1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Bato-San, ну, плата памяти может быть заюзана в 99% как минимум в винде 95, в досе она почти бесполезна. Комп с виндой трудно представить себе без шины PCI, разве что какой-нибудь чахлый 486 с VLB. В основном комп с виндой 95+ это Пень и выше. Ставим Live, побольше оперативки, и играем банки SF2 в режиме GM. Никакого отличия звучания SF2 на EMU10k от звучания SF2 на EMU8k не будет. Игра, которая поддерживает нативно AWE, но не поддерживает при этом GM, существует в единственном (!) экземпляре (забыл её название). Итого - на фиг эти платы памяти за такие бабки!
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    сколько ещё говорить, что она не бесполезна и что загрузка банков из дос возможна?
    Более того, в сдк это всё описано и есть библиотеки и примеры кода.
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2018
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Bato-San, я знаю об этом. Поэтому и сказал "почти". Сколько там, три с половиной банка? Неинтересно.

    Если там есть большой выбор, просвети. И если гамы могут это юзать, не отличая от дефолтного.
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    разумеется могут, иначе в подобном не было бы нужды в принципе.

    Вот про качество и количество банков в природе ничего сказать не могу - данным вопросом не интересовался, но полагаю, что можно и свои склепать. Другое дело, что без памяти это развлечение теряет смысл.

    ну и нафиг тогда все эти закупки "раритетных" AWE32? Раз всё можно лайвом решить.

    В принципе, соглашусь, что общая интересность карты заключается исключительно в загрузке банков - все остальное может дать SBPro II.
    Но коли банки нам не интересны и бесполезны...
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Я тут многое пропустил, но лайв научился работать без EMS? А с прямым выводом в DSP у него как?
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MisterGrim, добро пожаловать. С Новым годом!

    Речь не об этом.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Удалось с утро протестировать свою новую звуковушку (CT4520). В отличие от Vibra 16, этой карте материнка сразу назначила DMA 1 и 5, как и предсказывал Bato-San.

    Далее установил Creative Plug and Play Configuration Manager в папку CTCM (ctcmbbs.exe), после него - Audio Software (s64basic.exe) в папку SB16. Все тесты, включая AWE synthesited music, прошли успешно, однако музыка в Duke3D и Doom при выборе AWE32 отсутствовала (просто тишина). Тогда я ещё раз запустил diagnose.exe из папки SB16 и выбрал "Сохранить конфигурацию". После перезагрузки увидел, что параметры звука в файлах config.sys и autoexec.bat вообще не изменились, но музыка в этих играх каким-то чудесным образом заработала. На мой неискушённый вкус, её качество стало отличным, инструменты теперь как настоящие.

    В Prince of Persia та же проблема, что и с Vibra16 - звуки как на Adlib. Кроме этого, в Seymour Goes to Hollywood деградировала музыка, хотя на Vibra16 играла через PCM.

    Ещё для меня было новостью, что у звуковухи два разных выхода - для активных и пассивных колонок. Сначала подключил к SPEAKER-OUT к ЖК-телевизору и получил наводки на экране при воспроизведении звуков. Когда переподключил к LINE-OUT - всё стало нормально. Хорошо ещё, что ничего не спалил.
     
    Последнее редактирование: 24 ноя 2018
  10. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Обычное дело в то время.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Вы ещё застали пассивные колонки!
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Стандартными средствами в досе можно грузить банки *.SBK для эмуляции mpu401. Проблема только в том, что нужно найти/сделать банк SBK большого размера.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Я написал, что это не самый лучший экземпляр, потому что на Wiki сообщается: "Удешевленный вариант AWE64", также пишут, что у неё ЦАП/АЦП хуже, чем у AWE64 Gold, и нет SPD/IF. Но это не значит, что меня это беспокоит, и я сейчас побегу её менять на Gold)
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, вообще ничем она не хуже на практике. Ну кроме отсутствия "золотых контактов";)
     
    Колючий нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.336
    Ну и хорошо - значит я неплохо сэкономил) Что касается шумности - она намного чище играет, чем мой экземпляр ESS-1869 и незначительно проигрывает у SB Live 24bit! (субъективно на слух), которая у меня стоит на основном компьютере.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, мозги у них удешевленные. S/PDIF есть на всех без исключения AWE64, рабочий, подтверждаю лично, разводка присутствует на всех ревизиях. Просто Кривативы в последний момент захотели подчеркнуть лишний раз статус Голды и не стали устанавливать разъём на «удешевленный» вариант. Но перепроектировать PCB тоже не стали, поэтому разводка есть. Я отыскал сигнал щупом, потом впаял туда пины, всё работает так же, как и на Голде. Стоимость этих двух пинов около 2 рублей, так что по части S/PDIF да, простая AWE64 удешевлена на 2 рубля, и у неё типа «нет S/PDIF».
    Что касается качества DAC/ADC, то это ещё бабушка надвое сказала. Качество ЦАП/АЦП на этих картах настолько близкое, что говорить о разнице смешно. Ну может быть у Голды меньше наводок (но тоже сомнительно) засчёт того, что отсутствует усилитель мощности.

    Итого единственное отличие – 4 мб против 512 кб. Как я и сказал в самом начале. Ну и ещё красивый цвет платы, тюльпаны, и ещё слюни и сопли Креатив по поводу «крутизны», и взвинченная до небес цена.

    ЗЫ: а я был прав, что в Принце воспроизведение останется через FM! И ещё в одной игре это добавилось? Надо ставить клон SBpro. Параллельно.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Скажите где прочитать про эту хрень с Принцем, а то столько шумихи, а я вообще не в курсе.
     
    Goblinit нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Как вообще следует устанавливать звук в Prince of Persia.
    Мой пост подтверждающий истинную причину такого поведения игры
    А вообще история начинается на страницу раньше, но с некоторой путаницей, как всегда.

    Вообще наверное надо это всё ещё раз проверить и внести в техническую тему по самому Prince of Persia.
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2018
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  19. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Разве эта игра поддерживает что-то кроме opl2?
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @alfy, при запуске с ключом /C предложит выбрать Adlib или Beeper. Вот второе, видимо и есть "PCM".:D
     
  21. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Насчёт принца, если правильно понимаю, получается так:


    Может, в первый пост уже?
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.444
    Логичнее в первый пост темы игры в разделе запуска и установки.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление