1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    а ты поменяй 330 на 620 в игре... потом расскажешь, что получилось.
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Gamecollector, именно, именно! Им надо было одновременно и заявить о соответствии стандарту GM, и всё равно заставить игроделов поддерживать свой WT нативно! И плюс к тому, вместо того чтобы разместить уж наконец на плате нормальный SIMM72, эти уроды поднасрали своей проприетарщиной так, что юзеры до сих пор плюются. Да ещё и банки только под винду.

    Я потому и говорю и повторяю: WaveBlasterII – находка! Сажаем на 300/320/330 порт и играем банк AWE без всяких резидентов, эмуляций и дурацких ключей! Без всякой ереси под именем SBK. SBK – это не банки, это костыли! Но это же Криватив, им обязательно надо было пересадить WT на звуковую карту не с классическим GM протоколом, а самым извращенческим способом из всех мыслимых. Показать свою значимость, неповторимость. Козлы они, больше тут ничего не скажешь. И мне обидно, что фирма EMU попала именно в их лапы.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  5. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @LANRUS, любая железка с банком in situ хороша до тех пор, пока банк вам нравится. Как понимаю, сама по себе дочка не самая удачная в плане инструментов? Т.е., только если пренепременно нужен банк Creative?
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    О втором. Который потом всё-таки превратили в Goldfinch, а затем в AWE. Ну надо было им выпендриться, надо. Иначе они бы не были Creative.
    --- добавлено 27 ноя 2018, предыдущее сообщение размещено: 27 ноя 2018 ---
    Совершенно верно, не самый удачный. Но запомнившийся благодаря тоннам карт AWE.

    Я даже иногда подумываю изъять из своей ретро системы карту AWE64. Roland и Yamaha доставляют мне гораздо больше положительных эмоций. А креативный синтез хорош только с разнообразными SF2. Но это – винда, и с этой целью великолепно справляется EMU10k.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  7. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @LANRUS, мне роланд в лице (возможно неполной копии по инструментам) Diamond Monster Midi кажется наиболее сбалансированным вариантом. Но, конечно, не в любой игре.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Вот именно поэтому ОРИГИНАЛЬНЫЙ SC-55 хорош, ибо звучит мягко и сбалансированно в ЛЮБОЙ игре (с поддержкой GM). Любые другие синтезаторы могут звучать где-то лучше (богаче), где-то хуже, но чтоб вот так же везде и без "выбивающихся" инструментов - это только SC-55 в железе (либо как дешевая программная замена - SCVA).
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @MAN-biker, да, совершенно согласен, лучшая характеристика для Roland - мягкость и естественность. Сравнил в Descent. Возможно, все упирается в разные условия записи. Но, в целом, если пренебречь более выраженными ударными у Diamond, это то же звучание.
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MAN-biker, скорее всего дело в нормальном, сбалансированном банке. Скорость обработки и точность тут не особо критична.
     
  11. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Не банком единым. Если попытаться взять тупо банк от SC-55 и прикрутить его куда-нить через SF2 в программный синт, то "того самого кошерного" звучания НЕ получается, хоть убейся. Проходили, знаем. Причём, не сказать что я "ловлю блох", это действительно сразу заметно, если сравнить.
    Причем там банк-то совсем скромненький, куда ему до всяких Tyrus-ов под гиг размером, но железяка ЗВУЧИТ! Еще раз хочу заметить, что мне и оригинальное звучание AWE32 в играх очень нравится, там тоже все отлично сбалансированно, чего не сказать про разные другие синты. Эти две железки всегда и везде (в играх) "звучат". Тот же ГУСь - другой. Звук может и чище, но все же звучит (за редким исключением) хуже чем AWE32, при том, что я много лет был ярым фанатом ГУСя, до сих пор у меня лежит оригинальный МАКС, купленный в те годы за бешеные бабки.
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    т.е. вот это
    сильно отличается от железки не в лучшую сторону?
     
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    По мне так вообще не отличается. Просто он же эмулирует не SC-55, а SC-8820, а тот же 55 он "ремапит", впрочем как и оригинальное железо 8820.
    Т.е. на мой взгляд, SCVA это АБСОЛЮТНЫЙ программный клон железного SC-8820.
    При этом, тот же 8820 ОЧЕНЬ близок по звучанию к 55, для 95% слушателей это вообще неотличимо.
    Это всё сугубо моё мнение, но можете просто послушать знакомые МИДИ из игр, записанные с оригинального SC-55 и одновременно запустить их на SCVA. Я вообще не слышу отличий.

    "Дешевая" я имел в виду то, что свой Roland SC-55mkII я не так давно купил за почти 10килорублей, а SCVA - вот он, "бесплатный".
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    т.е. софтово можно эмулировать эту железку одын в одын. Как я и говорил выше.

    Короче говоря вопрос в том, как заставитьже AWE играть хотя бы похоже по качеству.

    Но в любом случае, коли уж ты банки переделывал - выкладывай. ИНтересно всё же.
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну а почему нет-то? Насколько современный комп мощнее того "компа", который в "железке". Да на современном железе (обычном компьютерном) мне кажется что угодно с любыми эффектами можно реализовать, если сам звуковой тракт "чистый".
    А тем более, это же сама Роланд делает, все по своим докам и технологиям, какая разница какое железо реализует их алгоритмы работы? Они только если специально могут говна подбросить, чтобы "железо" покупали, а не только софт. Опять же, это нам геймерам не критично. Единственная досада, что они не сделали 100%-ный клон именно SC-55.

    Кстати, с тем же MT-32/CM-32L(LAPC-I) для себя я считаю вопрос закрытым именно посредством MUNT, с таким шикарным эмулем он мне как минимум 2-3 железяки (по безумной цене) перекрыл:
    - MT-32 (1-й и 2-й ревизий)
    - CM-32L(LAPC-I)
    Что бы я делал, к примеру, в DOS-версии игры Fire & Ice, имея на руках железку MT-32? "наслаждался" непонятным "бряканием" вместо лая? Ибо там поддержка именно CM-32L, а не MT-32. И почему не было сделано никакого патча - непонятно.

    Так это не я переделывал, просто когда-то, уже давно, я находил дампы банков SC-55 и подключал их куда-то (не помню в какие синты) и да, вроде бы инструменты те же, а звучит всё это мягко говоря "не очень".
    Наверняка оно тут у нас где-то валяться должно, уж в Сетке точно.

     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
    Soundoomer, Thomas Wolfe и Bato-San нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @MAN-biker, это все примерно одно и то же? Первые два варианта нашел, последний - нет.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Фиг его знает, не помню, но вообще вроде бы хвалят именно тот что на Вогонсе, "причёсанный". После SCVA (и реальной железки) эти "фонты" просто неинтересны.
    А AWE32 мне и с обычным банком нравится слышать.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну да, Фил давно уже это видео снял и он там использует порт SCVA под iOS.
    Нам такое может быть интересно только если нужно получать звук с реального MIDI-интерфейса, а так намного проще и удобнее запускать все эти эмуляторы на том же компе, что и игры.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MAN-biker, какой ещё ios? Там windows 10 на атоме.

    Впрочем, меня как раз и удивило не очень высокое качество звука местами.
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
    MAN-biker нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А, ну может и так, я уже забыл чо он там мутил =)
    Но под iOS тоже есть.

    Только вот я что-то не понял какой он там "муйнёй" занимается когда эмулирует MT-32.
    Он там какой-то фонт использует через Falcosoft MIDI Player или переключает GM-синт в режим эмуляции MT-32, а это ж заведомо шлак на выходе. MUNT и только MINT рулит для такой задачи.
    А то, что Золтан в свой Falcosoft MIDI Player нормальный движок MUNT подтянул я не помню (или просто от жизни отстал).

    Все ясно, он использует Золтановский VSTI для MT-32, всё ОК.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MAN-biker, хотелось бы послушать как Descent звучит на натуральной железке SC-55.
    Что то в эмуляции темп постоянно меняется на разных инструментах. Притом в конце видео вроде даже приятно так звучит.


    Здесь вот что то как то, но тоже не впечатляет ни то ни другое.

     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление