1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.579
    Купил эту Genius Sound Maker 128XG (YMF724F-V) за 250 рублей. Установил для проверки в конфигурацию с Pentium III, где уже стоит AWE64. Установил какие-то драйвера под Windows 98, услышал звук. Всё встало хорошо, кроме GAME-порта. Впрочем, разбирать причину конфликта не стал - мне он вообще не нужен.
    Потом полез смотреть, какие ресурсы использует карточка - оказалось, порт - 260, прерывание - 11. При выборе этих параметров в DOS-играх под Windows 98 звука нет, выбрать какой-либо DMA невозможно.
    В обзоре этой карточки сказано: "При необходимости через PC/PCI Legacy штеккер звуковая плата специальным шнуром подсоединяется к материнской плате для обеспечения лучшей совместимости с DOS приложениями". Подскажите, пожалуйста, что это за PC/PCI? И что вообще нужно сделать, чтобы эта карта работала в DOS-играх под Windows и/или в чистом DOS?
     
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    1. Поздравляю.
    2. Ну дык ты переназначь на 220\7(5)\1, зачм тебе еретические 260\11, это ж не ГУСь какой-то.
    3. Разъём имеется в виду SB-Link, который бывал на некоторых матерях на интел-чипсете, где уже PCI появились для лучшей совместимости PCI-звуковух с оригинальным SB (поправьте еслия где-то не точно что-то донёс).
    4. А с гейм-портом какая проблема? Кстати, мне он важен был бы как MPU-401 для вывода на Роланд.

    SB-Link

    Еще немного инфы по мамкам с SB-Link
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2019
    Yuriy_X и Bato-San нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.579
    @MAN-biker, спасибо. Переназначить нетрудно, но ведь всё равно останется вопрос с DMA, которого для PCI не существует. Пока мне вообще непонятно, что нужно делать, чтобы появился звук в DOS-приложениях. На официальных сайтах Гениуса и Ямахи ничего интересного не нашёл.
     
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А что, для этой карты нет под ДОС никакой проги для инициализации и резидентной программульки какие были для всех PCI-карточек под ДОС?
    Тогда только DOS-mode из винды 9х, я полагаю (вернее, DOS-сессия или как там оно называлось, уже забыл всё).

    PS: чот не пойму, а что с VOGONS DRIVERS стало? Вроде работало совсем недавно ещё.
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2019
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    существует. Притом аж двумя методами - первый тот самый SB-LINK. Второй реализуется самой микросхемой D-DMA.
    И вообще, что значит "нет драйверов"? Есть драйверы.

    VOGONS • View topic - Yamaha YMF7x4 Guide
    Это вся информация и рецепты.

    А это драйверы из моей личной коллекции (не все, я не стал выкладывать всё подряд для NT и т.д.)
    Здесь только для MS-DOS и Win98 ну и руководства по установке. И немножко XG midi музыки от самой Ямахи.
     

    Вложения:

    • 724.zip
      Размер файла:
      7,7 МБ
      Просмотров:
      41
    Yuriy_X, radical1010 и MAN-biker нравится это.
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Так, народ, мне нужно понять.
    Хочу с гейм-порта (DB15) вывести MIDI на Roland SC-55 mkII (DIN5), очевидно, что с помощью SoftMPU в ДОСе и каких-то дровишек в винде.
    Такие схемы у меня заработают и ничего не спалят?
    Насколько нужен тут стабилитрон? И нужен ли?
    Clipboard01.png
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2019
  9. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @MAN-biker, только резюки надо и то на всякий пожарный. Землю тоже необязательно тянуть. Я бы даже сказал, нежелательно. Так что вторая схема ок. Но учти, это только выход. Вход сложнее(но не нужен).
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2019
    MAN-biker и Bato-San нравится это.
  10. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    Для начала проверь, какие ресурсы занимает AWE64.
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    А из-за чего винда падает в синий экран при установке этих драйверов?
    Ставил из папки Win98, там ставятся драйверы на три устройства
    Yamaha Native driver
    Yamaha Legacy driver
    GamePort driver

    Падает при установке второго, если его пропустить, то виндовс грузится, звук работает, но каждый раз при загрузке находит это устройство и предлагает установить драйвер.
    724 ямаха, пробовал во всех PCI слотах, везде одинаково.
     
  12. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, там две папки с драйверами. В одной для 95, а во второй для 98.
    Самой звуковой карты у меня нет, поэтому проверить не могу.
    что то не так с виндовс, если она не помнит что устройство уже найдено. Возможно конфликты с чем то.

    Legacy это как раз поддержка SBPro в консоли.

    Посмотри что происходит в чистом MS-DOS. Это гораздо интереснее.
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2019
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    я пропускаю при установке это устройство, потому как при его установке синий экран с ошибкой
    хотя в диспетчере устройств неопознанных устройств не показывает
    я ставил с папки с именем WIN98
    --- добавлено 30 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 30 янв 2019 ---
    1.jpg

    при проверке музыки и FM звук был
    а в играх не соображу, как настроить
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.579
    220/5/1,5
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    Интересно, с чего бы это другая карта на A220 I5 не встала? :)
    --- добавлено 30 янв 2019, предыдущее сообщение размещено: 30 янв 2019 ---
    На время проверки я бы убрал AWE, или переназначил её куда-то в духе 240/7/0/6/640.
     
    MAN-biker, Yuriy_X и Bato-San нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, хм. Adlib и Midi То у тебя есть, а вот что там с SB...
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.607
    Порт джойстика вероятно пытался сесть на тот же адрес, где сидит порт от AWE.
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Колючий, @Yuriy_X, Несмотря на то, что порты MIDI и джойстика разделяют один физический разъем, это разные устройства и их у PnP карт обычно можно отключать по отдельности.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.579
    @MAN-biker, @Bato-San, спасибо за ссылки! В выходные буду развлекаться с этой Ямахой, о результатах отпишусь.
     
    Bato-San нравится это.
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    Если при запуске винды выбрать "command prompt only" то получается такая картина

    2.jpg
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @radical1010, а что у тебя в биосе прописано для SB?
     
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.591
    В каком биосе? Это дискретная карточка. В биосе я вырубил встроенную, включая джойстик/миди.
    Или там надо как-то ресурсы назначать?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление