1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    в остальных темп очень сильно меняется. Да и вообще иногда фиг узнаешь, что это играет.
     
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @nop, спасибо! Мне нравится, просто нравится, как, к примеру, совсем не нравится buran
     
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Роланд он и в Африке Роланд. И вот этот твой Roland PMA5 Personal Music Assistant (диковинная зверушка, кстати, не слышал о таком раньше) превосходно звучит в играх (судя по этому треку).
    Ещё раз повторю: самое ценное в МИДИ-синтезаторе, ИМХО, чтобы оно играло без выбивающихся инструментов мягко и гладко и у Роланда всегда и везде с этим порядок, чего не сказать о многих других, особенно всяких "звуковых шрифтах".

    Да FM-синты тоже, кстати, почти всегда звучат хорошо по той же причине мягкости, пусть инструменты ущербные (к примеру, ударные - это шлепки резинки от трусов). Так что всякие OPL мне тоже нравятся, хотя по богатству звучания с нормальным WT и не сравнить.
     
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Теперь буду знать, что ношу на себе простенький midi-синтезатор :D
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    MAN-biker нравится это.
  8. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Так банки в Sound Canvas были практически одинаковые. Разные SC только отличались (немного) качеством сэмплов, количеством дополнительных инструментов, наличием(/качеством) реверба и хоруса, количеством битов и частотой выходных ЦАП..
    У меня еще пара не-топовых разных форм-факторов и звучат они все одинаково и просто немного чище софтового из Win98SE. Надоело, честно говоря.
    --- добавлено 10 дек 2018, предыдущее сообщение размещено: 10 дек 2018 ---
    Это не у "Роланда порядок", а "Роланд = General MIDI", потому что реально эти треки сводились под них и только изредка еще, например, под XG. FM тоже звучат все (почти)одинаково и поэтому сведенные под них MIDI тоже ок.
    А вот с остальными устройствами выходит грустно.
     
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  9. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Я не про это, а про то, что возьми кучу SF2 банков, которые все под GM, но многие инструменты звучат слишком громко или резко, т.е. они явно выбиваются из мелодии.
    Звучит "нормально", если не знать как они должно звучать и не придираться, но мы-то тут обсуждаем "идеальное" звучание. То же и с разными синтами.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Да я как раз про это. Или ты делаешь звучание твоего банка почти идентичным Roland-у по динамике, спектру, модуляциям, или MIDI-шки из игр 90-х, сведенные практически всегда под какой-нибудь Roland, звучат коряво. Несмотря на то, что отдельные инструменты в этом банке - качественные и красивые. Универсальность General MIDI - миф.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Всё-таки повёлся на крутой внешний вид Diamond Monster Sound MX300 и заказал её. Будет почти Dream PC уровня 1998-1999 г.: Pentium III 650 МГц / 384 Мб RAM / Matrox G400 DualHead 32 Мб / AWE 64 (CT4520) + MX300. Первая звуковуха будет для DOS, вторая - для Windows 98.
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.588
    А как же GeForce 256 c SDR памятью? :)
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.552
    Можно и GeForce 256 с SDR памятью, но не попадался пока. Кстати, в 2001-2002 году у меня был именно этот GeForce. :)
     
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Разницу MX200 и MX300 напомните?
    Уже не помню какая у меня.
     
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @MAN-biker, MX300 — это Vortex2. А MX200 — вообще к Aureal отношения не имеет.
     
    MAN-biker нравится это.
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Спасибо, значит у меня MX300.
    Кстати, насколько не прикольна (физически правильна) ПО СУТИ была технология A3D, все же я считаю, что в отношении игрушек Креатив пошли более правильным путём со своей EAX, ибо в играх вот эти все отражения звука мне кажется не просто не нужны, а даже мешают, куда более нужно было просто соответствующее месту звучание и точное позиционирование в пространстве источника звука безотносительно того откуда прилетит ко мне конечный звук после кучи отражений (объект реально справа, а прилетел отраженный в левое ухо звук от левой стены).
     
  17. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    636
    Лол, ЕАХ это ревербрация, по русски отраженный звук. А A3D это эффекты позиционирования (фильтры выше/ниже, зад/перед), эффект Доплера для движущихся объектов и тд. Догнать и перегнать возможности A3D 2/3 креатив смог лишь в 4, а по факту даже в 5 ЕАХ (аппаратном естественно).
     
    nop нравится это.
  18. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Не надо ещё забывать, что A3D на обычных стереоколонках толком себя не раскрывает.
     
    Дарк Шнайдер нравится это.
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вы эту тему чем только не засрали! Про DOS тут ещё надо постараться найти.
     
    Soundoomer нравится это.
  20. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Я пока так и не понял соль A3D. При включении ее в Half-Life игра теряет эффект ревебрации который используется в Direct Sound 3D. Кроме того, частота дискретизации звуковых файлов проигрывается на частотах явно хуже, на слух это какие-то 11Кгц и 8бит, а не 22Кгц и 16бит. Явно хуже звук звучит, чем в обычном Direct Sound 3D на ней же. Может быть дело в том, что Халф-Лайф один из самых неудачных примеров реализации A3D. Надо попробовать и в других играх.
     
    Последнее редактирование: 25 дек 2018
  21. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Вот так звучит связка YMF719E-S + YMF-704C-S в Duke Nukem 3D.
     

    Вложения:

    TBAPb нравится это.
  22. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Не надо пробовать, ИМХО, я что-то ни одной игры не припомню, где это работает и работает нормально.
    Потестить ежели только на прилагающейся демке A3D, где и источник звука в пространстве ощутить можно и доплеровский эффект.
    Я потому и написал выше, что с EAX в играх еще как-то "3Д-аудио" работает, с Ауреалом же всё печально.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление