1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Это не тебе и не имеет значения
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    Даташиты не роются, так что ХЗ... Я чего-то думал, что серия AudioDrive умеет IDE без сторонних контроллеров.
     
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я почитал про 1869. Там есть программируемый фильтр, хоть и аналоговый. Хз, как он используется в режиме эмуляции SB.
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    Это же 688. В документации 688/1688 нет ничего про IDE. У 18* есть
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
    Soundoomer нравится это.
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Насколько помню, только для GUS "Plug & Play" были бета-дрова NT, а для "классика" и "макса" были только под 3.1 и 95-ю винду.

    Хорошо, если с OPL на борту ничего не найти, то хотя бы с GAME\MIDI и на PCI-шине с дровами под современные системы есть что-то?
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    Послушал отдельно звук и музыку в играх и понял следующее: на эффекты нареканий нет, ощущение некачественного звука возникло из-за музыки. По характеру звучания она мне показалось менее "картонной", чем на SB16, но хуже качеством (будто 11 против 22 kHz), неприятной на слух, похрипывающей. Речь об играх Doom 2, Duke3D, Prince of Persia 1 и 2, Lost Vikings, Dune 2, Kyrandia 2, словом, не использующих оцифрованный звук.

    Кстати, здесь - AudioDrive ES688F (Magique Melodie и Miss Melody) | VC Collection | Сайт о видеокартах - про разницу между ES-688 и ES-1688 пишут: "Первый обладает интерфейсом SBMIDI, тогда как у второго используется аппаратно совместимый с MPU-401 MIDI". Может этим вызвано ухудшение MIDI по сравнению с ES-1869 и SB16?

    Там же написано: "Поскольку чип ES688F не поддерживает режим PnP (Plug & Play), то для функционирования в DOS необходим драйвер MPU-401, тогда как режим совместимости с SoundBlaster будет работать при установке правильных прерываний (SET BLASTER = A220 I5 D1 T4)". Если я установлю этот драйвер, MIDI может стать лучше?
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    народ обычно на это и жаловался, когда речь шла про 688.
     
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Вкину в качестве тролинга. Слабонервным не читать.
    %D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%85+-+OLD-HARD.RU+%28Hule%29
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    FM-ЭТО НЕ МИДИ. У тебя там нет MIDI-музыки. Для MIDI нужно воткнуть дополнительное железо в внутренний или наружный порт. И да, на карте с sbmidi оно не будет звучать в играх, а только через отдельный плеер.
     
    Soundoomer, дядя Лёша, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    "Высокие срезаны, низкие пердят" - вот-вот! Очень похожее ощущение, когда начинает играть музыка в Кирандии-2 в самом начале игры.
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    То есть это особенность FM-синтеза конкретной звуковухи ES-688F, я правильно понимаю?
     
  11. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Насколько знаю, ESS Solo 1 - PCI-карта с лучшей поддержкой DOS, а их ESFM очень мало отличается от OPL3, а в играх с прямой поддержкой вообще круче.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Блин, не кощунствуйте. Это нужно слушать исключительно через GM\GS, в идеале - Roland Sound Canvas - БОЖЕСТВЕННО! Все остальное после этого - отстой.
    А FM-синтез нужно слушать в играх, где только он и предполагался, например, в серии Goblins.
     
    Soundoomer и nop нравится это.
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Проверил Prince of Persia на своей Vibra (напомню - это SB16 без Bass/Treble). В версии 1.3 в качестве эффектов FM. В 1.4 уже доступен PCM на вибре, но при достаточном объёме свободной basemem. Если её не хватает, вообще писиспикер надрывается, но, по крайней мере при 570kb, уже PCM.
    UPD. А может быть включённая EMS в профиле с большим basemem возымела действие.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
    Колючий, nop, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  14. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    SB просто сильнее режут верхние частоты и звук с них тупо глуше. Эта ESS не включает свой фильтр при эмуляции SB.
    Проверь, нельзя ли починить звук поставив более разумную громкость с помощью программы-микшера и подкрутив внешний эквалайзер, если он у тебя есть.

    Ты же понимаешь, что этот парень FM не слушал, а сравнивает с Audigy?
    Я не думал, что обзор с пассажами типа этого кто-то воспримет всерьез:
    Тут же очевидно, что "пердеж" у товарища преимущественно в голове.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
    _ALS_, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.578
    Интересная информация. По идее, и на AWE64 должен включаться PCM в 1.4 при наличии 570 Кб базовой памяти. Завтра проверю ради интереса.
    --- добавлено 25 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 янв 2019 ---
    Попробую. Сначала надо вспомнить, каким вообще софтом настраивать ESS. Уже привык к креативам)
     
  16. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Совместимость с микшерами от SB16/Pro у них есть вроде.

    Кстати, народ на vogons пишет, что часто игры с поддержкой 688/1688 не работают на 18**. То ли руки кривые у разработчиков, то ли ESS не обеспечила нормальной обратной совместимости со своими же картами, заботясь только о совместимости с SbPro2.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2019
  17. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    Как задействовать эту звуковую для DOS? Есть что-то вроде FAQ?
    Asrock K7Upgrade-600
    Barton 10x200
    512МБ DDR400
    ATI 9550 128MB
    10GB HDD
    98SE
    Пробовал HEXEN настроить через SETUP, звука не услышал.
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, никак. У него нет и никогда не было поддержки SB. Есть конечно переделанная ямаховская софтина от 7012, которая позволяет изобразить SB, но не дам - лень искать и я и так представляю какое вызовет впечатление выдаваемый звук в этом случае.

    А из Windows 98SE - элементарно. Ставишь дровишки и пользуешься. Из плюсов - совместимость с большинством игр и хороший звук.
     
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    Ну это понятно, что можно поставить виндовую версию и играть под виндой.
    В чем тогда смысл запуска игр под голым досом, из-за чего весь сыр-бор?
    А там в сетапе можно выбрать звуковую, и среди них есть SB. Или это не то?
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    объясняю - сам кодек 9761 умеет только то что в паспорте написано. Если мост умеет SB и есть настройки - да, можно и в дос и будет SB.
    Если SB нет - значит есть проблема.
     
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    В биосе есть только такие настройки, связанные со звуковой

    OnBoard Game Port Use this item to enable the Game Port or disable it.
    OnBoard MIDI Port Use this itme to select the address for the MIDI Port or disable it.
    Configuration options: [Disabled], [300], and [330].
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, а подождать статью никак? Обязательно здесь и сейчас?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление