1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Там — шнурок вообще без вариантов.
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.534
    Нашёл нужный шнурок, теперь CD-музыка есть. Точно такой, как на фото в моём сообщении.
     
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Если у привода есть SPDIF_OUT, а у карты есть ответка, то лучше использовать это. Качество будет лучше, потому что декодировать будет уже карта. Правда, в случае с аве64, наверное, такого ещё не предусмотрели...
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.534
    Кроме CD_IN, через который я соединил её с приводом, ещё есть какой-то белый разъём меньшего размера с обозначением AUX1.
     
  7. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Yuriy_X, вы с привода начинайте. Если на нём есть цифровой выход, тогда читайте мануал к аве64. Но, сдаётся мне, этот аукс1 вовсе не для цифры.
     
    Yuriy_X нравится это.
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    890
    Из руководства к Audigy 2
    "Вход CD Audio (CD_IN)
    Подключение к аналоговому выходу дисковода для DVD- или компакт-дисков с помощью аудиокабеля для дисковода компакт-дисков.
    Входной разъем AUX In (AUX_IN)
    Подключение внутренних источников сигнала, таких как платы MPEG, ТВ-тюнер и т. п."
    Руководство к AWE64 Gold сообщает, что CD-ROM подключить можно к любому из них.
    01.jpg
    02.jpg
    Под DOS MIXERSET.EXE настраивает только CD-IN. Настраивается ли с ним AUX_IN или совсем отключен - необходимо проверить на реальном железе.
    Под Windows в микшере есть отдельные регуляторы для CD-IN и AUX_IN. Если регуляторов не видно, то включить их через меню микшера Параметры\Свойства\Отображать регуляторы громкости.

    AWE64 ST4520 имеет контакты SPDIF. Скорее всего выход и с TTL уровнями и требует согласования/гальванической развязки при подключении к внешним устройствам.
    Offtop
    0106.JPG
    JP1 слева от большой микросхемы.


    Для подключения цифрового аудиовыхода CD/DVD привода на звковой карте есть разъем CD-SPDIF. У звуковых карт от Creative он появился в Sound Blaster Live!
    Offtop
    0105.JPG

    Для соединения требуется кабель с двухконтактным разъемом. Можно разломать пополам аналоговый четырехконтактный. Или вообще соединить лишь одним проводом контакт передачи, другой контакт, земля, замкнется через общую землю на материнской плате. Если перепутать контакты звука не будет, ничего не сгорит.
     
    Последнее редактирование: 19 фев 2019
    Soundoomer, Yuriy_X и Goblinit нравится это.
  9. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Strannik_, глянул мануал к аве64. Действительно, есть у неё такой выход, но, видать, только у Голды распаян и в комплекте коннектор-выкидыш шёл... Надо же...

    Снимок экрана от 2019-02-19 19:17:47.png

    Но это выход! В нашем случае нужен вход. Увы.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А оно ему надо? Мостырить цифру из-за одного CD Audio? Тем более, у AWE64 вполне годный аналоговый микшер. Вот когда надо собрать несколько источников вместе, в т.ч. цифровых, то да, лучшего способа, чем карта Audigy, на сегодня не найти. А по текущей задаче по одному CD с цифрой даже заморачиваться глупо.

    Сигнал SPDIF с CT4520 я юзаю регулярно. Хорош чертовски! Ничем не отличается от такового у Голды.
     
    Soundoomer и Yuriy_X нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.534
    @LANRUS, так и есть, пока CD_IN вполне достаточно.
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    Soundoomer и MAN-biker нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.534
  14. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Осталось дождаться, когда начнут делать клоны SB16 без багов.
     
    Bato-San нравится это.
  15. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    А клон шины ISA при этом откуда брать? :)
     
    MAN-biker нравится это.
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Gamecollector, эмулировать средствами PCI-E.:rofl: Но на самом деле клон SB16 для ретро машины у которой есть ISA вещь вполне годная, правда лучше бы сразу клоны овечек и сразу с гигом памяти набортной.
     
    Yuriy_X нравится это.
  17. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    Уважаемые, подскажите, пожалуйста...

    Почему, когда ставлю драйвер на SB-AWE64 под Винь98, мне dxdiag сообщает - мол "SB16 compatible (эмулированный)"? Так и должно быть? Драйвер официальный от Creative, но старый (1997 год). Брала его на Vogons. Проблема в том, что некоторые DX-игрушки скрипят и пердят, звук проседает... Сбрасывала частоту дискретизации в панели на минимум - толку нет...

    Далее - под Win2K проблемы не наблюдаю, там стоит драйвер WDM от самой M$ (1999 год). Никаких лагов и звук чистый.

    ЧЯДНТ? :blink: Может, отказаться от официального и накатить M$? Хз...
    Раньше как-то решала эту проблему, но все вылетело из головы, 9 лет прошло.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, ну вообще то он и есть "совместимый" по факту.
    Винь 98 это SE или не SE? Вещи чутка разные.
    У меня в 98SE стоят дровишки от Gold на неголдовой AWE64. Звук идеально-чистый.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Tristana, может быть поставились дрова microsoft? Вопреки желанию поставить другие..?))
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Thomas Wolfe, дрова мелкософта по 98SE тоже не хулиганят. Проверено. Если нет шумов под винтукеем - стало быть это не железка. Но могут сами игры ещё что то не то делать.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    Разумеется, SE. К обычной уже со времен универа не прикасалась (там, вроде, стояли не SE) :)

    А что у тебя написано в dxdiag? Тоже "эмулированный" драйвер? :baby:
    Почему тогда под 2000 он не пишет про эмуляцию? Там просто WDM))

    --- добавлено 18 мар 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2019 ---
    Неа. На вкладке о драйвере сказано, что "производитель: Creative" :unknw:
    --- добавлено 18 мар 2019 ---
    Мне осталось только на дрова от M$ откатиться и проверить...
    Припоминаю, что с ними не было проблем. А от самого Creative - они правда такие старые? 97 год?

    Траблы есть в Unreal, иногда... Во время большой нагрузки на ЦП (много объектов на карте), начинает хрипеть звук. И ещё есть в Alice - то же самое, иногда звук "шуршит".

    Под Win2K, опять же, ничего подобного :blink:
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2019
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, вот так это выглядит

    upload_2019-3-18_20-12-58.png

    В анриле проблем нет. В Алисе их тоже быть не должно.
    --- добавлено 18 мар 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2019 ---
    это тебе не продукты питания. Правильно работают в целевой системе - чего ещё то надо?

    "Совместимо" - это не эмуляция. Это означает, что оно по сути SB16.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2019
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление