистым досом она представляет собой SB Pro (22/8/stereo) или WSS (44/16/stereo).
    Есть родной софтовый wavetable для windows.
    В остальном - обычная дешевая звуковуха.
     
    Bato-San нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я бы так не сказал. Ранее действительно ничем не была примечательна, кроме настоящего ямаховского FM. С недавних пор после выхода программы SoftMPU приобрела ценность в совершенно ином свете. Это одна из очень немногих (если не единственная) SB-совместимая карта, которая одновременно имеет на борту и разъём WaveTable, и поддерживает IRQ2, т.е. ничем не уступает девайсу Roland MPU-401 AT, но за копейки! Да ещё и содержит истинный FM OPL3, что весьма неплохой довесок.
     
    Geryon и Bato-San нравится это.
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    замечательно она работает. Лично у меня. Всё, что написано в предыдущих постах - вполне справедливо.

    Добавлю, что имеет несколько вариаций от разных производителей, часть из которых малопригодна к использования, как выяснилось, благодаря Geryon.
     
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Добавлю, что:

    1) это семейство карт называется OPL3SAx (например, у меня OPL3SA3). Все, что мне попадались, являются Plug and Play.

    2) карты имеют сравнительно низкий уровень шума (разумеется, если переключить в режим Line имеющимся джампером).

    3) Daughterboard-разъем есть, но расположен таким образом, что полноразмерные дочерние карты не помещаются. Поэтому либо дочерняя карта должна быть небольшой, либо придется идти на выкрутасы с соединительным шлейфом - пример здесь.
     
    LANRUS и Bato-San нравится это.
  11. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Ребята, сегодня купил за 50 рублей пару звуковых карт
    из них
    ESS1868 ISA и
    Sound Blaster 16Vibra CT2940 ISA

    Первым делом хочу проверить SB16,
    Сделал и записал загрузочный диск с MSDOS 7.1 и драйверами с звуковой, сначала проверил на Virtual Box диск (включая драйвера) , всё ок, принялся ставить на живой комп. Так вот, сам дос встал как по маслу,

    при запуске sbbasic.exe -> install.exe на живом компе программа просит освободить ей место в памяти, я выгрузил VC опять запустил, на что программа установки драйверов сообщила код ошибки в скрипте, но затем вернулась, и застряла на месте - вставте в c:\distr (куда я распоковал sbbasic) диск. Не верит что там есть диск. Пишет PLEASE INSERT THE CREATIVE CONFIGURATION MANAGER INSTALLATION DISK

    Вопрос, почему в Virtul Box, данный диск устанавливается нормально, и не просит ничего выгружать из памяти (хотя процесс установик MSDOS под VB и на настоящий комп ниотличался ни на шаг), и почему в Virtual Box все драйвера установились без ошибок ?

    Комп на матери, MSI6368 (кстати в биосе есть поддержка SB для доса, т.е. возможность выбора эмулируемой карты, порты прерывания и пр.., но я пока не разобрался как запустить это под дос)

    Под Win95 все работает автоматически.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2013
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Скрипты рассчитаны на дискету или на наличие файла с номером дискеты в корне текущего диска.
    А зачем вообще это все делать? Скопируй распакованные драйвера и настрой autoexec/config.
     
  13. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Да, но устанавливал я ведь не с дискеты и в Virtual Box тоже (сначала копировал в папку на c: потом она сама разархивировала себч, а потом install.exe, ровно точно также как потом на компе...

    Странно, действия идентичные - результат разный..
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    SandMartin, есть такие волшебные команды path и subst... если уж тебе приспичило именно в папку всё засобачить.Ставить в пример досу VBox, как "правильно работающий" - нелогично. Скорее наоборот - если что то не работает, значит что сам и накосячил.


    вот сперва разберись с этим, отключи бортовую звуковуху, раздай правильно IRQ и DMA для ISA, а потом уже накатывай дрова. А то чую, что у тебя включена эмуляция SB Pro кодеком мамы и идёт конфликт ресурсов с реальными звуковухами.
     
  15. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Дык всё отключено в биосе конечно! )))) Я пока не разбирался с материнской эмуляцией выключил от греха подальше Audio Legacy Support...

    При установке Windows 95 сам правильно определил звуковуху (В свойствах драйверов в Win95 она определилась сама как 16/AWE совместимая на портах 220-5-1) и она нам работает (маздай даже дров не попросил), более того она работает в сеансе чистого MSDOS под Win95 (тот который после полной перезагрузки системы), а вот в чистом досе дрова не встают. Диска мол нет в директории ((( Какойто бред..

    Как называется распакованный файл драйвера для Sb16 ?
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
  17. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Спасибо большушее, только просит username и пароль
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2013
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    анонимом.
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Случайно наткнулся на обзор AWE32/64 в блоге небезызвестного Great Hierophant.

    Оказалось, я лох и ничего не знаю! В неголдовые AWE64 можно впаять S/PDIF, в некоторые AWE32 - впаять OPL4! И всё так разложено по полочкам... впрочем, как и всегда в его блоге.
     
    Bato-San нравится это.
  20. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Вот интересно, а новое железо кто-нибудь через 20 лет станет так же активно изучать :rolleyes:
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Трудно сказать. Мне железо тех времен кажется окутанным ореолом романтики. Может быть, сегодняшним тинейджерам через 20 лет тоже будет интересно узнать какую-нибудь фигню из разряда "надо же, на Geforce GTX TITAN есть распаянное гнездо под iPhone 5S!" :shok:
     
    Vardok нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, я два года назад впаял в ревизию 4520 два пина. Звук не получил. Хотя слушал wave, про midi даже не думал, т.к. это есть на awe32 без всяких проблем.
    Надо почитать, что там автор пишет на эту тему.

    ---------- Сообщение добавлено в 10:54 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 09:12 ----------

    Почитал. К сожалению, на тему spdif ничего интересного :(. Только очень простая и прозрачная на первый взгляд фраза - digitized audio will be output on the AWE64 cards - на деле ломаного гроша не стоит. Ну а в целом очень содержательная и поучительная статейка.
     
    Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление