1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Yuriy_X, Во-первых, по идее, замыкаете - эмуляция включена. Вот из мануала к аве64:

    Снимок.PNG


    Но там в первом пункте идёт такая поправка:

     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, ну вот, чутка освободился и глянул, что там и как, суть в следующем:

    Инструкция по использованию AWEUTIL

    Колпачёк MFBEN должен быть одет, чтобы звук мог эмулироваться софтом. В ином случае он будет идти на выход MPU-401 (т.е. на некое аппаратное внешние устройство типа клавишного синтезатора).
    AWEUTIL умеет эмулировать под чистым MS-DOS следующие MIDI стандарты: GM, GS, MT-32
    Гарантированно это работает только в реальном режиме процессора, в случае всяких думов и прочего - не факт, но может и работать.

    Чтобы это всё работало, надо чтобы в директории \SFBank\ лежали файлы SYNTHGS.SBK, SYNTHGM.SBK и SYNTHMT.SBK
    Это банки звуков инструментов для каждого стандарта, без них, понятное дело, будет тишина.
    Так же следует настроить все системные переменные (MIDI, SOUND, BLASTER).
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
    Soundoomer и Thomas Wolfe нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    @Bato-San, спасибо за развёрнутый ответ! При установленном джампере и строке AWEUTIL /EM:GM как раз и происходили вылеты, перезагрузки или зависания. Пробовал с игрой, не использующей защищённый режим, - Hand of Fate (The Legend of Kyrandia 2). Как доберусь до этого компьютера, попробую глянуть насчёт SFBank (кажется, эта директория вложена в SB16 и содержит какой-то один файл). Что касается системных переменных - они по умолчанию как сам Creative при установке прописал.
     
  6. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, ну вот поэтому и вылетало - файлов нет и играть нечего. А при снятом тупо транслировало наружу и поэтому вроде бы на вид работало.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Bato-San, мне под нос не надо пихать отстранённый от вопроса экскурс по GM.

    AWE карты не имеют встроенного GM-синтезатора.
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    ага. Оно просто целиком им является.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    EMU8k не является синтезатором стандарта GM.
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136

    Вложения:

  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Чип 8000 начали разрабатывать в EMU до принятия стандарта GM, он не соответствует полностью этому стандарту, в частности, если не ошибаюсь, по порядковым номерам инструментов. С чего бы это играм понадобилось нативно поддерживать "AWE32", если он, как ты говоришь, полностью соответствует спецификациям GM? И зачем тогда этот ключ эмуляции :GM со своим банком?
     
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Да, звуковые эффекты конечно лучше "цифровые" через SB. Но проблема, как я писал выше, что и МИДИ музыка в данной игре сделана халтурно и местами звучит весьма мерзопакостно даже в сравнении с Адлибом.
    Если речь про первую игру (PoP1), то ни о каком GM речи быть не может, там есть ТОЛЬКО поддержка MT-32, но никак не General MIDI, в режиме GM всё будет совсем какашечно.
    Во второй части все получше и МОЖНО прикрутить как GM, так и MT-32 синтезатор и звучать это будет весьма неплохо.

    Как бы "...айленд".

    В таком случае (мы же применительно к ДОС-играм сейчас?), лучше всего иметь "дочку" Roland SCB-55, которая вешается на любой разъем WaveBlaster и получить эталонное звучание GM/GS.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да нет, это-то понятно. Я имел в виду применительно к синтезатору EMU8k, что удобнее всего иметь его именно в виде дочки, т.к. на ней сразу выполняются все необходимые операции, когда принимаются команды в стандарте GM, а на выходе звучит дефолтный банк "AWE".

    Криватив – чтоб они не написали, что банк соответствует GM? Да они скорее бы о стену убились, чем не написали это в своём описании, которое любезно предоставил здесь @Bato-San, ударив себя по челу. Тем более, что во многих параметрах это верно. Вообще, я думаю, что в преддверии принятия стандарта GM многие производители разных WT так или иначе были близки к нему, находясь в рамках одного и того же протокола MIDI. 16 каналов, определённая полифония, 1 канал ударных... Но всё это логически нуждалось в приведении, так сказать, к общему знаменателю.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Вернул джампер на место, убедился, что в aytoexec.bat прописано "aweutil /em:gm", в результате эмуляция GM во второй "Кирандии" заработала. Музыка понравилась, хоть и, по ощущениям, немного уступает эмулированному через bassmidi driver или DOSBox_Ykhwongs с банком ChoriumRevA.SF2 (или WeedsGM3.sf2). Кроме этого, при эмуляции GM через Windows звуки тоже были более сочные - со всякими эффектами вроде эха.
    В директории c:\SB\16\SFBank сейчас лежит только один файл - SYNTHGM.SBK. Сейчас вообще не понимаю, почему раньше были вылеты)
    Теперь хочу попробовать эмуляцию MT-32. Подскажите, пожалуйста, где нужно искать SYNTHMT.SBK? На официальном сайте Creative вроде бы его не было. И для эмуляции какого устройства используется SYNTHGS.SBK?
    --- добавлено 26 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 26 ноя 2018 ---
    Надо попробовать его запустить с эмуляцией MT-32 и для музыки, и для звуков. Интересно, что получится.
    Уже попробовал через Dropbox с эмуляцией MT-32 - да, вполне достойно.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
    Goblinit нравится это.
  15. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    @Yuriy_X, Проблемы (зависания и вылеты) могут быть с играми, требующими mpu401 intelligent mode. Так же для эмуляции миди требуется поддержка материнской платой NMI.
    банки поставляются в комплекте с драйверами(неурезанном). можно скачать на вогонах или нагуглить.
     
    Yuriy_X и Goblinit нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Yuriy_X, GS - General Sound — Википедия но на самом деле Стандарты MIDI: GM, GS, XG, GM2

    Без платы памяти банки GS/MT-32 под досом просто не влезут в набортную память, что указано в документации.

    ЗЫ. Хотя почему не влезут то? Непонятно.

    В общем вот все банки из комплекта Голдовой карты.
     

    Вложения:

    • SFBANK.zip
      Размер файла:
      9,2 МБ
      Просмотров:
      31
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
    Soundoomer, _ALS_, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    Вот эти 3 файла. Брались с дисков, что шли в комплекте с SB/AWE/32/64.
    В 512кб набортной памяти они влазят.
    Но ведут себя странновато в целом. Документацию не копал тогда, возможно, есть какие-то ещё особенности.
     

    Вложения:

    • SoundFonts.rar
      Размер файла:
      509,8 КБ
      Просмотров:
      22
    Soundoomer, _ALS_, Yuriy_X и 2 другим нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Колючий, аналогичны тем что в моём комплекте, но у меня там ещё SF2 какие то.

    2GMGSMT.SF2
    4GMGSMT.SF2
    GM35REVC.SF2
    SAMPLE.SBK
    SYNTHGM.SBK
    SYNTHGS.SBK
    SYNTHMT.SBK
     
    Soundoomer, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    *.sbk должен подгружать с собой и *.sf2? Если должен, то какой?
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Bato-San и Колючий, спасибо большое за банки!

    На попытку подгрузить SYNTHMT.SBK (aweutil /em:mt32) появляется сообщение: "Not enough sample DRAM to load SYNTHMT.SBK". Может ли это значить, что памяти на этот банк хватает только у AWE64 Gold?

    P. S. Поздно сообразил, что у меня в autoexec.bat через aweutil подгружается SYNTHGM.SBK, а SYNTHMT.SBK я пробовал подключать обычной командой (не через autoexec.bat). Попробую именно в autoexec изменить "em:gm" на "em:mt32".

    P. P. S. "Без платы памяти банки GS/MT-32 под досом просто не влезут в набортную память, что указано в документации" - только сейчас увидел это сообщение) Соответственно, вопрос снят. Буду довольствоваться General MIDI.

    Кстати, игра Lands of Lore, тоже запускаемая без защищённого режима, отлично зазвучала с эмуляцией GM.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2018
    Bato-San нравится это.
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    221
    sf2 грузятся только в виндовс. sbk под дос подгружается в режиме эмуляции, один из трех в зависимости от режима эмуляции.
     
    Soundoomer, Goblinit, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  22. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    По уму на всех AWE картах вход синтезатора надо было завести на 330-й порт аппаратно. Но это же Криватив... Отсюда 620-й порт, программное перенаправление (плюс при эмуляции MT-32 или GM этот самый AWEUTIL памяти жрёт как не в себя) и работоспособность в зависимости от фаз Луны.
     
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление