1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.766
    Так и есть. GamePort -- один из древнейших интерфейсов IBM PC.
     
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ему и драйвер-то не нужен. Геймпорт — это по сути простейший АЦП.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    У карты IRQ и DMA соответствуют рекомендованным, судя по тому, куда идут выводы.
    Драйвер игрового порта - ну, кому-то же надо регулярно писать в 220h и замерять время обнуления осей. Хотя, этим и сама игра заниматься может, без лишних прослоек.
    --- добавлено 31 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 31 май 2019 ---
    С большой группой перемычек (JP12-JP17), похоже, абзац.
    Она завязана на PALCE20V8H, это ПЛИС и под что она прошита - одному ктулху известно...
    --- добавлено 31 май 2019 ---
    Пара JP10, JP11 - тоже на PALCE20V8H завязаны. И эта групка и большая группа перемычек, похоже, связаны с работой CD-ROM интерфейсов. Эти интерфейсы, похоже, реализованы в железе при помощи 4-х чипов логики (всё 74-я серия: 123, 74A, 04 и 244) и одной ПЛИСки.
    --- добавлено 31 май 2019 ---
    Как определить значения перемычек тут - уже понятия не имею.
    --- добавлено 31 май 2019 ---
    Хотя... что-то всё же завязано не на плиску. Группа больших джампаров.
    JP16
    2|4|6
    1|3|5

    2-4-6 соеденены между собой, на них подаётся выход Y2 c 74LS04 (HEX Invertor на 6 вводов, т.е. даёт на выходе значение обратное значению на входе). А его вход A2 приходит с CD-ROM разъёмов Sony (пин 27) и Mitsumi (пин 13). Разъём интерфейса Panasonic нигде не звонится.
    А вот пины 1, 3 и 5 идут прямиком на IRQ5, IRQ10 и IRQ11. Перемычка стояла на IRQ10. Кажется, сходу нашли настройку IRQ для одного из каналов CD-ROM интерфейсов. Распиновки этих проприетарных интерфейсов я не нашёл... Но судя по фото всяких CD-ROM proprietary interface ISA Card, для реализации хватает 3-4 чипа логики и ПЛИС на 8 ячеек. Собственно, на имеющейся карте 4 чипа логики и ПЛИС. Вот и весь CD-ROM контроллер...
    --- добавлено 31 май 2019 ---
    Перемычки, назначение которых неизвестно из-за ПЛИС.
    JP12 2 пина.
    pin1 - подтянут к +5В через резистор на 4.7кОм. pin2 - 18-й вывод ПЛИС (I/O 3)
    0 - pin18(I/O3) висит в воздухе.
    1 - на pin18(I/O3) Hi.
    Стояло в положении 1.

    JP13/14 запаралелены между собой. pin1(13) = pin1(14) и подтянуто к +5В через тот же резистор на 4.7кОм. pin2(13) = pin2(14) - земля.
    Предполагаю, принцип тот же, что и при включении игрового порта. Если поставить перемычку, то на резисторе будет основное падение напряжения и на pin18(I/O3) ПЛИС при замкнутой JP12 будет LOW...

    Пока получается такая табличка:
    JP12 | JP13 | JP14 | pin18(I/O3)
    0 | 0 | 0 | X (высокое сопротивление - висит в воздухе)
    0 | 0 | 1 | 0
    0 | 1 | 0 | 0
    0 | 1 | 1 | 0
    1 | 0 | 0 | 1
    1 | 0 | 1 | 0
    1 | 1 | 0 | 0
    1 | 1 | 1 | 0

    Почему сделано именно так и что оно включает/выключает - ХЗ. Карта мне попала в руки с выставленным 1|0|0, т.е. HI на I/O3 плиски.
     
    nop нравится это.
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.439
    Вот, как задействовать D-DMA, DSDMA и прочее. С картинками, где какие IRQ и DMA ставить.
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Итак, перековырял всё. В сумме затрачено часов 5. Вышло следующее:
    JP1+JP8 - выбор адреса. 2-3 - 0 соединение с землёй, 1-2 - 1(соединение с +5В).
    JP1 | JP8 | Addres

    2-3 | 2-3 | 220
    2-3 | 1-2 | 230
    1-2 | 2-3 | 240
    1-2 | 1-2 | 250


    JP2 - выбор IRQ.
    1-2 | 3-4 | IRQ

    0 | 0 | IRQ9
    0 | 1 | IRQ5
    1 | 0 | IRQ7
    1 | 1 | IRQ10


    JP3 - выбор DMA
    1-2 | 3-4 | DMA

    0 | 0 | none
    1 | 0 | DMA0
    0 | 1 | DMA1
    1 | 1 | DMA3

    [Была проверена и работала с некоторыми глюками с перемычками на DMA3 и настройками софта на DMA1...] - перепроверена с выставленным DMA1 и настройками на DMA1 - нет проблем.




    JP4 - отвечает за тип эмулируемой SB.
    0 - SB, 1 - SB Pro.

    JP5 - включает/выключает Gameport
    0 - Disable, 1 - Enable.
    Джой залочен на порт 201h.


    JP16
    2-4-6 соеденены между собой, на них подаётся выход Y2 c 74LS04 (HEX Invertor) А его вход A2 приходит с CD-ROM разъёмов Sony (пин 27) и Mitsumi (пин 13). Разъём интерфейса Panasonic нигде не звонится.
    А вот пины 1, 3 и 5 идут прямиком на IRQ5, IRQ10 и IRQ11. Итого:

    1-2 - IRQ5
    3-4 - IRQ10
    5-6 - IRQ11

    JP15
    2-4-6 соеденены между собой и идут паралельно на 25-й пин разъёма Sony и 15-й пин разъёма Mitsumi.
    Пины 1, 3 и 5 идут прямиком на ISA DRQ0, DRQ1 и DRQ3.

    JP17
    2-4-6 соеденены между собой и идут паралельно в 3 места: 23-й пин разъёма Sony, 17-й пин разъёма Mitsumi и 23-й пин (I13) PALCE...
    Пины 1, 3 и 5 идут прямиком на ISA DACK0, DACK1 и DACK3.

    Явно выставляются они только парами по такой табличке:
    JP15 | JP17 | DMA
    1-2 | 1-2 | DMA0
    3-4 | 3-4 | DMA1
    5-6 | 5-6 | DMA3

    Было выставлено DMA3.



    Перемычки, назначение которых неизвестно точно из-за ПЛИС.

    JP10 3 пина.
    1 - Adr05 ISA разъёма, паралельно идёт на 6A инвертора 74LS04, с выхода 6Y инвертированный сигнал поступает на пин 1...
    2 - I5 PALCE
    3 - 6Y инвертора.

    JP11 3 пина.
    1 - Adr04 ISA разъёма, паралельно идёт на 5A инвертора 74LS04, с выхода 5Y инвертированный сигнал поступает на пин 1...
    2 - I4 PALCE
    3 - 5Y инвертора.


    Это отдалённо напоминает кусок декодера адреса, с самодельной карточки для Panasonic CD-ROM, где IO 270/370 выбиралось именно так.
    A Home Built (almost) Panasonic/MKE/CR56x CD-ROM Interface

    Было выставлено 1-2 на обеих перемычках.
    Реальный адрес в конкретном случае мне не известен...


    JP12 2 пина.
    pin1 - подтянут к +5В через резистор на 4.7кОм. pin2 - 18-й вывод ПЛИС (I/O 3)
    0 - pin18(I/O3) висит в воздухе.
    1 - на pin18(I/O3) Hi.
    Стояло в положении 1.

    JP13/14 запаралелены между собой. pin1(13) = pin1(14) и подтянуто к +5В через тот же резистор на 4.7кОм. pin2(13) = pin2(14) - земля.
    Предполагаю, принцип тот же, что и при включении игрового порта. Если поставить перемычку, то на резисторе будет основное падение напряжения и на pin18(I/O3) ПЛИС при замкнутой JP12 будет LOW...

    Пока получается такая табличка:
    JP12 | JP13 | JP14 | pin18(I/O3)
    0 | 0 | 0 | X (высокое сопротивление - висит в воздухе)
    0 | 0 | 1 | 0
    0 | 1 | 0 | 0
    0 | 1 | 1 | 0
    1 | 0 | 0 | 1
    1 | 0 | 1 | 0
    1 | 1 | 0 | 0
    1 | 1 | 1 | 0

    Почему сделано именно так и что оно включает/выключает - ХЗ.
    Предполагаю, что-то связанное с особенностями включения CD-ROM интерфейса, но только предполагаю...
    Выводы:
    1. Если есть желание, то за несколько часов выяснить основные положения перемычек может и слабо подготовленный человек, ниразу не пытавшийся ковыряться в логике 54/74.
    2. Старые не PnP ISA карты устроены довольно просто... Отдельные их элементы (GamePort) после подобного изучения, сможет повторить любой радиолюбитель, умеющий травить двусторонние платы.
    --- добавлено 31 май 2019, предыдущее сообщение размещено: 31 май 2019 ---
    Кстати, наметилась и прямая польза от ковыряния...
    Есть у меня референсная карта от ESS на ES688 (шла как Magic Melodie и Edison Gold 16). У неё проблемы с игровым портом, постоянно зажата 4-й кнопка. Теперь понятно, что именно у неё не так и что нужно копать. :)
    Врядли это дохлый (в обрыве) подтягивающий резистор, или пробитый конденсатор. Мультиметром такого не вижу. Зато странное заниженное сопротивление между землёй и соответствующим входом буфера в наличии. Причём только в одном положении щупов, в обратную сторону все входы ведут себя одинаково.
    Как раз сделаю ужасное, и заменю предположительно проблемную 74LS244, на родной белорусский интеграловский аналог. :crazy::D
     
    Последнее редактирование: 1 июн 2019
    nop, LANRUS, MAN-biker и 2 другим нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Как будет время, попробую. У меня как раз сейчас на основной системе с P35 стоит подобная звуковушка.
     
  9. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Вообще очень нужно. Разница между разными режимами эмуляции DMA. Кому нужен EMM386 (и в какой степени), кому нет. Как настроить вортекс2 пол DOS, не устанавливая драйверы под Windows.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @MisterGrim, есть драйвера и настройки под DOS для звуковых карт:
    - Creative Sound Blaster Audigy 2 (SB0240);
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG 0107.JPG
    Описание Offtop

    Драйвер Audigy 1/Audigy 2 для DOS.


    Список архивов.
    sblive_dosdrv.zip - Creative SB16 Emulation Driver, Version 4.05.
    audigy-dos.zip - Creative SB16 Emulation Driver, Version 5.00.
    ! audigy12-dos-patch.zip - архив с патчем для Audigy 2. Он уже есть в архиве audigy-dos.zip.
    dos4gw.zip - dos4gw, требуется для запуска драйверов Audigy.
    soundbank.zip - архив с банком инструментов.

    ! архив audigy12-dos-patch.zip заменен на AUDIGY12.ZIP, загруженный с сайта
    Welcome to the PDSoft Homepage


    Описание файлов

    SBECORE.BIN — утилита диагностики
    SBECFG.CFG — файл конфигурации
    SBEINIT.COM — модуль инициализации ресурсов оборудования в системе
    SBECFG.EXE — информационный модуль текущей конфигурации ресурсов
    SBEGO.EXE — утилита диагностики
    SBELOAD.EXE — дополнительный модуль для инициализации
    SBEMIXER.EXE — утилита регулирования уровня громкости выходных аудио-портов
    SBESET.EXE — утилита конфигурирования ресурсов
    CTSYN.INI — файл инициализации параметров окружения
    PSBEG.BIN — файл конфигурации

    DOS4GW.EXE — 32-битный расширитель DOS, позволяющий программам для DOS использовать расширенную память дальше первого мегабайта

    DEFAULT.ECW — банк инструментов для проигрывания MIDI


    Пример установки.

    Система:
    Pentium 3 1400
    TUSL2-C
    RAM 512 MB
    NVidia Geforce 6200A (Zotac) (AGP)
    CVUSB2-4 (PCI4)
    Audigy 2 (PCI5)
    Compex RE 100ATX/WOL (PCI6)
    DOS 6.22


    Настройки BIOS

    Из руководства SB Live!:
    "The Sound Blaster Live! card uses two interrupt requests (IRQ's) - one is IRQ5, which is reserved by the SB 16 emulation by default - the other is reserved by the Sound Blaster Live! card itself, and is usually of the higher range 9, 10 or 11.

    If a motherboard does not have ISA slots, the BIOS assigns all IRQs to PCI. Therefore, you need to change the BIOS setting in order to assign an ISA IRQ to the card. Please set "IRQ5 Reserved for legacy device" to "Yes" under Advanced -> PCI configuration -> PCI/PNP IRQ Resource Exclusion in BIOS."
    "Карта Sound Blaster Live! использует два запроса на прерывания (IRQ's) - один из них IRQ5, по умолчанию используется эмулятором SB 16 - другой используется самой картой Sound Blaster Live!, и обычно более высокий 9,10 или 11.

    Если материнская плата не имеет разъемов ISA, BIOS присваивает все IRQ шине PCI. Поэтому, вам необходимо изменить настройки BIOS, чтобы назначить IRQ карте ISA. Пожалуйста, установите "IRQ5 Reserved for legacy device" в значение "Yes" в разделе Advanced -> PCI configuration -> PCI/PNP IRQ Resource Exclusion in BIOS."

    Advanced\PCI Configuration\PCI IRQ Resource Exclusion
    IRQ 5 Reserved = Yes
    ! Без этой настройки BIOS IRQ 5 может быть занято другим устройством и эмулятор Sound Blaster (sbeinit.com) завершит работу с ошибкой.

    Boot
    Plug & Play O/S = No
    ! Без этой настройки BIOS не инициализирует аудиокарту.


    Все архивы, кроме audigy12-dos-patch.zip, распаковать в любой каталог на любом диске, доступном DOS. В примере: C:\Live (каталог Live создается при распаковке архива audigy-dos.zip).

    Запустить Audigy12.exe. При правильных подключении аудиокарты и настройках BIOS отобразится сообщение типа:
    Audigy found on port: D000 irq:9 chiprev:04 model:1007
    Patch ready...
    Запомнить значения port и irq.

    Открыть файл CTSYN.INI для редактирования и записать в строки PCIPort и PCIIRQ значения port и irq соответственно. В строку Waveset вписать путь и имя файла банка инструментов default.ecw. Например:
    Waveset=C:\LIVE\default.ecw
    Остальные настройки относятся к параметрам эмулируемого Sound Blaster и не требуют изменений.
    Внимание: SBIRQ=5 не должен быть занят другими устройствами, см. настройки BIOS.

    Открыть файл config.sys и указать в нем загрузку Himem.sys и EMM386.exe включая путь к ним. Например:
    DOS=High,UMB
    device=c:\dos\Himem.sys /testmem: off (! без пробела перед off)
    device=c:\dos\EMM386.exe noems novcpi
    Для EMM386.exe можно использовать параметр ram (или убрать все параметры):
    device=c:\dos\EMM386.exe ram noems novcpi
    Загрузка EMM386.exe требуется для работы dos4gw, который необходим для загрузки драйвера (Sbeinit.com).

    Открыть файл autoexec.bat и указать в нем параметры эмулируемого Sound Blaster (такие же, как и в файле CTSYN.INI), путь к файлу CTSYN.INI, добавить запуск Sbeinit.com и Audigy12.exe. Например:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6
    SET CTSYN=C:\LIVE
    C:\LIVE\SBEINIT.COM
    C:\LIVE\Audigy12.exe
    A220 соответствует SBPort=220, I5 - SBIRQ=5, D1 - SBDMALO=1, H5 - SBDMAHI=5, P330 - MPUPort=330.
    Выполнение других программ (в частности, smartdrv.exe) в autoexec.bat рекомендуется производить после инициализации SBEINIT.COM.
    SET BLASTER=A2x0 Iy Dd Hh Pzzz E6x0 Tt
    где:
    - A2x0 — базовый порт ввода-вывода Sound Blaster 16 (Sound Blaster 16 base I/O port). x может быть 2,4,6 или другие цифры. Рекомендуется 220.
    - Iy — номер IRQ. обычно 5 или 7.
    - Dd — номер 8 битного DMA канала. 1 или 3.
    - Hh — номер 16 битного DMA (HDMA) канала. обычно 5.
    - Pzzz — базовый адрес порта ввода-вывода MPU-401 (MPU-401 base I/O port). Обычно 330.
    - E6x0 — используется только AWE 32, адрес чипа EMU8000. Рекомендуется 620.
    - Tt — Тип звуковой карты. Для AWE32 это T6.
    T6 - All 16 bit Sound Blaster cards are type 6.
    T5 - The 8 bit Pro card is type 5.
    T4 - (card #1600) The SB PRO is type 4.
    T3 - (card #1350) A parameter of type 3 indicates an old Sound Blaster card
    T2 - (card #1330) All 8 bit cards are type 2.

    Типичный вид:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6

    После перезагрузки компьютера звуковая карточка будет настроена.
    Sbemixer.exe, громкость каналов сверху вниз: 8, 12, 12, 12.


    Настройки игр

    Игра предоставляет список поддерживаемых звуковых карт. В этом случае выбрать первую подходящую из списка (список в порядке ухудшения качества звука):
    1. Sound Blaster 16
    2. Sound Blaster Pro
    3. Sound Blaster
    4. Adlib

    Игра предоставляет MIDI устройства. Выбрать из списка:
    1. MPU-401/General MIDI
    2. MPU-401/MT-32 или LAPC-1
    В последнем случае требуется в микшере SBEMIXER установить маркер "MT-32".

    Sound: Sound Blaster
    Music: Sound Blaster
    ! General MIDI устанавливается, но звука нет.
    ! Нет звука CD-Audio.


    Программа настройки ресурсов sbeset.exe
    SBESET [-Axxx] [-Ix] [-Dx] [-Hx] [-Pxxx] [-Jxxx] [-dx] [-wx] [-c] [-?]
    -Axxx SB interface's base I/O address.
    Possible values: 220, 240, 260, 280.
    -Ix IRQ line used by the audio interface.
    Possible values: 5, 7, 9, 10.
    -Dx First DMA channel used by the audio interface.
    Possible values: 0, 1, 3
    -Hx Second DMA channel used by the audio interface.
    Possible values: 5, 6, 7
    -Pxxx MPU-401 UART interface’s base I/O address.
    Possible values: 300, 310, 320, 330.
    -Jxxx Gameport/Joystick interface's base I/O address.
    Possible values: 200, 208, 210, 218, ..., 800, ...
    -jx Gameport/Joystick mode. For x, 1 is On, 0 is Off.
    -dx SB Emulation mode. For x, 1 is Off, 0 is On.
    -wx Set x to 1 to use the Windows-assigned resource
    configuration.
    Set x to 0 to use (your) user-assigned resource
    configuration.
    -c Вывести текущую конфигурацию ресурсов эмулятора SB.
    -? Вывести справку о программе.
    Конфигурация хранится в файле CTSYN.INI.

    Программа настройки громкости Sbemixer.exe
    Конфигурация хранится в файле CTSYN.INI.

    Замена банка инструментов
    Копировать необходимый банк инструментов формата .ECW на диск, желательно в каталог с файлом CTSYN.INI. В файле CTSYN.INI изменить строку
    Waveset=C:\LIVE\default.ecw
    указав в ней путь и имя файла банка инструментов.
    Банки инструментов см. в каталоге ECW.


    Неисправности и их устранение.

    Ошибка: запуск SBEINIT.COM вешает систему.
    Причина: неправильно настроена эмуляция порта джойстика.
    При выполнении sbeset.exe -с для JoyPort отображается значение 0020, хотя в CTSYN.INI JoyPort=200.
    Решение 1: отключить эмуляцию порта джойстика в файле CTSYN.INI:
    JoyEnable=false
    Решение 2: посмотреть настройки порта джойстика в Windows 98SE и записать их в файле CTSYN.INI. Например:
    JoyPort=d000
    Решение 3: ! Проверить. Записать в CTSYN.INI JOYPORT=200.

    Ошибка: при запуске SBEINIT.COM выдает сообщение об ошибке:
    error: Could not allocate code/patch RAM below 4 Mbyte boundary. Try loading SBEINIT.COM before SMARTDRV.EXE or minimizing VDISK RAM.
    Creative SB16 Emulatin Driver NOT loading.
    Решение: освободить место в пределах первых 4-х мегабайт XMS. Она может быть занята программой кэширования дисков SMARTDRV.EXE, драйвером виртуального диска RAMDRYVE.SYS или другой программой, загружающейся ранее SBEINIT.COM.

    Ошибка: при установке на материнскую плату Epox EP-3VSA2 Rev 1.1 под DOS звук отсутствует или выводится медленно, система вешается и перезагружается. Под Windows XP работает.
    Причина: вероятно, аппаратная несовместимость.
    Решение: поменять материнскую плату или звуковую карту.

    Файлы Offtop

    SB Live! под DOS ? это просто - исходная статья по настройке Audigy/Audigy 2 под DOS.
    Creative Sound Blaster Audigy 2 (SB0240) DOS.rar - файл с комплектом драйверов и утилит (загруженных в исходном состоянии) с описанием установки.
    2MEG_R_3.ECW.rar - архив с банком инструментов MIDI для DOS. Загружен с сайта Creative. там-же есть банки на 4 и 8 мегабайт.
    Примечание: не помню, чтобы удалось удачно подключить MIDI, такие игры запускаю через DOS-сессию Windows 98SE.
    soundblaster_live_51.pdf - руководство пользователя для Sound Blaster Live на английском. Со страницы 27 начинается описание установки драйвера DOS и его настройки.
    AUDIGY2.rar - подборка файлов, которые использую. На основе Creative Sound Blaster Audigy 2 (SB0240) DOS.rar. Для установки скопировать каталог LIVE на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, примеры которых для DOS 6.22 в каталогах _MAXMEM и _NORMAL (копирую один из вариантов).
    ! Для эмуляции Sound Blaster под DOS в BIOS параметру IRQ5 задать значение Legacy ISA.
    ! После копирования настроек в файле stsyn.ini откорректировать значения параметров PCIPort, PCIIRQ. Требуемые значения отображаются при загрузке компьютера.
    AUDIGY2 NORMAL Свободно памяти Conventional: 503K; Upper: 103K
    AUDIGY2 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 589K; Upper: 17K

    - Aureal Vortex 2;
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG 0105.JPG
    Описание Offtop

    Aureal Vortex 2

    Файлы для DOS 6.22
    AU30DOS.COM, v 2.007, взят из драйвера w9x2041eng_drv (аналогичный в w9x2050_upgrade)
    AU30DOS.INI, файл настроек, созданный Windows 98SE при установке драйвера w9x2041eng_drv

    Установка драйвера
    0. Запустить AU30DOS.COM
    Будет выведено сообщение. Например:
    ERROR #03: WINBOOTDIR environment variable missing. Driver not loaded.
    ERROR #05: AU30DOS.COM section not in AU30DOS.INI. Driver not loaded.
    PCI AUDIO PRO enabled at Ports 220-22Fh, Interrupt 5, DMA 1, Joystick 201h
    Далее требуется последняя строка. Она содержит используемые Aureal Vortex 2 в данной системе параметры: порт (Ports), прерывание (Interrupt), номер DMA и порт джойстика (Joystick)
    Примечание: AU30DOS.COM ищет файл AU30DOS.INI по пути, указанному в переменной окружения WINBOOTDIR. Соответственно, выводятся ошибки, указывающие, что переменной WINBOOTDIR нет и файл AU30DOS.INI не найден.
    1. Создать каталог для драйвера Aureal Vortex 2. Для примера используем каталог C:\WINDOWS.
    Примечание: драйвер Aureal Vortex 2 для Windows устанавливается в каталог самой Windows.
    2. Копировать файлы AU30DOS.COM и AU30DOS.INI в созданный каталог (см. п. 1).
    3. Открыть файл AU30DOS.INI в редакторе. Проверить и, при необходимости, изменить значения следующих параметров:
    JoystickBase=0x201 - порт джойстика, значение должно совпадать со значением параметра Joystick из п. 0. Здесь 0x201 соответствует 201h из п. 0.
    SBFMBase=0x220 - порт, значение должно совпадать с первым значением параметра Ports из п. 0. Здесь 0x220 соответствует 220 (220h) из п. 0.
    SBFMDMA=0x1 - номер DMA, значение должно совпадать со значением параметра DMA из п. 0. Здесь 0x1 соответствует 1 из п. 0. (Со значением 0x3 тоже работает)
    SBFMIRQ=0x5 - прерывание (?), значение должно совпадать со значением параметра Interrupt из п. 0. Здесь 0x5 соответствует 5 из п. 0.
    4. Добавить в файл AUTOEXEC.BAT строки:
    SET WINBOOTDIR=C:\WINDOWS
    C:\WINDOWS\au30dos.com
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    Здесь:
    C:\WINDOWS - путь размещения драйвера Aureal Vortex 2
    A220 - Ports 220h
    I5 - Interrupt 5
    D1 - DMA 1
    T4 - тип эмулируемого устройства - Sound Blaster Pro
    5. Перезагрузить компьютер
    6. В программах (играх), использующих звук в настройках выбирать устройство вывода:
    - Sound Blaster Pro (лучшее звучание);
    - Sound Blaster;
    - AdLib.
    При необходимости, указать используемые Aureal Vortex 2 порт, прерывание, номер DMA.


    FAQ

    ВНИМАНИЕ: эмулятор SB несовместим с программами, использующими память EMS.

    Что означают параметры в файле AU30DOS.INI?
    Файл AU30DOS.INI создается при установке драйвера Aureal Vortex 2 для Windows. В DOS не все параметры из этого файла используются. Далее приведены параметры, которые используются AU30DOS.COM.
    MPU401External=0 - наличие внешнего устройства MIDI, подключенного к порту MIDI Aureal Vortex 2. 0 - устройство не подключено, 1 - устройство подключено (не проверено).
    ModemBase=0x000
    ModemIRQ=0x0
    JoystickBase=0x201 - порт джойстика
    MPU401Base=0x330 - порт устройства MIDI. Всегда 0x330.
    SBFMBase=0x220 - порт для вывода звука через эмулятор Sound Blaster.
    FMBase=0x388 - порт для вывода звука Adlib (не проверено).
    SBFMDMA=0x3 - нижний (первый) канал DMA.
    SBFMIRQ=0x9 - прерывание, используемое эмулятором Sound Blaster.
    CPUSpeed=0x576 - некоторая условная скорость процессора (CPU). 0x576 соответствует процессору Pentium III-s 1400.
    Параметры, которые не используются:
    SBFMDMA2=0x1 - верхний (второй) канал DMA.
    PCIIRQ=0xA - прерывание PCI (шины PCI), используемое для доступа к Aureal Vortex 2. BIOS (или Windows при включенном PnP) самостоятельно распределяет эти прерывания между подключенными устройствами. Некоторые BIOS дают возможность явно задать прерывания, используемые устройствами на шине PCI.
    Reserved2=0x00
    Reserved1=0x00
    mixer_master=0x00 - параметры каналов микшера, общая громкость
    mixer_phone=0x00 - ?.
    mixer_mic=0x00 - микрофон.
    mixer_line=0x00 - линейный вход.
    mixer_cd=0x00 - CD-In.
    mixer_aux=0x00 - автоответчик.
    Неиспользуемые параметры могут быть удалены из файла AU30DOS.INI.

    В настройках программы (игры) есть устройство вывода MIDI. Можно его использовать?
    Данный драйвер не эмулирует MIDI (MPU-401).
    Возможно использование внешнего, подключаемого к разъему MIDI Aureal Vortex 2, устройства MIDI. При этом в файле AU30DOS.INI параметру MPU401External необходимо присвоить значение 1 (не проверено).
    Если программа поддерживает устройство вывода MIDI, а внешнее MIDI устройство отсутствует, рекомендуется запускать программу в DOS-сессии Windows и задать ей устройство вывода MIDI. Драйвер Aureal Vortex 2 для Windows эмулирует (программно) устройство MIDI. При этом звук (музыка) будет более качественным.

    Файлы Offtop

    Aureal Vortex 2 DOS.rar - драйвер с описанием.
    AUREAL2.rar - сборка, которой пользуюсь. Скопировать каталог Windows на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, пример которых для DOS 6.22 в каталоге _MAXMEM (копирую).
    Эмулирует SB PRO, MIDI нет.
    ! Программного регулятора громкости нет.
    ! Использовать IRQ 5 DMA 1. Если звук не выводится или вводится не правильно, попробовать IRQ7 DMA 3.
    AUREAL2 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 599K; Upper: 16K

    - Creative Sound Blaster AWE64 (CT4520), Creative Sound Blaster 16 Pro PnP ISA (CT2950) - у них один драйвер;
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0105.JPG 0106.JPG 0107.JPG
    Описание SB16 Offtop

    Creative Sound Blaster 16 Pro PnP ISA (CT2950)
    Драйверы для DOS

    cspu - ?
    ctcmbbs - утилита CTCM, настройка карты для DOS
    diag404 - диагностика
    s16dw3up - Windows 3.1x
    sbbasic - драйверы DOS

    Порядок установки драйверов для DOS:
    1. ctcmbbs
    2. sbbasic

    Файлы SB16 Offtop

    Creative Поддержка Пользователей > Sound Blaster 16 - страница с драйверами и ПО.
    VOGONS Vintage Driver Library - руководство пользователя Sound Blaster 16 на английстком (20 мегабайт). Раздел утилит для DOS начинается со страницы 52.
    Creative Sound Blaster 16 Pro PnP ISA (CT2950) DOS.rar - драйвер с описанием.
    SB16.rar - сборка, которой пользуюсь. Скопировать каталоги CTCM и SB16 на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, пример которых для DOS 6.22 в каталоге _MAXMEM (копирую). При необходимости обновить параметры звуковой карты (описание не делал).
    MIDI нет.
    SB16 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 600K; Upper: 39K

    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0107.JPG 0109.JPG
    Описание AWE64 Offtop

    Creative Sound Blaster AWE64 (CT4520)
    Драйверы для DOS

    awe32a - обновление драйвера Miles AIL. используется в ряде игр. Файлы mt32mpu.adv или a32mt32.dll.
    aweutl - обновление AWEUTIL.COM v1.20. Устраняет проблемы с музыкой в некоторых играх с поддержкой SB AWE32
    awefaq - часто задаваемые вопросы об SB AWE32
    awe64pat - ? патч для Windows 3.x
    cspu - ? Advanced Signal Processing upgrade
    ctcmbbs - утилита CTCM для настройки
    diag404 - диагностика
    s16dw3up - Windows 3.1x
    s64basic - обновление драйверов
    sbbasic - драйверы

    BIOS
    AWE64 поддерживает PnP и использует прерывание IRQ5 (если оно занято Legacy ISA без поддержки PnP, то используется IQR7). Для правильной работы в BIOS материнской платы зарезервировать IRQ5 для PCI/ISA PnP.

    Порядок установки драйверов:
    1. ctcmbbs
    2. sbbasic
    ?3. s64basic
    ?4. aweutl


    FM и MIDI в DOS
    При использовании с играми необходимо в setup программах выбирать в качестве устройства звука AWE32, Sound Blaster 16, Sound blaster Pro, просто Sound Blaster (в порядке уменьшения предпочтения).
    Внимание: надо загрузить Звуковые банки (Sound Font Bank) в вашу карту - даже если вы хотите использовать банки, прошитые в ПЗУ.
    Банки формата SF2 загружаются по Windows.
    Банки формата SBK загружаются в режиме эмуляции под DOS подгружается в режиме эмуляции. Загружаемый банк должен соответствовать режиму эмуляции.
    В качестве музыки необходимо выбирать AWE32. Если такого пункта нет, придётся выбирать пункт MPU-401, General Midi. Однако в этом случае необходимо включить эмуляцию, причём как на самой плате, путём установки джампера MFBEN, так и программно, запустив утилиту aweutil.com с ключом /EM:GM (? /EM;GM)(или /EM:GS для попытки эмуляции General sound карты типа Roland SCC-1.). При этом необходимо иметь файлы SYNTH*.SBK (не включены в стандартную поставку). Однако качество этой эмуляции очень плохое, программа, выводящая музыку через порт, может зависнуть в любой момент. Такое поведение может зависеть от версии программы aweutil, версии платы, других программ и драйверов.
    По умолчанию драйвер aweutil устанавливается с ключом /s - режим совместимости с AdLib.
    Для включения эмуляции MIDI запустить драйвер aweutil с одним из ключей:
    /EM - включить эмуляцию MIDI
    /EM:GM - включить эмуляцию MIDI используя General MIDI
    /EM:GS - включить эмуляцию MIDI используя GS (General Standard)
    /EM:MT32 - включить эмуляцию MIDI используя MT32.

    ! Далее не проверено
    [
    Как переадресовать вывод в MPU-401 на синтезатор EMU8000?
    При работе под DOS для этого служит перемычка MFBEN (MIDI FeedBack ENable — разрешение перехвата MIDI-сообщений). Кроме этого, нужно резидентно (с ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые в норме направляются на внешний MIDI-интерфейс и разъем для дочерней платы), и отрабатывать их на синтезаторе EMU8000; при этом сообщения уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату.
    Под Windows 95 перехватом сообщений из DOS-сеансов занимается виртуальный драйвер (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN. Перехват управляется через AWE Control Panel -> Device -> Allow MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только к выводу в MPU-401 из DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод стандартными средствами Windows.
    ]

    Переменная окружения DOS MIDI
    MIDI=SYNTH:x MAP:x MODE:x
    SYNTH:x x может быть 1 или 2.
    1 (значение по умолчанию) музыкальный синтезатор (стерео).
    2 MIDI порт.
    MAP:x x может быть G, E, или B.
    G формат файлов General MIDI.
    E (значение по умолчанию) формат файлов Extended MIDI.
    B формат файлов Basic MIDI.
    MODE:x x может быть 0, 1, или 2.
    0 (значение по умолчанию) режим General MIDI.
    1 режим General Standard.
    2 режим MT-32.

    CTSB16.SYS и CTMMSYS.SYS
    Низкоуровневые драйвера устройства, предоставляющие проигрывание и запись wave приложениям DOS. Приложения работающие с драйверами (такими, как CTWDSK.DRV, CTWMEM.DRV, CTVDSK.DRV, и CT-VOICE.DRV) требуют низкоуровневый драйвер.
    Драйвера устанавливаются командой
    DIAGNOSE /A
    Она вносит необходимые изменения в фай CONFIG.SYS.

    Разъемы на плате
    JP1 SPDIF (не распаян) - разъем (Sony/Philips Digital Interface) используется для передачи цифровых аудиосигналов между устройствами без приведения к аналоговому виду.
    JP2 MFBEN - MIDI FeedBack ENable — разрешение перехвата MIDI-сообщений. Если контакты замкнуты эмуляция MPU-401 MIDI разрешена. Кроме этого, нужно резидентно (с ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые в норме направляются на внешний MIDI-интерфейс и разъем для дочерней платы), и отрабатывать их на синтезаторе EMU8000; при этом сообщения уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату.
    Под Windows 95 перехватом сообщений из DOS-сеансов занимается виртуальный драйвер (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN. Перехват управляется через AWE Control Panel -> Device -> Allow MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только к выводу в MPU-401 из DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод стандартными средствами Windows.
    JP3 PC_SPK - для подключения к разъему PC Speaker на материнской плате.
    JP4 MIC_CON - для подключения
    J1, J2 - разъем для установки модуля дополнительной памяти.
    J5 AUX1 - для приема входного сигнала из прочих источников, таких как платы TV-тюнера.
    J6 TAD - для подключения к звуковой плате модемов с поддержкой автоответчика для обработки речевых сообщений.
    J7 MB_PRO для соединения звуковой карты с модемом Modem Blaster.
    J8 SPK/LINE - для подключения выходных разъемов SPK и Line на передней панели системного блока или отдельной планки с RCA разъемами.


    FAQ

    Ошибка: проблемы со звуком AWE64 под DOS после изменения настроек BIOS.
    Причина: при первом запуске \CTCM\CTCU.EXE сохраняет настройки в файле \CTCM\CTPNP.CFG. При изменении настроек в BIOS изменения в файл \CTCM\CTPNP.CFG не вносятся и AWE64 при запуске настраивается не верно.
    Решение: Копировать исходный файл CTPNP.CFG в каталог \CTCM\CTPNP.CFG и перезагрузить компьютер.
    Исходный файл CTPNP.CFG:
    [PNP]
    ReadPort=263
    MaxCSN=255
    BypassPnPOS=0

    [EXCLUDE]
    Exclude_Port=
    Exclude_Irq=
    Exclude_Dma=
    Exclude_32Mem=

    Пропадает звук в DOS
    Причина: ?
    Решение: выполнить
    AWEUTIL.COM /S

    При запуске эмуляици MIDI выводится сообщение об ошибке Feedback path error.
    Причина: несовместимость оборудования.
    Решение 1: перевести звуковую карту в режим совместимости Adlib, выполнить
    AWEUTIL.COM /S
    Решение 2: загрузить ОС Windows и выполнять программу (игру) в DOS-сеансе. Под Windows ошибки эмуляции MIDI нет.
    Примечание
    Эмуляция под DOS (AWEUTIL /EM:GM) работает: GA-6BX7 Rev 2.4 (Gigabite).
    Эмуляция под DOS не работает: Epox EP-3VSA2 Rev 1.1.

    Ошибка: при запуске ctcu /s выдается сообщение "run-time error R6001 - null pointer assignment".
    Причина: файлы, связанные с ctcu имеют установленный атрибут "только для чтения".
    Решение: снять атрибут "только для чтения" для всех файлов из каталога, содержащего ctcu.

    Файлы AWE64 Offtop

    Creative Поддержка Пользователей > Sound Blaster AWE64- страница с драйверами и ПО.
    awe64__value_sound_card.pdf - руководство пользователя для AWE64 Gold на английском. Раздел 3 - установка драйвера DOS, приложение B - конфигурация звуковой карты, переменные окружения, примеры AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS.
    Creative Sound Blaster AWE64 (CT4520) DOS.rar - драйвер с описанием.
    AWE64.rar - сборка, которой пользуюсь. Скопировать каталоги CTCM и SB16 на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, пример которых для DOS 6.22 в каталогах _MAXMEM и _NORMAL (копирую один из вариантов). При необходимости обновить параметры звуковой карты (описание не делал).
    AWE64 NORMAL Свободно памяти Conventional: 507K; Upper: 99K
    AWE64 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 591K; Upper: 15K

    - Crystal SoundFusion CS4281.
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG
    Описание Offtop

    Crystal SoundFusion(tm) CS4281
    DOS


    Файл: cwrd280\CS4281.zip

    ! Работает DOS 6.22.

    Адрес загрузки: ?
    Примечание: ссылка на загрузку в статье ..\..\_info\CS4281 или не краткая и не увлекательная история про хардкорный sex - Железные призраки прошлого.mht.

    Драйвер DOS копируется в системный каталог Windows, подкаталог cwcdata - %%WINDIR%%\cwcdata\.
    Внимание: при размещении драйвера в другом каталоге его работа не гарантируется.
    Драйвер состоит из файлов:
    cwclang.dat
    cwrgal.dat
    cwrdos.exe - программа инициализации звуковой карты,CrytalWare(tm) CS4281 initialization Utility, Version 2.80.
    cwraudio.wcm - файл настроек, создается при установке драйвера под Windows.
    Пример содержимого файла cwraudio.wcm в HEX-формате:
    20 02 88 03 05 01
    где
    20 02 - A220, диапазон ввода-вывода
    88 03 - диапазон ввода-вывода
    05 - I5, номер прерывания, IRQ5
    01 - D1, канал DMA
    Для выполнения инициализации звуковой карты в файле config.sys менеджер памяти EMM386.EXE должен вызываться без параметра NOVCPI.
    Для инициализации звуковой карты под DOS необходимо выполнить файл cwrdos.exe. С ключом /v выводится информация об инициализации.
    После успешной инициализации автоматически создается переменная окружения BLASTER.
    Эмулируется SB Pro (T4).
    Music sound Card: Sound Blaster.
    Sound FX Card: Sound Blaster PRO, Sound Blaster, Adlib.
    Эмуляция не полная. Например, в Doom нет FX звуков, в Wolfenstein 3D 1992 звук при движении стены урезан.
    Внимание: при инициализации в DOS используется IRQ карты (обычно IRQ10, IRQ11), в DOS сессии под Windows - IRQ Legacy Audio Device (обычно IRQ5). Поэтому:
    1. Настройки программ для DOS и Windows имеют разные IRQ.
    2. Для правильной работы в DOS таких программ, которые не могут использовать прерывание не выше седьмого (IRQ7), необходимо в BIOS задать IRQ7 для самой звуковой карты или установить звуковую карту в такой слот, что у нее будет IRQ7.


    Каталог: cwrd300

    ! Работает DOS 6.22.

    Драйвер для DOS 6.22
    Сборка на основе Crystal SoundFusion CS4281\Drivers\Win9x\5018VxD\Pv5018.zip
    В файле cwrdos.exe версии 3.00 по адресу 0xA788 заменен winbootdir на WINBOOTDIR, в файл AUTOEXEC.BAT перед вызовом cwrdos.exe добавлена строка
    SET WINBOOTDIR=C:\WINDOWS


    См. ..\Win9x\5018VxD\Pv5018.zip
    Дата выпуска: 04/20/2000
    Версия: 4.12.01.5018
    Тип: VxD
    CrytalWare(tm) CS4281 initialization Utility, Version 3.00.


    FAQ

    Ошибка: в DOS 6.22 при выполнении cwrdos.exe выдается сообщение "Could not find winbootdir environment varabiable".
    Причина: cwrdos.exe различает переменные окружения winbootdir (DOS 7.1 из комплекта Windows 98SE) и WINBOOTDIR (DOS 6.22).
    Решение 1: не обращать внимания на сообщение. Оно возникает после инициализации звуковой карты, перед доступом к файлу DOSSTART.BAT, который не используется в DOS 6.22.
    Решение 2: в файле cwrdos.exe версии 3.00 по адресу 0xA788 (в конце файла) заменить winbootdir на WINBOOTDIR, в файл AUTOEXEC.BAT перед вызовом cwrdos.exe добавить строку
    SET WINBOOTDIR=C:\WINDOWS

    Ошибка: звук слишком тихий.
    Причина: в комплекте драйвера для DOS не микшера (программного регулятора громкости).
    Решение: использовать внешний усилитель.

    Файлы Offtop

    Crystal SoundFusion CS4281 DOS.rar - драйвер с описанием.
    CS4281.rar - сборка, которой пользуюсь. Если Windows не установлена, создать каталог C:\WINDOWS. Скопировать каталог CWCDATA в каталог Windows. Внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, пример которых для DOS 6.22 приведен(копирую). Обновить параметры звуковой карты (см. описание выше).
    MIDI нет.
    CS4281 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 614K; Upper: 71K (без VK)

    - Crystal CX4236B-XQ3 ISA;
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG 0105.JPG
    Примечание: этот драйвер подойдет для звуковых плат на микросхемах
    - CS4232
    - CS4235
    - CS4236B
    - CS4237B
    - CS4238B
    - CS4239.
    Описание Offtop

    Crystal CX4236B-XQ3 ISA
    DOS


    Файл: DOS_2860.ZIP

    Сборка на основе ..\Win95\PV2860.zip от 6/5/99.
    Адрес загрузки: Generic Audio Drivers for Windows 95

    Файлы
    cwdaudio.bin
    CWDINIT.exe (CrystalWare(tm) Audio Initialization Utility, Version 2.841)
    CWDMIX.EXE (Sound Card Mixer - Version 2.841. CrystalWare (tm) Windows95 - Release 4.05.2841)
    cwdaudio.ini


    Установка
    1. Копировать каталог CRYSTAL на диске C:.
    2. Запустить CWDINIT.EXE.
    Будет выведено сообщение типа:
    CrystalWare(tm) Audio Initialization Utility, Version 2.841x
    Copyright(c) 1997 Crystal Semiconductor Corp. All Rights Reserved.

    * Plug N Play BIOS Detected.
    * SBpro: I/O = 220, IRQ = 5, DMA = 1.
    Запомнить записать последнюю строку.
    3. В файле CONFIG.SYS добавить строку
    DEVICE=C:\CRYSTAL\CWDINIT.EXE
    Примечание: инициализация выполняется без установки резидентной части.
    4. В файл AUTOEXEC.BAT в переменную окружения PATH добавить путь C:\CRYSTAL. Например, было:
    SET PATH=C:\DOS
    стало:
    SET PATH=C:\DOS;C:\CRYSTAL
    В этот же файл добавить строку
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    Где:
    A220 соответствует I/O = 220 из п. 2;
    I5 - IRQ = 5;
    D1 - DMA = 1;
    T4 указывает, что установлена звуковая карта Sound Blaster Pro или совместимая.
    5. Перезагрузить компьютер.
    6. Запустить CWDMIX.EXE.
    Настроить громкость каналов. Перемещение по каналам/пунктам меню производится клавишей Tab.
    Выбрать пункт "Save". Подтвердить, выбрав "Yes".
    Выбрать пункт "OK".
    В файл AUTOEXEC.BAT будет автоматически добавлена (причем в начало файла) строка типа
    C:\CRYSTAL\CWDMIX /M=9,9 /W=9,9 /L=1,1 /X=1 /F=9,9 /C=1,1 /I=X
    Предыдущая версия файла AUTOEXEC.BAT сохраниться в файле AUTOEXEC.CSM.
    Примечание: информация о CWDMIX.EXE

    Sound Card Mixer - Version 2.841
    CrystalWare (tm) Windows95 - Release 4.05.2841
    Copyright(c) 1994-1998 Crystal Semiconductor Corp.
    All Rights Reserved.

    /M=(left),(right) <0-15> ; Master Volume
    /W=(left),(right) <0-15> ; Wave Volume
    /L=(left),(right) <0-15> ; Line Volume
    /X=(mono) <0-7> ; Microphone Volume
    /F=(left),(right) <0-15> ; FM/Synth Volume
    /C=(left),(right) <0-15> ; CD Volume

    /I=(L, X or C) ; Input Select =Line, Microphone or CD
    /D ; Use Default values
    /S ; Show mixer settings
    /T=(XCTL1),(XCTL0) <0, 1> ; Show XCTL pin settings


    Работа
    FM, в порядке ухудшения качества:
    Sound Blaster Pro
    Sound Blaster
    Adlib
    MIDI, в порядке ухудшения качества:
    Sound Blaster
    Adlib
    CD Audio: работает

    В DOS 6.22 работают:
    Doom v 1.9 1993, Sound Blaster или Adlib/Sound Blaster.
    Elite plus 1991, Adlib.
    Fury of the Furries 1993.
    Hexen Deathkings of the Dark Citadel 1996, Sound Blaster или Adlib/Sound Blaster.
    Supaplex (переработанная версия), Sound Blaster, Adlib.
    Lost Vikings, The 1992. Sound Blaster Pro, Sound Blaster, Adlib Gold, Adlib.
    Tomb Raider 1996. Sound Blaster Pro, Sound Blaster. CD audio.
    Wolfenstein 3D 1992, Sound Blaster.

    В DOS 6.22 не работают:

    Файлы Offtop

    Crystal CX4236B-XQ3 ISA DOS.rar - драйвер с описанием.
    CX4236B.rar - подборка файлов, которые использую. На основе Crystal CX4236B-XQ3 ISA DOS.rar. Для установки скопировать каталог CRYSTAL на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, примеры которых для DOS 6.22 в каталоге _MAXMEM (копирую). Обновить параметры звуковой карты (см. описание выше).
    MIDI нет.
    CX4236B MAXMEM Свободно памяти Conventional: 615K; Upper: 71K (без VK)


    Так же на очереди: Offtop

    - Creative Sound Blaster AudioPCI - маскируется под Creative Vibra 128 Model: CT4810, маркировка микросхемы ct5880-dcq, Vendor ID 1013 Device ID 6005. В действительности перемаркированная CS4281. Драйверы от CS4281 должны подойти, но есть драйвера от Creative;
    - Creative Sound Blaster Live! Value (CT4830), Creative Sound Blaster Live! 5.1 (SB0100) - Creative Sound Blaster Audigy 2 (SB0240) использует аналогичные драйверы за исключением патча AUDIGY12.EXE (нужен только для Audigy 2);
    - Genius Sound Maker 32x2 - вроде, тоже должен работать под DOS. Чип: ForteMedia FM801-AU.


    По возможности драйвера родные, частично вытащенные из драйверов Windows.
    Проверял под DOS 6.22 на следующем наборе игр (не все варианты): Offtop

    - Wolfenstein 3D 1992;
    - Fury of the Furries 1993 - требует больше 600 кБ ОЗУ;
    - Doom v 1.9 1993 - MIDI;
    - Doom The Ultimate v 1.9 1995;
    - Hexen Deathkings of the Dark Citadel 1996;
    - Elite plus 1991 - Adlib;
    - Heroes of Might and Magic 1 A Strategic Quest 1995;
    - Supaplex (переработанная версия) - установка SB почти всегда вешает игру, только Adlib;
    - Tomb Raider 1996 - CD Audio.


    Offtop

    Примечание. В описаниях больше "заметки для себя", чем детальная информация и пошаговые инструкции. Например, для SB16 лишь отсылки на установку ctcmbbs и sbbasic, все описание к ним родное на английском, прилагается к установщикам. Устанавливал несколько раз, затем надоело, скопировал установленные программы в SB16.ZIP и пользуюсь ими в таком виде.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 3 июн 2019
    STOCK, Soundoomer, _ALS_ и 3 другим нравится это.
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Т.е. в DOS будет использован IRQ, выделенный конкретному PCI слоту? Иногда в биосе можно вручную указать, какой IRQ будет на конкретном PCI слоте. Можно попробовать этот вариант, вместо перевтыка карты.
    --- добавлено 1 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 1 июн 2019 ---
    Это порт для Adlib.
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Так и написано "необходимо в BIOS задать IRQ7 для самой звуковой карты или.."

    Возможно.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Первый блин - попытка сделать FAQ по работе YMF7xx в MS-DOS. Пока только общая часть, нет ни слова о возможных проблемах и ошибках. Кому интересно - подключайтесь, любые пожелания приветствуются. Также обязательно напишите, если увидите неточности или спорные моменты.

    FAQ по использованию PCI карт Yamaha DS-XG (YMF7xx) в чистом
    DOS

    1. Почему этот FAQ посвящён именно PCI-картам Yamaha DS-XG?

    С начала 2000-х большинство материнских плат выпускается без разъёма ISA, позволяющего использовать старые карты 1990-х и иметь стабильный звук в чистом MS-DOS. С аудиоплатами в исполнении PCI сложнее — далеко не все из них поддерживают эту ОС. Исключения есть, одно из них — модели семейства Yamaha DS-XG (YMF7xx), способные эмулировать Sound Blaster Pro на многих материнских платах.

    2. Какие PCI Yamaha DS-XG подходят для DOS?

    В их числе карты на чипсетах YMF724, YMF734, YMF740, YMF744 и YMF754. Первые — самые доступные. Платы на различных версиях YMF724 были широко распространены и недорого стоили, поэтому сейчас их нетрудно найти по хорошей цене. Пример такой модели — Genius Sound Maker 128XG.

    3. Где скачать драйвера для YMF7xx под DOS?

    Пока ещё они доступны в архиве официального сайта (файл «dsxgdos.exe»): Electronic Devices - Yamaha Corporation. Также их можно скачать по этой ссылке: VOGONS Vintage Driver Library (файлы «Yamaha YMF724 driver for DOS Win9x WinNT» или «Yamaha YMF744 driver for DOS Win9x WinNT»).

    4. С какими материнскими платами можно использовать YMF7xx под DOS?

    Теоретически — со всеми, которые имеют PCI разъём, на практике — гарантий нет, надо пробовать. Для поддержки звука в DOS необходимо обеспечить передачу сигналов IRQ и DMA — физически или через эмулятор. С рассматриваемыми звуковыми картами есть три варианта сделать это:
    1. Через разъём PC/PCI (SB-Link) — идеальный вариант, который даёт максимальную совместимость со старыми играми. Минус — PC/PCI присутствует только на платах с чипсетами уровня i430TX и i440BX. Они обычно оснащены разъёмами ISA и, соответственно, совместимы с более удобными для MS-DOS аудиокартами. К сожалению, на более современных материнских платах этот разъём встречается крайне редко.
    2. С использованием DDMA — функции, которой обладают все чипсеты Intel с южным мостом до ICH5 включительно (последние — i865, i875), а также VIA8237X и SiS694. Сегодня плату, подходящую под это требование, можно купить за сущие копейки. Минус — обычно они ограничены по объёму оперативной памяти и производительности поддерживаемых процессоров, поэтому подходят только для сборки ретрокомпьютера.
    3. DSDMA (TSR) — программный эмулятор DDMA от Yamaha, который позволяет использовать DS-XG в DOS на более современных системах, лишенных аппаратной поддержки DDMA (ICH6 и выше). Благодаря этому режиму карты YMF7xx «дружат» c очень многими материнскими платами. Минус — DSDMA требует EMM386.EXE или другой менеджер расширенной памяти с поддержкой VCPI.
    Известны случаи успеха с третьим вариантом на чипсетах P965+ICH8 (LGA775), P31+ICH7 (LGA775), P35+ICH9 (LGA775), X58+ICH10 (LGA1366), P67+IT8892E (LGA1155), X79 (LGA2011).

    5. Какие драйвера нужны для работы YMF7xx под DOS?

    Достаточно двух приложений (и файлов, необходимых для их запуска):
    1. Конфигурационная утилита DS-XG PCI («SetupDS.exe»), позволяющая использовать звуковые карты Yamaha в DOS. Для её запуска также нужны файлы: dos4gw.exe (32-битный расширитель DOS), ds.ini (файл с настройками), ymh8.wav, ymh16.wav и ymh.mid (образцы для тестирования звука), fmmidi.exe (программа для воспроизведения MIDI).
    2. Программа «DSDMA.exe», которая эмулирует DDMA, если эта функция не поддерживается чипсетом материнской платы. Для запуска достаточно одного этого файла, больше ничего не нужно.
    Гайд по установке драйверов DS-XG для DOS:
    1. Пропишите в autoexec.bat строку «SET BLASTER=A220 I5 D1 T4». Без неё во многих старых играх звук может не работать. Важно указать именно эти значения порта, IRQ и DMA, вне зависимости от того, какой реальный адрес порта соответствует аудиокарте. С другими параметрами YMF7xx не будет работать под MS-DOS.
    2. Из-под Windows запустите файл «dsxgdos.exe» и выполните установку. Нужные драйвера появятся в директории «C:\Program Files\YAMAHA\YAMAHA DOS Utility» или «C:\Program Files (x86)\YAMAHA\YAMAHA DOS Utility». Их нужно скопировать в папку «YAMAHA», созданную в корневой директории системного диска MS-DOS. Если вы скачали драйвера с http://vogonsdrivers.com, то скопируйте в папку «YAMAHA» содержимое директории «RealDOS».
    3. Запустите файл «C:\YAMAHA\SetupDS.exe». Убедитесь, что для параметра LEGACY AUDIO выбрано значение ENABLE. Теперь зайдите в раздел SOUND TEST и проверьте наличие звука, используя пункты NATIVE AUDIO 16BIT SOUND, SOUND BLASTER 8BIT SOUND и FM SOUND. Выйдите, сохранив настройки.
    4. Если звуковая карта и материнская плата не соединены между собой через PC/PCI и последняя не поддерживает DDMA, то запускайте «DSDMA.exe». Результатом будет сообщение «Legacy Audio Emulation Program V1.00» с возвратом в командную строку или файловый менеджер — значит всё в порядке, эмулятор загружен в память.
    5. Проверьте наличие звука в играх, используя для их настройки следующие параметры: Sound Blaster Pro (Sound Blaster), порт — 220, IRQ — 5, DMA — 1, FM — 388. В большинстве из них всё будет хорошо за исключением тех, которые не терпят EMM386.EXE и другие менеджеры расширенной памяти (например, Soccer Kid).
    6. Чтобы каждый раз не загружать нужные приложения, добавьте в autoexec.bat строки «c:\YAMAHA\setupds /s» и «c:\YAMAHA\DSDMA». При каждом запуске MS-DOS первая из них будет подгружать конфигурационную утилиту с параметрами, заданными в файле «DS.INI», без запуска программы настройки, вторая — эмулятор DDMA.
    Таким образом, ваш autoexec.bat будет дополнен максимум тремя строками:

    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    c:\YAMAHA\setupds /s
    c:\YAMAHA\DSDMA
     
    Последнее редактирование: 3 июн 2019
    Soundoomer, Menkau_ra, Goblinit и 6 другим нравится это.
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.439
    @Yuriy_X, а может лучше отдельной темой?
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Я думал общими силами довести его до ума и попросить модераторов сделать ссылку в первом посте. Так у него будет больше шансов быть замеченным. Поучаствовать есть желание? У вас вроде тоже есть звуковушка на базе YMF724?
     
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.439
    Даже две. Но сейчас нет времени и места, на рабочем столе лежат два расковырянных в хлам ноута, которые пока рано собирать.
    А запустить на X38 DSDMA у меня так и не вышло, не знаю, мозгов не хватает или времени, на вогонсах точно на такой плате проверяли и написали, что работает.
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    А у вас какие две? У меня два гениуса 128XG, который я указал в качестве примера. На X38 в чём была проблема?
     
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.439
    Не знаю, noname, скорее всего, они по PCB разные, буду дома, сфоткаю

    DSDMA не запускается
     
  19. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Зачастую полезно сидеть на берегу реки ждать у моря погоды.
    Фотографии наших PC раритетов
     
  20. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Стыдно признаться, у меня Solo-1 только на ноуте во встройке. На том, что люблю принца гонять.
     
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Добрался до фотоаппарата.
    Hard - Звуковые карты для DOS
    Настройки выяснялись на это карте:
    DEL ES688-2L R4.3.jpg
    ЗЫ. Надо найти крутёлки эти и перепаять, текущей пользоваться невозможно уже.
    --- добавлено 4 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 4 июн 2019 ---
    Из странностей этой карты (а может не карты, а игры - ХЗ).
    Archimedian Dynasty по идее различает ES688 и всякие SB/SBPro совмстимые карты. Но эту карту сетап отказывается считать основанной на ES688, при это как SBPro её види без проблем... Нужно поэкспериментировать с перемычкой, ответственной за совместимость с SB Pro или SB...
    --- добавлено 4 июн 2019 ---
    Странности оказались виндовыми. При перезагрузке в DOS игра признала в карте ES688.
     
    nop, TheMadLynx, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  22. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Прогнал Solo -1 с под винды в Doom, Doom 2, Duke Nukem 3D. Вообщем звучание так себе поинтереснее конечно Адлиба но неделеко ушло, уступает как AWE64, а тем более YMF724. Вешал на гребенку дочерки выбирал в настроке звука MPU401 как воспроизведение MIDI по дефолту, музыки так и недобился только были звуки в играх через SBpro, а MIDI можно было услышать только если выбрать устроство воспроизведение MIDI ESS синтез. Еще Dune II так и не дала звуков в игре только MIDI музыка
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление