1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.855
    @Bato-San, тем, что один в досе работает, а второй -- нет? (сарказм)

    Просто в моей сфере все вот эти эфемерные циферки, те самые нановольты шума и мегагерцы полосы пропускания имеют определяющее значение на то, насколько девайсы будут стабильно работать, вытягивать слабый сигнал и правильно его измерять при разной температуре и помехах. А в наушниках, даже крутых, я вряд ли услышу разницу между 5 нВ\Гц^0,5 и 0,5 нВ\Гц^0,5. Сомневаюсь, что вообще кто-либо услышит.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Не процесс тоньше, а звук ;)
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.855
    @nop, в современных реалиях ничего не мешает "купить каждой твари по паре" и переслушать их все, если стоит цель отыскать подходящий вариант. Всяко лучше, чем ориентироваться на откровения ценителей.
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2019
    MAN-biker и Bato-San нравится это.
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @TheMadLynx, дорого. А "откровения ценителей" стоят дёшево.:spiteful:

    Особенно здорово, когда "ценители", матеря на чём свет преобразование частоты из 44 в 48 (это я так, для примера) выкладывают записи "эталонного звучания", игноря тот факт, что записывали они это эталонное звучание хрен знает на что (телефон, интегрёнку т.п. или в идеале на точно такой же агрегат с чего пользы нуль потому что) и в этоге оно прошло хрен знает сколько этапов преобразования хрен знает во что и как, чтобы в итоге быть проигранным на неком устройстве, которое (вполне возможно) не знает ничего, кроме 48. Т.е конечный слушатель слышит не совсем то что слышал записывавший по определению. Это не говоря про разницу в слухе и восприятии. Но ведь восторг(!) - это же "настоящее звучание" и вот вам его графическое представление типа (ага, щаз. Только если писалось на полностью идентичном агрегате и то если слушать на нём же). Это одна из причин, почему в суде требуют в качестве вещдока не просто запись, а вместе с устройством на котором она была произведена.
     
    Soundoomer, MAN-biker, TheMadLynx и 2 другим нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Bato-San, по той же самой причине (одной из) пытались закидать тухлыми яйцами меня с моим микшером. Хотя сами в количестве 90+% микшируют звуки с говноЦАПов по длинным говнопроводам на входы со скрипучими говнобегунками, и искренне считают, что этот результат чище, чем алгоритм цифрового смешивания у процессоров EMU10k. А главное - правдивее, труЪшнее! Вот волшебное слово труЪ - это магия аутентишников!
     
    Soundoomer и MAN-biker нравится это.
  9. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    Кстати, а какие были еще юзабельные под DOS встроенные звуковые стандарта AC'97?
    Просмотрел свой старый хлам, VIA кодека нет нигде, но и риалтек попался только на одной, я так понимаю, на не-интеловских чипсетах он редкость.
     
  10. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    CMI8738 кое-как поддерживает SBPro. Но он это реализует сам, временами криво. Но это, как я понимаю, не AC'97.
     
    Последнее редактирование: 17 янв 2019
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, SB как то там умеют изображать CMI, CS, сам Intel и конечно же Ямаха. Есть подозрение, что только Ямаха это делает без особых танцев с бубнами.
    ну он в общем то просто "моноблок" умеющий жить на PCI. Остальные честно разделены на пары.
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    CMI какие-то точно были, асрок их особенно почему-то любил
     
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    Вот точно асрок и есть

    Asrock K7Upgrade-600 CMedia CMI9761A 6 channel AC'97 audio codec
    Biostar M7VIZ C-Media CMI9739A 6-Channel AC97 Audio
     
  14. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Кто-то говорил, что их предпочитали за хорошее звучание. А, наверное это был Макс Крюков. Но это не точно. )
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    именно это я и хотел написать вчера, а я думаю чего забыл. Однако это даже в плюс, что ты вспомнил другого человека.

    Тот же 9761 например умеет вот так:

    Xear3D™ sound support, including Earphone Plus and 5.1CH
    SPEAKER SHIFTER.
    z Sensaura® HRTF 3D positional sound support.
    z Support most industry standards of PC 3D sound for gaming,
    including Creative EAX™ 2 / 1 , Microsoft DirectSound™ 3D,
    A3D™ 1 and more.
     
    Последнее редактирование: 19 янв 2019
    Goblinit нравится это.
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Последнее редактирование: 20 янв 2019
    Goblinit и TheMadLynx нравится это.
  17. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @LANRUS, Хороший antialiasing фильтр, который, минуточку, является обязательным для хорошего звучания ЦАП/АЦП, дорого сделать как в аналоге, так и в цифре.
    --- добавлено 21 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 21 янв 2019 ---
    @MAN-biker, Ну спасибо, что мою утилитку прорекламил :)
    --- добавлено 21 янв 2019 ---
    @Bato-San, Так потому и смешон этот гон на 5532, когда ценители слушают музло, прошедшее через кучу этих 5532 в микшерах и прочих железках в студии звукозаписи :) Нет, подавай им операционники, разработанные для гидрофонов подводных лодок.
    --- добавлено 21 янв 2019 ---
    Ну вот я подкидывал. Микширую на внешних звуковых картах с физическими регуляторами громкости. Что приходит в цифре, подаю в цифре. Гон на бегунки - к любителям совкового железа 70-х с дедушкиного чердака. Гон на провода - к персонажам с аудиофилией головного мозга. Любой чисто аналоговый компактный микшер - выше крыши по качеству, ибо мы живем во времена 5532 по 0.5$[*]. А вот AC97 АЦП твоих SB, мягко говоря, неоч. Особенно если подать что-то стремное, типа выхода OPL2LPT.
    * - при партии от 1000 шт :D
    --- добавлено 21 янв 2019 ---
    Кстати, внешние цифрозвуковухи обычно не умеют ресемплировать. То есть, если подать на них 44 и 48 цифрой, звуку с одного из входов придется несладко.. :) Если этого не знать, то, конечно, звук Live/Audigy - топовое качество в сравнении :)
     
    MAN-biker, Колючий и Bato-San нравится это.
  18. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Почему-то во всех областях себестоимость электроники стремится к нулю. Но: не у аудиофилов.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    правильнее сказать "не у барыг", "коллекционеров" и прочих "фанатеющих" и их клиентуры.
    Самые громкие барабаны и самые большие уши всегда в секторе всяких аукционов - нумизматика, предметы искусства, антиквариат и т.п.
    Т.е. тут важно не то что электроника, а некий придаваемый ей сакральный смысл.
    Как пример, продукция фирмы Apple - клепают обычное, а то и фуфловое в Китае, но ведь подают то под идеологическим соусом, правильно делая рекламу, укореняя в сознании массового обывателя.
    А аудиофил это не меломан даже. Ему важна не музыка, а качество звука. Клиника.
     
  20. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.327
    @MisterGrim, у "гэймеров" ещё такая байда, но им мамка мало денег даёт, поэтому там абсолютные значения меньше. Зато берут массовостью
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Прошу посоветовать устройство подешевле, с гориллой, корпусом из металла, 4G, сканером отпечатков спереди и, самое главное, на iOS :)
     
    MAN-biker и Soundoomer нравится это.
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @nop, китайфон же:D
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление