1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    3efbdf6ec86025aebb7f24d66ebcbaa0.jpg

    вот плата прикольная. чип опти. сб про + опл. гребенки нет, блин

    [​IMG]

    вот это непонятно что. тоже скорее все сб-про что-то

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 7 окт 2013
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Да, на эту (A151-910) должна влезть дочка.
     
  5. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    пытаюсь припаять гребенку под миди дочки на платы. ничего не выходит. пробовал на тропез+ и аве64. делал по этому рецепту:
    7f1f60365099d5548767d1347af39f41._.jpg
    с платы беру только -12в и сигнал миди с 12 ноги разъема джойстика, остальное питание с молекса. аудиовыход с миди в линейный вход. максимум чего добивался, щелчки в такт музыке. может кто знает куда смотреть?

    автору мода отписал, пока не отвечает
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А на плате миди в каком виде? Конвертацию ttl надо?
     
  7. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    думаю, оно не нужно. у автора ведь так работает.

    ну и оно происходит в миди кабеле, который в гей-порт втыкается, для подкл. внешних устройств
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    zx-c64, а у рецепта схема есть ? Ну и разводка разъёмов разумеется всех, включая саму дочку.
     
  9. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    схемы нет. ключевой сигнал это миди трансмит, остальное это питание. не совсем понятно с резетом. оставлял его висеть и подавал +5, разницы не увидел

    3d526e2f334134c282c1ac9e775f140d.gif
    071fb75649ac870192ad430506a597c4.gif
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я делал по следующей распиновке:
    Код:
              /  1   2
             |   3   4   MIDI In
    digital  |   5   6   +5V
      GND    |   7   8   MIDI Out
             |   9  10   +5V
              \  11 12
                 13 14   +5V
              /  15 16
             |   17 18   +12V
     analog  |   19 20   Left Audio
      GND    |   21 22   -12V
    (Audio)  |   23 24   Right Audio
              \  25 26   !Reset (active low)
    Еще тонкости:

    - !Reset is Active Low. - (когда на "!reset" логический "0" - карта сбрасывается, когда "1" - работает.)

    -MIDI In/Out and !Reset are TTL level signals. (миди и !reset используют ttl уровни сигнала)
    5dd93c7dc86db4fd53f16f77da3545b4.gif
    Проверь, что на midi выходе с карты это то же так.

    - MIDI is transmitted at 31250 Baud, 8 bits, 1 start bit, 1 stop bit.

    - It is very important that the sound card gets a reset impulse after the power has been switched on. Without giving a reset, the card won't react and stay quiet. (важно, что бы карта получала reset после того, как на нее подали напряжение, без этого она не инициализируется и молчит)
     
  11. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    на плате с заводской гребенкой +5 появляется на резете сразу при включении

    здесь похоже вообще ничего на резет не припаяно
    558973be794133f1bf3035571cd79603._.jpg
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вопрос в том, что за wt ты пытаешься запустить. То, что я написал справедливо для yamaha 50xg. У меня припаян микрик. Если просто включить питание и поиграть миди, то ничего не будет. Если нажать микрик навсегда - то ничего не будет. А вот если включить, потом один раз нажать резет, то все играется как надо.
     
    Bato-San нравится это.
  13. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    xr385

    измерял что +5 появляется при включении и никуда потом не пропадает именно на ней и каком-то говнобластере. все работает при этом

    вот тут его предлагают брать с иса шины и инвертировать
    http://www.petelin.ru/articles/db50xg/db50xg.htm
     
    Последнее редактирование: 20 окт 2013
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Где появляется? На ногу Reset надо подавать напряжение, а не считывать.

    Ну, у меня его брать неоткуда, подключается внешний бокс к амиге, так что пока просто микрик. Потом можно подумать о релюшке с задержкой.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:22 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:07 ----------

    Да, в joy порте уровни уже ttl. Так что для WT они подходят.
    А вот обычные midi устройства используют токовую петлю, так что в кабеле joy-midi уже собрана схемка с оптроном, иначе оно не заработает.
     
    Bato-San нравится это.
  15. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    в общем, микрик помог, проблема была именно с резетом

    но неудачно пошевелил линейный выход с ямахи во время воспроизведения и она сгорела (микросхема ак4510)

    идея была на тропез+, тк. у него 2 мпу интерфейса по разным адресам, посадить ямаху на внутренний, а роланд на внешний. и получалось бы 4 разных миди через одну плату:

    роланд ла
    роланд гм
    ямаха гм
    черепаха гм
     
    Bato-San нравится это.
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ага!
    Если придумаешь вариант как сделать автономный резет через пару секунд после подачи напряжения - напиши.

    Жаль. Восстановить то реально?

    Одновременно то они бы не играли. А переключать адреса - замучаешься.
    Я вот думал в сторону собрать все во внешних боксах. Но пока сделал только один.
     
  17. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    на мой взгляд самое простое это использовать системный резет с иса шины. но это не красиво получается. надо пробовать +5 брать с разных мест. жаль что сейчас у меня эксперименты уже не получатся. буду заказывать сгоревший цап у китайцев и надеятся, что остальное все цело


    мне внешние боксы не нравятся, поэтому только см-500 + софтмпу хочу обойтись из внешнего. переключение ла или гм делается на самом роланде, а ямаху или роланд можно в меню игры выбирать (300 или 330). гм черепахи одновременно с первым мпу (300) играет. если очень захотеть, то можно даже ямаху и роланд на один мпу повесить

    если починю ямаху или куплю другую, то останется только аве64 поставить вместе с черепахой (предполагаю что это реально) и гуся макс (здесь сомнения почему-то). и будут практически все основные звуки доступны, кроме пас16 м.б.

    Упд
    Посмотрел схемы, предлагают через кондер резет подключать на 5 в, в частности 10 мкф 25в
     
    Последнее редактирование: 21 окт 2013
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Внутрь много засунуть проблема. Так что я для себя уже решил наружу выносить.

    В принципе да, хотя мне пришлось повозиться.
    Tropez содержит собственно миди (одинаковый с tropez/t+/maui/monterey/rio) и еще dac который работает в режиме wss или sb pro. Проблема в том, что при наличии нормального dac на awe32/64, dac с тропеза уже не нужен, но отключить совсем их нельзя. Так что оно все равно будет занимать столь ценные irq/dma.
    Я сейчас взял специально maui, которая без dac, что бы экономить ресурсы, но, правда, поставить и все настроить еще руки не дошли.

    И опять. Почему макс? Макс это GF1, плюс клон sb pro, плюс cd-интерфейсы. При наличии нормального sb в системе - все остальное нафиг не нужно, только жрет столь ценные irq/dma, увеличивая шанс, что все вместе это не заведется.
    Сам по себе гусь (GF1) отлично работает с любыми другими картами, занимая, например, port260, irq 1,1 dma 7,7.
    Так что если у тебя уже будет стоять какой-либо sb, то из gus осмысленно брать из первых - classic или вообще ace (аппаратно/софтово они 100% совместимы), или из вторых - pnp.
    Но! Под голым досом (игры/демо) pnp работает исключительно как classic, память на simm не используется, а ресурсов занимает больше. Так что если не планируется работа с midi в windows, то classic или ace - лучший выбор, при наличии еще какой-либо звуковухи в системе.

    Ну, игр чисто под него почти нет, а миди у него ничем не примечателен.
    Ну, вариант, надо попробовать.
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    как не нужен? сб про и сб 16 разные вещи


    потому, что уже есть. драйверы для эмуляции сб про я загружать не собираюсь, а аппаратного микширования в первом гусе нет. хоть игр и не много с его поддержкой, пусть будет. если заработает с другими платами, конечно
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не на столько. 99.9% софта/игр/демо под sb pro работает на sb16 неотличимо.
    В этом случае клон sb pro ничем лучше не будет.

    а, прости, перепутал макса с экстримом. на максе только цд лишние.

    как раз первая карта с аппаратным микшированием 16-32 каналов.
    или что ты имел ввиду? :)
     
  21. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    аппаратный миксер добавили на последнюю ревизию классического гуся. я думал что только начиная с макса такой мискер стоит

    хороший клон сб-про нужен в любом случае из-за проблем креатива с софтмпу. ну а аве без сб16 не получить, кроме голдфинча, но он вроде как на п4 системах не работает
     
    Последнее редактирование: 21 окт 2013
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    уточни, что с чем микширует? потому, что сам gf1 аппаратно микширует до 32 каналов. но ты говоришь о чем-то другом, что явно лично мне никогда не было нужно.

    Ну, не в любом, я вот все детство просидел на sb16, ни разу не испытав проблемм с играми. :)

    Может просто купить hard mpu? :)
    А на чем гарантированно работает soft-mpu?

    Ну, так-то да. Мне и ее встроенный банк очень нравится. Вот с maui сравню, должно быть идентично, тогда tropez мне как бы и не очень нужен будет.
     
    Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление