1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Сама то винда, да, имеет данный механизм работы. На той же Live и далее так и работает. А на EMU8k, как тогда страдали по 30pin симмкам на AWE32 и родной редкой и дорогой проприетарщине на AWE64, так и нынешние страдальцы с ума сходят. Хоть адаптеры под AWE64 стали более доступными.
     
    nop и MAN-biker нравится это.
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @дядя Лёша, ну надо будет попробовать это дело поправить, когда руки дойдут и время будет. Во всяком случае, по SDK, вроде бы ничего не мешает так сделать.

    ЗЫ. хотя тут как всегда - если никто не сделал этого ранее, вполне возможно, что это невозможно.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
    MAN-biker нравится это.
  5. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Тут, да, надо быть честными, если кретайвы с авешкой схалявили, тогда схалявили так же и со всеми прочими её плюс-минус одногодками с апгрейдом памяти их инженеры - тартлбичи, гревисы и им подобные.

    На Turtle Beach Maui/Rio тоже удивительное инженерное решение загрузки сэмплов в доппамять. Хотя, как знать, как бы мы на их месте при тех же вводных разрулили. Грузится прямо по MIDI интерфейсу, то есть, примерно со скоростью 8 килобайт в секунду. В теории. Я же, когда пробовал когда-то давно загрузить 4mb банк в Rio с SIPP плашкой, полчаса ждал до окончания загрузки. Зато под DOS всё это работало. Правда, не припомню уже, подменяла ли эта операция ROM на дочке, то есть, работало ли оно как улучшенный дефолтный GM в играх или только как дополнительный банк в программных балалайках было доступно.
     
    nop и MAN-biker нравится это.
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А сходу мне может кто подсказать, существует ли что-то в природе, что обладает следующими требованиями (звуковая карта):
    - под слот PCI;
    - разъём "геймпорт\миди", чтоб через него вывести MIDI на внешний миди-синтезатор (SC-55 mkII, к примеру);
    - Ямаховский FM-чип на борту (OPL2 или OPL3);
    если на данном этапе алгоритм поиска не зашел в тупик, последнее условие
    - Драйверы под х64 операционки (10-ка или 7-ка), ну накройняк, под х86 7-ку... ну или хоть под ХР!
     
  7. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    А ямахи писиайные не подходят, если согласиться на "ну или хоть под XP!"?
    Electronic Devices - Yamaha Corporation
    Или нужен дискретный FM чип, как фетиш? Интегрированный вроде бы не хуже у ямах, своё же, родное детище.
     
    MAN-biker нравится это.
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Что, прям совсем такая вот "грусть-печаль" с 7+ и тем более с x64?
    Неужели услышать оригинальный аппаратный OPL получится только через какой-то OPL2LPT\OPL3LPT ?
    Нет ни одной карты на шине PCI имеющей на борту OPL и дрова под современные ОСи?
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @MAN-biker, дрова приспособить ещё можно. НО где же тебе OPL то взять, если сама ямаха его уже не ставила на свои карты?
     
  10. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Не соображу или не вспомню так, сходу - существуют дрова для гусей на GF1 под Windows NT?
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Шо ты несешь?
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    Да он походу 8k c 10k путает. Таким вообще только PCI-карты занимались. Live, Ensoniq AudioPCI..
    --- добавлено 25 янв 2019 ---
    Верно. Притом гравис тоже грузил медленнее, чем AWE32/64 и не содержал железячного OPL.
    Смотрим на карту Waveblaster 2, которая тот же emu8000 и видим, что там для поддержки MIDI стоит аж 68000 и RAM/ROM к нему. По сути, перенос emu8k на плату SB16 - попытка сэкономить на всем этом.
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @nop, сварливый ты, как старая кошёлка. Уже разобрались что и как.
     
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Настоящая эмуляция MT-32/CM-32 возможна лишь в MUNT. Ну и теми устройствами Roland, внутри которых MT-32(список в Википедии). Ни одна из карт, заявляющих о совместимости с MT-32 не имеет на самом деле нормальной совместимости с ним, включая Roland SC итд.
    Все, что делает AWE для поддержки MT-32 - загружает банк, содержащий набор инструментов, более-менее похожий на набор инструментов, загруженных в MT-32 по умолчанию. Только некоторые игры, никак не изменяющие этот набор и не нуждающиеся в MPU-401 intelligent mode будут звучать правильно. То же относится и к GUS и к Ensoniq.
    Отличие драйверов Windows от aweutil в том, что aweutil поддерживает саундфонты лишь первой версии (SBK), а драйвера AWE для Windows поддерживают также SF2. А также в том, что виртуализация устройств в Windows более продвинутая, работает совсем иначе и не зависит от материнки, как в случае с aweutil.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
    Menkau_ra, Goblinit, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    Попала ко мне в руки карточка Gold-16 (REV 3.3B) на чипе ESS Audiodrive ES688F. Выглядит так:

    a75.img.avito.st_1280x960_4315035075.jpg

    Карточка завелась без драйверов, достаточно было в autoexec.bat прописать SET BLASTER=A220 I7 D1 T4. Однако вылезли два нюанса:

    1) В Prince of Persia звук воспроизводится через FM-синтез, как на SB16 и AWE64. А я надеялся, что совместимость этой карты с SBPro обеспечит нормальный звук в этой игре. Значит ли это, что карта не полностью совместима с SBPro?

    2) Почти во всех играх, установленных на этом компьютере - Doom 2, Lost Vikings, Prince of Persia - звук какой-то грязный, с каким-то противным шуршанием. Исключение - Duke Nukem 3D. Это единственная игра, в которой я не заметил никакой разницы с SB16, всё воспроизводится чётко и приятно. При этом на максимальной громкости наушников в момент, когда карта уже инициализирована, но звук ещё не воспроизводится, фоновый шум кажется примерно таким же, как на карточках AWE64 и SB16. С чем это может быть связано?
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
  15. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Yuriy_X, Эта карта лучше совместима с SBPro2, чем сам SB16. Но она не совместима с полным SB16. В плане же FM-музыки эта карта, SBPro2 и SB16 - одно и то же. Выбирай SBPro2 либо SB16, ничего не изменится.
    Duke3D видимо, умеет извлекать из этой карты 16-битный звук, имея для ESS отдельный драйвер. Более старые играют на ней 8-битный. У нее нет фильтра, сглаживающего звучание 8-битного звука, как на SB16.
    На нее намного лучше вешать дочернюю MIDI-плату, чем на SB, и на ней отлично звучащий FM. Правда, в твою карту не впаян настоящий Ямаховский OPL3 (две пустые дырки сверху)
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    Смысл высказывания непонятен. Какой "нормальный" звук должен выдать SBPro, если его не выдает SB16/AWE64?
     
  16. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Может, имеется ввиду PCM звук и некая ситуация, когда на Pro игра выдаёт в качестве SFX PCM звук, а на SB16 озвучка эффектов через FM?
     
    Goblinit и MAN-biker нравится это.
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    Вместо него DXP440. Хотя я не знаю, сильно ли иначе звучит этот клон OPL3.
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    PS. Чем тут заняты чипы ASP и F245?
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    @nop, @дядя Лёша, ранее я использовал ES-1869, с которой эта же Prince of Persia проигрывала спецэффекты через PCM, на этой карте для них включается FM. При этом настройки звука в игре одинаковы. Может дополнительно нужен какой-нибудь драйвер?
     
  19. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    параметр sblast уже испробован?
    A220 I5 D1 T2 испробовано?
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    IDE контроллер, буфер шины?
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    Пока везде выбирал только Sound Blaster или Sound Blaster Pro.
    А ES-1869, видимо, имеет такой фильтр? С ней этих проблем вообще не было.
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Для FM на эту карту(да и на все остальные в принципе, кроме совсем древнего старья) надо выбирать SBPro2/SB16, если есть. SBPro1 не прокатит.
    1869 не знаю, наверное что-то допилили. А может там тупо высокие частоты обрезаны )
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    пор, параметр sblast не пробовал, пока не в курсе, что он собой представляет. A220 I5 D1 T2 попробую и отпишусь. Про IDE контроллер и буфер шины не понял вопрос.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление