1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @Bato-San, у меня то же самое, но что на вкладочке "звук"? :)

    Меня просто смущает слово "эмуляция"... Разве так должно быть? Я всегда думала, что эмуляцией занимаются кодеки, типа AC'97 и пр. :)
     
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Tristana, вообще, если нет принципиальных возражений, рациональнее бы оставить AWE досовским игрушкам, поставить в этот же комп PCI карту с поддержкой A3D/EAX любого поколения по вкусу и наслаждаться с её помощью виндовыми игрушками.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, сорри. У меня действительно установщик голды не стал ставить менее свежие дрова и оставил родные виндовые.

    upload_2019-3-18_20-40-9.png

    НИкакой эмуляции конечно же быть не должно. Это же не лайв. Ставить PCI в третьепень смысла не вижу - AWE вполне хватает для всего.
    Тем более, что родное 3D включается в настройках драйвера.
     
    MAN-biker и Tristana нравится это.
  6. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @LANRUS, эхь... Из PCI есть сейчас то, что можно поставить в систему с PII-400: ESS 1938, SB Live!, Genius SoundMaker 5.1

    Думаю, вкручивать туда Audigy 2 (тоже есть) будет большой дурью? :D она уже под PIII / IV и стоит в другом компе.
    --- добавлено 18 мар 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2019 ---
    @Bato-San, вот, да. Очень хочу, чтобы карточка была одна (All in one system)) и ничего не дергать :)
    --- добавлено 18 мар 2019 ---
    @Bato-San, у тебя поставщик - M$ написано...

    Значит, надо сносить драйвер от Creative и всё наладится. Ибо наверняка дело в этой "эмуляции", я уверена просто :)
     
  7. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, ну да. И ставить принудительно с родного CD 98SE. Или ручками перекинуть нужные файлы на место.
    А что у тебя там с памятью и видеокартой?
     
  8. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @Bato-San, угу, именно так и планирую, а креативовский драйвер потру полностью :)

    Память 256, видюшка GF2 MX 64Mb - вполне комфортно. ^_^
    Но это не единственная моя система, чаще все равно провожу время за PIII, просто хочу чтобы "всё в строю" было))
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, там надо бы контрольную панель оставить и примочки. Через них банки удобно грузить свои.

    У меня AWE64 стоит на P3 900/150 (он же 800/133) 256Mb GF5200. Материнка Soltek 65FV+. Но у меня это не единственный третьепень.
     
  10. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @Bato-San, а почему ты отказался от офиц. драйвера голдовского? Чем M$ краше? :hmmm:
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, а я не отказывался. Установщик умный оказался - он же сравнивает версии драйверов. Вот и не стал ставить более старые на более новые. Зато остальное поставил.

    Вообще Майкрософт не писал никогда драйвера для SB16/AWE32/64. Драйвера тоже от Криватива. Просто на них стоит M$ из-за того что они включены в поставку Windows. А краше они тем, что позже назовут WHQL - проверено, протестировано и одобрено.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @Bato-San, ааа... Панелька и софт установились, но драйвер не обновился. Ок.

    Я же ручками ставила, уже не помню зачем, но хотелось "шоб усё фирменное")) :russian:
     
  13. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, а я как раз перепаял микруху с 512 на 2 метра и с удивлением обнаружил, что не поставил то чем заливать банки. А на диске Gold с софтом побогаче - редакторы и всё такое прочее.
     
    Tristana нравится это.
  14. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    @Bato-San, надо будет тоже скачать этот образ с Vogons, а то просто сборочка дров в архиве awe64-up.rar и всё :)
     
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Это понятно. Что до работоспобности, то обычно не все так гладко. Как по звуку, так и по видеокартам.
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Thomas Wolfe, не очень понял, какие могут быть проблемы у драйвера для железки с исправной железкой для которой он предназначен.
    Ну а если тыкать чёрте что в чёрте куда - понятно что будут проблемы. Отсюда рекомендации пользоваться родными дисками из комплекта устройства.

    Ну и не создавать нежизнеспособные конфиги с труднодиагностируемыми конфликтами.
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2019
  17. Tristana

    Tristana

    Регистрация:
    30 сен 2009
    Сообщения:
    289
    Мне никогда не нравились WDM дрова для звука - например, в ноутах будут проблемы с DOS-играми. Вот, с тех пор, взяла за привычку - ставить OEM :)

    Но проверю - отпишусь, что изменилось в системе.
     
  18. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Легко. Не раз сталкивался. К примеру, видеокарта работает только в 2d, или хрипы и треск на звуковой, или неполный комплект устройств на isa-звуковой.. и т.д. Т.е., частенько эти серт. дрова включают только базовые функции устройств.
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tristana, уточню. Драйвера бывают VXD и WDM. OEM - OEM — Википедия .
    Так вот, VXD исторически упираются в надёжнейшую OS/2. И предназначены для 95/98/98SE. Как правило они предоставляют больший набор фич и скорость доступа к железу.
    WDM это используемая до сего дня Единая модель драйвера виндовс. В отличии от VXD предназначена для работы со всеми версиями виндовс вверх и при некоторых условиях вниз, начиная от 98SE и до 10. Разумеется, учитывая некоторые особенности реализации самих систем.

    Т.е. в общем случае WDM не должен быть хуже VXD, но исторически так сложилось, что с каждой новой версией драйвера производители убирали какие то фичи, я уже писал про такое для тех же реалтеков и виашек. Поэтому использование более старых драйверов оказывается более предпочтительным в ряде случаев.
    --- добавлено 18 мар 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2019 ---
    @Thomas Wolfe, эти дрова включают все функции устройств для которых они предназначены.
    Т.е.описанное тобой из раздела "делаю не так, но упорно незамечаю этого".
     
    MAN-biker и Thomas Wolfe нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    WDM и OEM – это как сравнить жидкое и зелёное.
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Нормально. В конце все та же литера "М")
    --- добавлено 18 мар 2019, предыдущее сообщение размещено: 18 мар 2019 ---
    Если бы. Все так, но увы ;)
     
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.567
    А никто не хочет запилить FAQ по ямахам 7х4? В частности, как завести ее под DOS на чипсетах типа intel p31-35. А то не выходит у меня каменный цветок с x38.
    Допер сам, кстати, почему эти карты могут хрипеть. Все из-за встроенного усилка, там надо пару джамперов перекинуть, чтобы его отключить. Имею две ямахи-724 разных производителей на разных PCB, обе ведут себя одинаково, хотя совпадает только основной чип, а кодеки и усилки разные.
     
    MAN-biker и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление