1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Я пробовал, работает, но добиться работы эмуляции SB16 для DOS приложений я не смог.
     
  4. KValda

    KValda

    Регистрация:
    1 фев 2019
    Сообщения:
    64
    а точно так? Просто есть еще sb0220 и вроде именно она лучшая в линейке.
    А вот Колючий пишет, что 220я не будет нормально работать, но может еще и вы уточните, заранее спасибо)
    --- добавлено 3 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 3 фев 2019 ---
    Видимо этой мой косяк с выбором темы, извиняюсь. Я тогда там спрошу, и может вы там и ответите, заранее спасибо)
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Она не лучшая в линейке. Это OEM вариация. Часто встречалась в системниках Dell. От 0060/0100 отличается припиской "digital", парой чипов и наличием проблем с совместимостью и эмуляцией SB16 для DOS игр.
    С учётом того, что все вариации Live встречаются примерно за одни и те же деньги, 0220 нужно обходить стороной.
    --- добавлено 3 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 3 фев 2019 ---
    Если карта уже есть, DOS игры не планируются (хотя бы те же Doom, Duke 3D) и карта заработает с wdm драйвером на конкретной материнке, которую вы запланировали в ретросистему - то нет смысла искать ей замену. Если же карта ещё не куплена, то её брать не стоит.
     
  6. KValda

    KValda

    Регистрация:
    1 фев 2019
    Сообщения:
    64
    Ясно, а в чем отличия между 0060/0100?
    Я только думаю какую купить и пытаюсь понять что лучше для windows 98, кстати, а что если игры под дос планируются?
    Мне кажется, что windows 98 может запускать игры от dos, и в какие-то я наверняка буду играть что это меняет, что вы имели ввиду?
    Я кстати в более правильной тебе задал вопросы по поиску лучшей звуковой, может вы сможете мне там ответить, заранее спасибо)
    Hard - Звуковые карты для Windows
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2019
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Для пользователя отличий нет.
     
  8. KValda

    KValda

    Регистрация:
    1 фев 2019
    Сообщения:
    64
    ясно спасибо.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На i440 это и не надо. Там есть шина ISA. А там, где есть шина ISA, копаться с эмуляцией бластера на шине PCI великое извращение. На чипсетах 865/КТ333 - другое дело, выжать по максимуму, потому что там нет ISA. Но я на них так и не смог добиться работоспособности VxD. Стоит или добиваться её, или без VxD SB0220 в Win9X не нужна.
    Не согласен. В топку WDM. Если она в конкретной конфигурации не заработает с VxD, то есть большой смысл искать ей замену. И эмуляция SB16 здесь даже дело десятое.
    Да в принципе уже ответили :) SB0220 - единственная проблемная ревизия, все остальные нормальные. То, что 0060/0100 лучшие, предубеждение. Они просто последние и с поддержкой 5.1 звука.
     
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @LANRUS, ну я же написал, что из часто встречающихся
     
  11. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Пару инструментов играло с каким-то заторможенным эффектом. Подобного не было в Duke Nukem.
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Снова забавное. Забрал карточку на JAZZ16 - Ocean (OCTEK) MV-16 REV. 1.3
    IMG_4159.jpg
    Отремонтировал явную мелочвку, в духе раздавленного кондёра. Нашёл на неё описание джамперов, установил (она не PnP, хотя один из джамперов определяет, настраивается она остальными, или ресурсы выбирает спецсофт). Проверяю.
    Сталкиваюсь с интересной проблемой. На тестовом стенде весь звук становится ускорен в 2-3 раза с соответствующим изменением тональности... При этом величина ускорения зависит от загруженности процессора. Запустив пару WinRAR на архивацию добился почти нормальной скорости и тона музыки в WinAmp. При этом регулярно возникают какие-то шумовые наводки, связанные с действиями на стенде - мышью пошевелить, или сама система чем-то занялась и т.д.
    Странно умер чип? Или что-то не то с кварцем? ХЗ.
    Смотю, имеется кроватка, в ней PAL16L8BCN - чип с программируемой логикой. ХЗ, что он тут конкретно делает. Но 8 дорожек явно с кроватки идут на верхние адресные ламеля ISA разёма. Причём кроватка обычная, которая любит со временем чуть окисляться и при перевоззке контакт может становиться нестабильным. Перевтыкаю чип - проблема решена, карта жива. :)
    Непонятно, что именно чип делает, ведь карта была найдена виндой при поиске не PnP устройств и на неё нормально встали дрова. Но вот такой вот забавный косяк он мне утворил.

    По самой карточке - неплохой FM. JAZZ16 у меня пока не было, сначала я думал, что вот у JAZZ16 FM-синтез почти как у OPL3, чуть хуже, может быть. Потом, присмотревшись, увидел YMF262... Слепой тест - страшная штука. :)
    --- добавлено 3 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 3 фев 2019 ---
    ЗЫ. Кто-либо знает, чем там занят MVA416? Никаких даташитов не могу найти.
    --- добавлено 3 фев 2019 ---
    ЗЗЫ. Модераторам. Можно пост в "Звуковые карты для DOS" переместить? Я явно ошибся темой...
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2019
    Soundoomer и Goblinit нравится это.
  13. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.759
    Я не модератор, но можно.
     
    Goblinit нравится это.
  14. KValda

    KValda

    Регистрация:
    1 фев 2019
    Сообщения:
    64
    а что получается для DOS игр лучшая звуковая Creative SoundBlaster Live! 5.1 SB0100?
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Я вот эту тему имел ввиду.
    Hard - Звуковые карты для DOS
    Это ж не PnP карта 93-го где-то года.
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    Для DOS без разницы, лишь бы не SB0220.
     
  17. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.759
    @Колючий, я не обратил внимания на слова "для DOS" и на название карты, прошу прощения.
    Сейчас перенесено сюда.
     
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    На правах домыслов: это перемаркированный 8051 контроллер. Используется, судя по разводке, для проигрывания миди силами набортного OPL3. Заодно и MPU-401 совместимость обеспечивает.
    --- добавлено 3 фев 2019, предыдущее сообщение размещено: 3 фев 2019 ---
    Предполагаю, что роль этого чипа, помимо буфера, в каком-то преобразовании и согласовании передаваемых сигналов шины ISA (14.318 МГц в идеале) с тактовой частотой главного чипа (производная от 16 МГц, очевидно).
     
    Колючий нравится это.
  19. KValda

    KValda

    Регистрация:
    1 фев 2019
    Сообщения:
    64
    Всем привет, я хочу немного переформулировать вопрос)
    кто знает для DOS игр лучшая звуковая Creative SoundBlaster Live! 5.1 SB0100?
    audigy не подойдет верно?
     
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
  21. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    LANRUS
    Забыл про Audigy 4 Pro.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Teron Lifeslayer, мы же говорим про Win98. Не встанет 4 туда.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление