1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    есть некоторые различия для каждой версии игры.
    И явно не в таком виде это надо вставлять.

    Да, и уже забыл, но с досбокс ещё что то было связано.

    Ну в общем надо бы - у кого есть время прогоните просто тесты, а то уже задолбали эти рассказы, что там что то не играет на AWE.

    ЗЫ. хотя чуть ли не ко всем старым играм стоит добавить уже и про то что "уменьшите тактовую частоту процессора до 2Ггц и ниже и играйте на одном ядре".
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2018
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    @LANRUS, интересно, буду знать. Сколько я читал про эти карточки, многие боготворят Gold и ругают Value за бюджетность. Да, надо клон, но для этого нужна материнка с двумя ISA. У меня ещё системник с Pentium 200 MMX и тремя ISA, но он слабее и менее удобен для обмена данными, поэтому не подходит на роль компьютера для души)
    --- добавлено 25 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 25 ноя 2018 ---
    Не изучал этот вопрос, но мне кажется, что до установки AWE64 музыка была лучше. Возможно, ошибаюсь. Если удастся сравнить и услышать разницу - расскажу.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    я уже изучил, выше по теме.

    Так что не знаю, что ты там можешь услышать кроме двух указанных вещей.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Узнал, что AWE64 умеет эмулировать General Midi и добавил к aweutil.com ключ /EM:GM
    Однако ни одну игру с эмуляцией GM так запустить и не удалось - все они виснут или компьютер уходит в перезагрузку. Как правильно пользоваться этой функцией? Нужно ли что-то перетыкать на самой карте (CT4520)?
    --- добавлено 25 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 25 ноя 2018 ---
    @Bato-San, ты прав, перепутались воспоминания. В "Сеймуре" музыка везде одинаково играет.
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, нет, перетыкать ничего не надо.



    А хотя вот вроде бы и надо, но это для AWE32 - короче надо смотреть мануал по 64 конкретно

     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2018
    Soundoomer, Goblinit и Колючий нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, это потому, что эти «многие» – как вороны, падки на всё блЯстящее и топовое. По этой же причине эта категория юзверей любит такие изделия, как GeForce 6800 Ultra, Audigy 2ZS Platinum, PIII-S 1400 и непременно только их! Хотя на практике 6800 GT, Audigy 2 Value, PIII-S 1133 ну ничем не уступят.
     
    Yuriy_X нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    ИМХО, 1400 как-никак берётся именно ради топовости третьепня. Иначе, для подавляющего большинства игр под такую ретросистему хватает и коппермайна.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Именно. Ключевое слово – «топовость»! Это своего рода лихорадка, на которой производители умело играют ценами (ну пока железо актуально современности, а для ретро – барыги умело играют ценами).
    --- добавлено 26 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 26 ноя 2018 ---
    Я, например, хорошо помню, что разница в старых прайсах между TNT2 Pro и TNT2 Ultra составляла $50 !!! Сегодня кому ни расскажи, выглядит смешно, но оно было так во все времена. Волшебные слова "platinum", "ultra", "gold" и тому подобные «кренделя» вызывали юзвереву лихорадку. Печально, но факт, девелоперы крутят массами, как хотят.
     
    Soundoomer, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @LANRUS, мне только одно интересно, что запускать то на этом одре, который "не уступает P4"? Сталкера полюбэ удобнее на современном мучать.
    ничего не изменилось. Глянь в прайсы.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Кстати, кайфово в играх звучит AWE32, как помню, ничуть не хуже эталонного Roland SC-55.
    Это если не сказать, что там где музыку писали реальные таланты, она даже на всяком гамне звучит прекрасно, опять же вспоминаем Манки айленды или Hocus Pocus.
    По поводу Принцев (и первой и второй части) всевозможных версий: у меня в ДОСБоксе работает как угодно, т.е. я в приципа в состоянии в любой игре настроить звук-музыку как угодно, что бы она звучала "правильно", т.е. звуковые эффекты "цифровые", а не FM-синтез котрый, впрочем, в этой игре, тоже совсем неплох, а музыка хоть через FM-чип, хоть MIDI (на MUNT). Но вот миди как раз в игре довольно халтурные и FM-музыка даже приятнее звучит.
    Кстати, даже через МИДИ если эффекты завернуть и то они очень неплохо звучат, в общем, хорошая игра, как ни запусти, всё зашибись, ничем её не испортить.
    А вообще, проверить очень просто: падаете вниз (уже слышно, кто знает), переходите на второй экран и получаете мечём в живот. И вот тут должен быть смачный "чпок!" и возглас "А(х)!", а не непонятно что в случае Адлиба.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Мне звук в Prince of Persia нравится, когда музыка играет через MT-32, а звуки - через SB. Если всё пустить на MT-32, то звуки становятся менее естественными (речь об эмуляции, настоящего MT-32 у меня нет).
    --- добавлено 26 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 26 ноя 2018 ---
    К сожалению, так и не получилось сэмулировать General MIDI - джампер выдернул, в играх выбрал GM для музыки. В итоге они нормально запускаются, без перезагрузок, вылетов с ошибкой или зависаний, но вместо музыки - тишина.
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, ну так чтобы оно играло в досе надо банк дать. Т.е. вон манки исланд это умеет делать судя по видео.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вместо музыки тишина потому, что поток миди отправляется на геймпорт. Так что всё правильно. Звучать должно что-то подцепленное к внешнему порту.
    --- добавлено 26 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 26 ноя 2018 ---
    А вообще лучше всего иметь WaveBlasterII, и не нужны будут никакие AWE. Посадить его можно на любую карту, играть в режиме GM без включения всяких эмуляций, дочка всё делает сама.
    Но редкий это и весьма дорогущий экземплярчик.
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    лучше всего иметь то чего нет. По принципу "хорошо там, где нас нет".:rofl:

    Пока чел мучал SB16 - советовали AWE. Купил AWE...
     
    Soundoomer и Колючий нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Нет, я не советую эту дочку. Просто говорю о том, что с ней ещё лучше было бы. Не советую потому, что надо реально смотреть на вещи. Она доступна, если хорошо поискать, но цена зашкаливает.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    читаем вику Creative Wave Blaster - Wikipedia
    хм. т.е. от всего этого надо взять ром и скормить его AWE.

    В общем же случае получается авешка нахлобученная на что угодно.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Так я же выдернул джампер, как сказано в инструкции, чтобы он направлялся куда надо.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Карта AWE не имеет встроенного GM синтезатора, следовательно, отключение его эмуляции означает отсутствие звука и перенаправление потока на внешний миди-выход.
     
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    @LANRUS, я уже запутался - убирая джампер, я отключаю эмуляцию или включаю её?
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление