1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Гм. А зачем на максе стоит какой-то чип Crystal?

    90f89d258484cb80a3247a6b4b8812bb.jpg
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Только дак. Из фака:
    CS4231 (CODEC)- внешний ЦАП/АЦП фиpмы Crуstal Semiconductors, поддеpживает запись/воспpоизведение на 16/8 бит PCM и с сжатием ADPCM, Mu-law, A-law с частотой дискpетизации от 5 до 48 кГц. Добавлен в модель GUS MAX для 16 бит записи и аналогового микшиpования. Также стоит в TB Tropez.
     
    Geryon нравится это.
  5. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    насчет гуся я вот это имею в виду: http://www.vogons.org/viewtopic.php?f=46&t=36661

    хард мпу это доп слот и выброшенные деньги за то, что может делать бесплатная программа. тем более что найти его очень трудно, даже в японии

    по софт мпу вот тема главная: http://www.vogons.org/viewtopic.php?f=7&t=36118

    некоторое исследование работы с креативом здесь: http://www.modlabs.net/forum/topic/15824/page__st__20

    ну и на вогонсе тоже по креативу темы есть
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я так не считаю. Клон SB Pro однозначно будет лучше. И дело здесь не только в SoftMPU. Карты SB16 (в т.ч. и имеющийся у меня клон SB16 CMI8330) по неизвестной причине в старых играх, написанных чисто под SB Pro, часто играют не все звуки по каналам OPL или WAVE (или DAC, как ты говоришь. Кстати, откуда такая странная привычка называть канал wave словом dac?)

    А HardMPU пусть маньяки особого сорта покупают. Интересно бы заставить отличить любого произвольного юзера HardMPU от SoftMPU (с безглючной картой) в игровом процессе. Только если на кофе гадать. Не только IRQ и DMA бывают драгоценными, но и физические слоты. HardMPU сжирает один, а на борту ничего ценного не несёт, кроме собственно MPU.
    По поводу ресурсов: я опытным путём развёл три карты, кушающие IRQ и DMA. Всё работает. Правда, гусём выступает ACE (за что тебе большое спасибо), а он, как известно, гораздо менее требователен и капризен. Итак:
    1) EWS64. IO=220,530 I=5 D=1,0 MPU1=330 MPU2=320
    2) AWE32. IO=260 I=7 D=3 H=6 E=660 P=300
    3) GUS. IO=230 I=3 D=7,7
     
  7. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    судя по адресу мт-32 именно сюда подключен? тогда еще irq 9/2 сюда же
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    zx-c64, не так просто :). IRQ - слабое звено во всей системе. Нет, я эту конфу проверял уже давно, задолго до появления SoftMPU. Вообще, SoftMPU использует IRQ блястера, и только его, поэтому это слабое звено. Это прерывание не может быть равно 2, если это не Ямаха-718. Это - единственная проблема SoftMPU. Я для себя решил вообще не заморачиваться. 99,999% игр кладут три буквы на прерывание.
     
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    SB16 имеет нюансы низкоуровневого программирования по сравнению с SB Pro и более ранними. Например, установка sample rate производится по разным алгоритмам, поэтому возможно, что код, рассчитанный на ранние карты, будет на SB16 работать некорректно.

    Пояснения

    Это заметно и по драйверам Miles Sound System:

    digsbpro.dig:
    код

    digsb16.dig:
    код

    С другой стороны, возможно, что DSP SB16 имеет обратную совместимость с DSP более ранних версий.
     
    Последнее редактирование: 21 окт 2013
    LANRUS нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Спасибо, вот первое вразумительное объяснение доселе непонятного мне чуда-юда.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:51 ----------

    Думаю, теперь вопросов больше нет, SB Pro must have.
     
  11. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    говнобластеры на чипах опти и тот же самый тропез располагают свой мпу по умолчанию как раз на прерывании 9/2
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, игры которые использовали трекерную музыку это только небольшая часть.
    Дальше есть игры, которые использовали миди и свои патчи при игре через гуся.
    Ну и дальше есть просто куча игр, в которых гусь своим штатным банком играет неплохо.

    Так софт же не 100% совместимый.

    Да, я листал как-то.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:31 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:27 ----------

    Ну, я так не считаю. Мне sbpro за всю мою игро-карьеру ни разу не понадобился по факту.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:42 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:31 ----------

    Ну, вот или не попадалось, или на столько незначительно, что я не обращал внимания на это.

    Да не, вопрос не в том, когда работает, а то, что hardmpu - везде все ок, а softmpu вот там список игр составляют, где работает, где нет.

    За то на него можно вынести все WT карты и прочие коробочки от роланда и т.п., и избавиться от поисков карт обязательно с WT разъемом.

    Да, мне то же удалось ( http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?p=1008267#post1008267 ), разве что сейчас надо tropez на maui сменить.


    Почему "выступает", он полноценный гусь, разве что без входа и микшера, но софту это не надо.

    я бы наоборот, гуся задвинул на 260 порт, а awe32 повесил на 220/5/1, т.к. видел какие-то совсем старые игры или демки (ну да, уровня 286 компа), которые жили только на стандартных портах бластера.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Почему не 100%? Пока проблемы вроде не выявлены. Если не считать IRQ, конечно. Далеко не все карты садятся на 2. Если садятся на 9, я это не рассматриваю, потому что с этим прерыванием не будет работать режим бластер, игры требуют 7 or less, т.е. по-русски до 7.

    Кому понадобился, кому не понадобился... Кто-то без гуся всегда жил и не тужил, кто-то без MT-32 сидит и не жужжит. Всё это трепология, а единственный и неповторимый факт - SB16 не гарантирует все звуки в режиме SB Pro.

    zx-c64, почитай внимательно FAQ. СофтМПУ по фигу, на какое прерывание сажает карта свой канал МПУ. СофтМПУ использует прерывание Саунд Бластера! И более никакое прерывание эту прогу не колышет. На терратеке EWS64 тоже можно посадить оба канала MPU на свои прерывания, в т.ч. 9, но это никакую погоду не делает. Если прерывание DSP карты равно 5, значит и для SoftMPU оно равно 5.
     
  14. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    ну и что? есть куча игр которые ла в уарт режиме играют. соединение с мпу карты то все равно нужно
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это просто игра слов, в роли гуся выступает модель ACE. Я больше ничего не имел в виду.

    Нет списка игр, где не работает. Есть игры, на которых никто не тестировал. Просто список работающих исходит из принципа "не проверено - не доказано".

    При чём здесь разъём? И что, внешние тонгенераторы нельзя повесить на любую другую карту также сквозняком? Можно. Не аргумент это, MPU-UART есть на любой карте, а в паре с SoftMPU на любой SB-карте есть также и MPU-Intelligent.

    А я - нет, и именно по той же самой причине! Потому как игры с поддержкой SB16 прекрасно работают с любой схемой, а СТАРЫЕ игры, требующие схему 220-5-1, работают на SB Pro, которая у меня живёт отдельно от SB16. Что и отражено в моей схеме, SB Pro для старых игр работает на 220-5-1.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я без гуся тужил, а обзавелся им только году в 97-ом. Так что 4-5 лет играл все только на sb16.
    Моя идея - чем ставить в систему целую плату умеющую sb pro, который нужен ради пары редких игр, лучше добавить что-то реально полезного и отличающегося по звуку - мпу, тартлы, роланды, енсоники. Потому, что отличия sb pro/16 еле видны под микроскопом, а отличия в midi очевидны даже тем, кому на ухо медведь наступил.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я тут связь не уловил. МПУ используют все ла-игры, какая связь с прерыванием? Я просто уточнил, что программа СофтМПУ всегда ищет прерывание бластера, никакое другое прерывание её не интересует.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:03 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:01 ----------

    easy_john, а вот это - уже аргумент! Принимаю с удовольствием. Только там не "пара игр", где сб16 помалкивает, немного больше :).

    ---------- Сообщение добавлено в 23:03 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:03 ----------

    Ладно, всем спокойной ночи. Завтра на работу рано вставать. Пока.
     
    Bato-San и easy_john нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Всем прЮвет.
    easy_john, ты что же думаешь, я и сам вот так просто взял и выделил слот абы какому говнобластеру? Нет, конечно. Приоритеты, которые ты выложил, и для меня имеют силу. Терратек - это два канала МПУ, один с WT-гребёнкой, а другой с собственным процессором, с ОЗУ 64 МБ (!) и с возможностью загрузки банков даже из-под DOS, это потрясающее по тем временам 5-дюймовое расширение с цифрой, задолго до аналогичного на Live!, ну и в последнюю очередь это SB Pro, и всё на одном слоте. Разве этого мало, чтобы она сто раз заслужила своё место в системе? По-моему, более чем достаточно. Если какая-нибудь черепаха тоже несёт на себе бонусом SB Pro, не вижу в этом ничего плохого.
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    купить такой терратек что-ли, пока еще есть возможность новый купить. только там с опл какие-то проблемы вроде были?
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    zx-c64, на тему опл можно вообще не париться. У терратека любое устройство на плате можно отключить опционально и независимо от других компонентов, типа как у гуся пнп можно отключать контроллер ide. Не понравится опл - отрубишь. Неотключаемо у терратека только wss.
     
  21. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    2LANRUS

    подскажи плз, как к ews64 подключаются дочки. у s и xl есть разница, кроме модуля?
     
  22. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    S и XL это вообще карты на разных чипсетах. Серия карт на одинаковых чипсетах - это L, XL и XXL - без модуля, с модулем, и с модулем и предустановленной дочерней картой Waldorf.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление