1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.909
    Это нормально, если винда 98SE и драйвер WDM. MIDI-музыка играет только в чистом DOS и во встроенных WDM-драйверах от Миллениума. Но трансплантировать их в Win98 я не пробовал (на Vogons кто-то упоминал, что делал и работало). Ну и на любых VxD (только в этом случае на неподдерживаемых чипсетах не будет звука через SBPro во многих играх).
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  4. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Вообщем понял что геморой еще тот, проще сидеть на YMF724, дочки точно не лучше звучать будут, а гемороя и бубнопляски по горло
     
    Revolter нравится это.
  5. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.909
    @dante1, PCI-звуковые на "свежих" системах вообще имеет смысл только попарно использовать, на мой взгляд, чтобы они прикрывали недостатки друг друга. А так - да, максимальная совместимость из единственной карты - только через страдания :)
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    да ладно, нормально все :) Берешь ямаху или sb16-64, а то и Opti (под дочки без глюков) и нет проблем. А для виндовых дел - любую pci-карту. Это я скромно делаю акцент на том, что тема для Windows-карт (724-й и Solo) есть отдельная))
     
  7. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.909
    @Thomas Wolfe, мы и обсуждаем "звуковую карту для DOS", просто она PCI и перечисленные игры работают в обеих осях. Или типа "ISA=DOS (и форева), а PCI=Windows"? :)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Я бы предположил, что да :) Но это мой ассоциативный бред :D
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Пополнил свою коллекцию звуковушек моделью ESS ES-1869F. Не особенно была нужна, но при цене, эквивалентной двум килограммам картошки, грех было не взять.

    upload_2019-6-4_19-43-14.png

    Из ESS у меня ещё лежит более крупная по размерам ES688F. Я правильно понимаю, эта ES1869F - примерно то же самое, представляет собой бюджетный аналог Sound Blaster Pro, только чуть более новой модели?
    P. S. Про FM RADIO понятно, эта функция вообще не интересна.
     
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.439
    Про радио прикольно то, что оно полностью аппаратное и софт нужен только для переключения станций. На старых ISAшных звуковухах можно было, включив тюнер, форматировать диск и ставить систему, радио играло даже после перезагрузок.
     
    unp, Goblinit, Revolter и ещё 1-му нравится это.
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Yuriy_X, у меня с этой моделью не сложилось. Нормально так и не заработала. Оба экземпляра в "распай". С более ранними ess проблем не было.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Не повезло. Насчёт своей - пока не знаю, какие будут результаты. Проверю её на днях и отпишусь. Ранее добытая ES688F понравилась, вообще никаких проблем с ней.
     
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Yuriy_X, да не в везении дело, а в самих картах. Так то они рабочие)) Дрова пробовал разные, под виндой - нет проблем, но вот с "dos"-звуком - я с ними не справился.
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Нет, совсем не то же. У неё вместо внешнего OPL3 свой ESFM, игры, который об этом знают должны звучать сильно лучше, так как он заметно совершеннее OPL3. Правда, в режиме SBPro он не имеет преимуществ, звучит на мой вкус в этом случае чуть хуже, чем OPL3. Так же это уже PnP карта, что, правда, не очень и плюс. Фулдуплекс, по идее уже нет проблем с MIDI, карта умеет уже MPU401, а не SBMIDI.
    --- добавлено 4 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 4 июн 2019 ---
    Небольшая простыня с retron.de
    Информации не особо много, но хотя бы как-то систематизированно.
    -= ISA SOUNDCARD OVERVIEW =-

    An incomplete overview of PC Soundcards for the ISA bus, as offered from around 1988 to 2000.
    By GB 11-4-2010, v1.07C, reachable at VOGONS • Index page
    Data obtained from many datasheets, drivers, catalogues, internet articles and pictures, as well as some actual soundcards.
    In each category the items are normally listed from earliest releases at the top, on to the latest items at the bottom.
    Suggestions and Corrections are welcome.

    ESS ISA CHIPSETS (Audiodrive Series:)
    ----------------
    ES488 Controller+Codec 8-bit stereo, SB Mono compatible.
    ES688 (common) Controller+Codec 16-bit 44KHz, joystick support, software TSR MPU-401, Half-Duplex, No hardware volume.
    ES1488 Controller+Codec 16-bit 44KHz, ?
    ES1688 (common) Controller+Codec 16-bit 44KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, joystick support, Half-Duplex, No hardware volume.
    ES1788 Controller+Codec 16-bit 44KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Half-Duplex.
    ES1888 / ES1887 Controller+Codec 16-bit 44KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Full-duplex.
    ES1868 (common) Controller+Codec 16-bit 44KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Full-duplex, IDE.
    ES1869 Controller+Codec 16-bit 48KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Full-duplex, IDE, Spatializer 3-D VBX.
    ES1878 Controller+Codec 16-bit 4?KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Full-duplex.
    ES1879 Controller+Codec 16-bit 4?KHz, Integr. OPL3 clone, MPU-401, PnP, dual joystick, Full-duplex, Spatializer 3-D VBX.

    -All chipsets except the 488 are very SB/SBPro compatible. They also claim WSS compatibility.
    -All chipsets often used as on-board Mainboard/Laptop sound systems. Only the ES1868 found on high-end soundcards.
    -Chips without integrated 3-D audio processing can add this feature by using the ES938 Audio Effects Processor (mixer expansion).

    CRYSTAL ISA RELATED CHIPSETS (only the most common:)
    ----------------------------
    CS4231(A) Codec 16-bit 48KHz, WSS Compatible, ADPCM, Full Duplex.
    CS4248 Codec 16-bit 48KHz, WSS Compatible, ADPCM, Full Duplex (as CS4231 without pulse code modulation compression/decompression).
    CS9233 See Dream SAM9233.
    CS8905 See Dream SAM8905.
    CS4232 Controller+Codec 16-Bit 48KHz, PnP, SB/SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE.
    CS4236 Controller+Codec 16-Bit 48KHz, PnP, SB/SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE, Integr. OPL3 clone.
    CS4236B Controller+Codec 16-Bit 48KHz, PnP, SB/SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE, Integr. OPL3 clone, WT digital interface.
    CS4237B Controller+Codec 16-Bit 48KHz, PnP, SB/SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE, Integr. OPL3 clone, WT digital interface, SRS 3D Sound.
    CS4235 Controller+Codec 16-Bit 48KHz, PnP, SB/SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE, Integr. OPL3 clone, low cost.
    CS9236 Integrated Wavetable music synthesizer, GM, without DAC, also available as socket upgrade option, Reverb+Chorus, 1997.

    -Cirrus Logic acquired Crystal Semiconductor in 1991.
    -Crystal CS9233 and CS4232/35/36 without the B suffix require DOS initialisation for the MPU-401 to work in windows.
    -CS4236 rev B does not have the above issue. the rev B chips also have a 'Wavetable Digital Interface'.
    -The interface chipsets are used as on-board Mainboard/Laptop sound systems. All chipsets can be found on both low-cost and high-end soundcards.

    DREAM/ATMEL ISA RELATED CHIPSETS (only the most common:)
    ----------------------------
    SAM9233 Integrated Wavetable music synthesizer, DSP, 18-bit, MPU-401, Reverb+chorus, GM/GS.
    SAM8905-1 Programmable Effects processor, optionally used next to the SAM9233.
    SAM9203 As SAM9233, but this one is an older revision in a larger package.
    SAM8905 As SAM8905-1, but this one is an older revision in a larger package.
    SAM9407 Single chip sound studio, usually used as a Wavetable music synthesizer using custom samples loaded in attached RAM.
    SAM9733 Integrated Wavetable music synthesizer with effects.
    CleanWave8 ROM 1MB sample set.
    CleanWave16 ROM 2MB sample set, 128 GM instruments + 159 variations, 9 drumsets.
    CleanWave32 ROM 4MB sample set, 128 GM instruments + 195 variations, 9 drumsets + 1 SFX-set.
    CleanWave64 ROM 8MB sample set.
    GMS931601+GMS931600 ROM 4MB sample set, GM/GS, based on 'illegally copied' and later 'licenced' Roland SoundCanvas samples.

    ANALOG DEVICES ISA CHIPSETS
    ---------------------------
    AD1845 JP SoundPort Codec 16-Bit 50 kHz Stereo, WSS Compatible, Pin Compatible with AD1848, AD1846, CS4248, CS4231.
    AD1848 JP/KP Soundport as above, the core of the actual Windows Sound System sound cards (next to an OPL3).
    AD1816 SoundPort Controller+Codec 16-Bit 55kHz Stereo, SBPro/WSS Compatible, MPU-401 MIDI Port, Integr. OPL3 clone, PnP.

    OPTi ISA CHIPSETS
    -----------------
    82C928 MAD16 Controller (big chip, replaced by 82C929).
    82C929 MAD16 Pro Controller, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, M-CD.
    82C941 Midi Synthesizer 'QDSP', max 32 voices at 44.1KHz, Supports up to 16Mx8 sampling memory.
    82C924 Controller, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, PnP, IDE, M-CD.
    82C925 Controller, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, PnP, IDE, M-CD, Integr. OPL3 clone.
    82C930 Controller+Codec 16-Bit, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, IDE.
    82C931 Controller+Codec 16-Bit, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3 clone.
    82C933 Controller+Codec 16-Bit, SBPro/WSS/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3 clone, 3D sound.

    -924/928/929/930 used in several variants of the OPTi MAD16 soundcard.
    -MAD16 is related to the OAK OTI-601 / OTI-605 'Mozart': The Mozart chip was developed by OAK and Media Chip, the latter now owned by OPTi.
    -Creative Labs bought OPTi's sound division around 1997 (not sure on the year).

    C-MEDIA ISA CHIPSETS
    --------------------
    ASC-9308 Controller, SB/SBPro compatible (Still named 'Compumedia', also gives nearly useless SB16 compat.).
    DSP-9309A Accompanies ASC-9308, maybe for MPU-401 support?
    CMI8328 Controller+Codec, MPU-401, ?
    CMI8330(/A) Controller+Codec, SB/SBPro/SB16+WSS+MPU-401 compatible, Integr. OPL3 clone, PnP, S/PDIF input/output.

    -CMI8330 also used on mainboards from PC-Chips and Asus, but labeled 'Soundpro'.

    AVANCE LOGIC ISA CHIPSETS
    -------------------------
    ALS007 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE.
    ALS100 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE.
    ALS110 ?
    ALS120 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3 clone.
    ALS200 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3 clone.

    -Avance Logic has since been aquired by Realtek.
    -Some chips probably rebranded by Diamond Multimedia for their soundcards.

    YAMAHA ISA RELATED CHIPSETS
    ---------------------------
    OPL2/YM3812 FM chip, 9 channels, mono.
    OPL3/YMF262 FM chip, 18 channels, simple stereo (hard left, center or hard right).
    OPL4/YMF278 FM+Midi chip with a max of 4MB addressing space.
    OPL4/YMF704C as YMF278 with 1MB ROM, MPU-401 interface, GM, 24 Voices.
    OPL3SA /YMF701 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3.
    OPL3SA2/YMF711 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3, revised Log.Device support and DMA/IRQ config.
    OPL3SA3/YMF715 Controller+Codec, SB/SBPro/SB16/MPU-401 compatible, PnP, IDE, Integr. OPL3, adds power management and 3D sound.

    -YMF719 Chips are told to be rebranded YMF715's, probably the same story with YMF718 Chips.
    -OPL3SAx Cards made by Aopen (AW-719), Labway (LWHA151-A00), Addonics, Genius... Chipset also used on Mainboard/Laptops.
    -OPL3SAx Cards usually with a misplaced WBH (for OPL4-ML DB), sometimes with an OPL4 midi set instead.
    -Sometimes an OPL3 like chip branded only 'LS262' or 'DSP24S' is found on soundcards...

    YAMAHA ISA SOUNDCARDS
    ---------------------
    SW-20PC Sound Edge OPTi 82C928, AD1848, Wavetable GM, 2MB ROM, 128k RAM, OPL3, OPL4 YMF278B, Effects YSS205-F, M-CD.
    SW60XG 4MB GM/XG Wavetable, no midi connectors?, has a line-in (music only card).

    YAMAHA MIDI DAUGHTERBOARDS
    --------------------------
    DB50XG 4MB GM/XG Wavetable, TG300B mode for GS, MT-32 Mode.
    DB51XG 4MB GM/XG Wavetable, TG300B mode for GS, MT-32 Mode.
    DB60XG 4MB GM/XG Wavetable, TG300B mode for GS, MT-32 Mode, has a line in through the Waveblaster connector.
    OPL4-ML DB OPL4 + 1MB ROM (YMF704C), GM.

    CREATIVE LABS ISA SOUNDCARDS
    ----------------------------
    Game Blaster Simple music only card: Creative Music System ("C/MS"), two Philips SAA 1099 circuits.
    Sound Blaster 1.0 8-bit 22kHz mono, OPL2, SB-Midi port, C/MS.
    Sound Blaster 1.5 8-bit 22kHz mono, OPL2, SB-Midi port, empty C/MS sockets.
    Sound Blaster 1.6 8-bit 22kHz mono, OPL2, SB-Midi port, filled C/MS sockets.
    Sound Blaster 2.0 8-bit 44kHz mono, OPL2, SB-Midi port.
    Sound Blaster Pro 8-bit 22kHz stereo (reversed!)/ 44kHz mono, mixer, 2xOPL2, SB-Midi port.
    Sound Blaster Pro 2.0 8-bit 22kHz stereo / 44kHz mono, mixer, OPL3, SB-Midi port.
    Sound Blaster 16 16-bit 44kHz stereo, MPU-401, OPL3, sometimes with WBH, sometimes with M-CD or IDE.
    Sound Blaster Vibra 16 SB16 Single chip solutions, sometimes with WBH, sometimes with IDE.
    Sound Blaster 32 SB16 + EMU8000 synth with 30-Pin RAM slots, 1MB ROM.
    Sound Blaster AWE32 SB16 + EMU8000 synth with 30-Pin RAM slots, 512kB RAM, 1MB ROM, WBH, has either IDE or M-CD.
    Sound Blaster AWE64 (Gold)SB16 + EMU8000 synth with Creative RAM connector, 1MB ROM, 512kB or 1MB or 4MB(=GOLD) RAM onboard.
    Sound Blaster AWE Upgrade EMU8000 synth with 30-Pin RAM slots, usually 512kB RAM, Optional S/PDIF or jackplug output.

    -Sound Blasters use C.L. designed chipsets which have many revisions and resulting card models CT****.
    -Chipsets such as the Vibra 16 also sold to OEM's such as mainboard manufacturers.
    -SB16 containing cards practically do not support SBPro mode, as it results in mono sound only.
    -SB16 containing cards give hanging notes when using the MPU-401, except for the first DSP-v4.05 (SB16) series and the last v4.16 (AWE64).
    -SB16 containing cards can have either a real OPL3 or a CQM FM clone.
    -EMU8000 is a semi software synth using 'SoundFont' patches+presets, not MPU-401 compatible unless through emulation software.

    CREATIVE LABS WAVEBLASTER MIDI DAUGHTERBOARDS
    ---------------------------------------------
    Wave Blaster Oki IC404, Motorola, 4MB ROM GM/MT-32.
    Wave Blaster II EMU8000 IC405, Motorola, 2MB ROM GM/GS/MT-32.
    Wave Blaster 32 ?

    ADLIB ISA SOUNDCARDS
    --------------------
    MSC (original 'AdLib') OPL2, Volume wheel (Music only card)
    Gold Gold CTRL, Yamaha 12-bit DAC, OPL3, Headers for: SCSI CD / Telephony / Surround sound.
    ASB 16 Special Editon CS4232, AMC conn., WBH (8-bit ISA slot).
    ASB 16 IDE CS4232, AMC conn., WBH, IDE.
    ASB 16 4D CS4232, AMC conn., WBH, 4 Spkr surround.
    ASB 16 4D IDE CS4232, AMC conn., WBH, 4 Spkr surround, IDE.
    ASB 32 Wave IDE CS4232, AMC+IDE+cyberRAM Conn., CS/SAM9233 Wavetable 1MB ROM.
    ASB 32 Wave 4D IDE CS4232, AMC+IDE+cyberRAM Conn., CS/SAM9233 Wavetable 1MB ROM, 4 Spkr surround.
    ASB 32 Wave Pro CS4232, AMC+IDE+cyberRAM Conn., CS/SAM9233 + CS/SAM8905 Wavetable 1MB ROM, 4 Spkr surround.
    ASB 64 Wave Pro CS4232, AMC+IDE+cyberRAM Conn., CS/SAM9233 + CS/SAM8905 Wavetable 4MB ROM, 4 Spkr surround.
    MSC 16 PnP CS4236, misplaced WBH, amplifier (same PCB as the MSC 32 Wave).
    MSC 32 Wave PnP CS4236, OPTi?? synth with AdMOS Qdsp 1MB ROM, amplifier.
    MSC Wave Pro 16 AD1848K SoundPort, Breve misc chips, 1MB wave table GM/GS MT32.

    -Only the first MSC and Gold were developed by the canadian AdLib team, they are said to work at MediaTrix after that.
    -AMC stands for AdLib Media Connector for CyberComm or CyberISDN.

    MEDIATRIX ISA SOUNDCARDS
    ------------------------
    AudioTriX Pro MT-00020PC, CS4231, OPL4 GM with 2MB ROM, SB/WSS compat., Expansion headers for: CD-ROM, +2MB RAM/ROM, Effects.
    AudioTriX 3D-XG Yamaha YMF715E, with mounted Yamaha DB60XG daughterboard.

    -the 3D-XG by default routes the PCM/FM output from the OPL3-SA3 chip through the DB60XG's two analog inputs via the WB header.

    TURTLE BEACH ISA SOUNDCARDS
    ---------------------------
    56K Motorola 56001 DSP, S/PDIF (first Digital recording card, plain).
    MultiSound Classic Motorola 56001 DSP, Two Altera EP1810, CS codecs, EMU proteus 1/XR midi engine 2MB or 4MB ROM on back half.
    MultiSound Tahiti Motorola 56001 DSP, Two Altera EP1810, CS codecs, WBH, no on-card synthesis.
    MultiSound Monterey As MultiSound Tahiti but sold with RIO Wavetable daughterboard mounted.
    MultiSound(2) Fiji Motorola 56002 DSP, Xilinx XV5210, WBH, S/PDIF daughtercard connector.
    MultiSound(2) Pinnacle Motorola 56002 DSP, Xilinx XV5210, WBH, Kurzweil MA-1, two white 72-Pin SIMM slots, IDE.
    Maui Motorola, ICS Wavefront GM, 2MB ROM, 256K RAM, 2 two black 30-pin SIMM: max 8 MB total, No Effects, Dead WBH! (music only card).
    TBS-930 OPTi 82C930a (TBS-810 4x/6600 6x/8800 8x CD-ROM kits).
    TBS-931 OPTi 82C931a (TBS-810 4x/6600 6x/8800 8x CD-ROM kits).
    MonteCarlo 928 OPTi 82C928a (big chip), CS4248 or CS4231, OPL3, M-CD, WBH?
    MonteCarlo 929 OPTi 82C929a, CS4248 or CS4231.
    Tropez (Classic) OPTi 82C929a, CS4231, OPL3, Motorola, ICS Wavefront GM, 2MB ROM, three black SIMM slots.
    Tropez32 CS4232, ICS Wavefront GM, 1MB ROM, IDE, OPL3 (TBS-6700/TBS-8900 CD-ROM kit).
    TBS-2000 CS4232, ICS Wavefront GM, 2MB ROM, IDE, OPL3 (TBS-6700/TBS-8900 CD-ROM kit).
    Tropez Plus CS4232, ICS Wavefront GM, 4MB ROM, IDE, OPL3, white 30-pin SIMM slots (TBS-2001).
    Malibu Surround 64 Crystal CS4237B, Kurzweil Wavetable, 4MB samples compressed to 2MB ROM size, S/PDIF output.

    -56K and MultiSounds are non-gaming soundcards with drivers for MS Windows (3.11/95), and only few DOS utilities.

    TURTLE BEACH WAVEBLASTER MIDI DAUGHTERBOARDS
    --------------------------------------------
    RIO ICS 2115 Wavefront GM, 4MB ROM (Like Maui but uncompressed), 1 SIPP RAM slot; max 4MB (slow transfer), Effects.
    CancunFX Dream SAM9733, 4MB ROM, GM/GS, Chorus+Reverb.
    Kurzweil Homac 2MB ROM, Rockwell chipset.

    MEDIA VISION ISA SOUNDCARDS
    ---------------------------
    Pro Audio Spectrum 8-bit card that supports stereo digitized 8-bit sound and dual OPL2 support. (no SB compatibility).
    Thunder board 8-bit 22kHz Sound Blaster clone SB 1.0 compatibility. Adlib support. volume wheel.
    Pro Audio Spectrum Plus 16/8-bit 44kHz stereo sound support. OPL3 support, Thunder board chip, MVD-101-like chip.
    Pro Audio Spectrum 16 MVD101, Thunderboard + SB-1.0 compatible, OPL3.
    Pro Audio Studio 16 MVD101, Thunderboard + SB-1.0 compatible, OPL3, studio version has some additional shielding.
    Pro Sonic 16 MV JAZZ 16 chipset, OPL3, Adlib+Thunderboard+SB 1.0+SBPro compatible (no PAS compatibility).
    Premium 3-D MV JAZZ 16 chipset, built-in SRS surround sound, comes with KORG Wavetable daughter board on WBH.
    similar:
    Logitech SoundManWave MV JAZZ 16, OPL-4 2MB ROM, 16-bit 44kHz, SCSI-1, SB+(poor)SBPro compat, MPU-401 GM, PnP, effects daughterboard conn.

    -Also separately available a KORG 4MB midi daughterboard.

    ENSONIQ ISA SOUNDCARDS
    ----------------------
    Soundscape S-2000 AD1848KP, Motorola 68EC000, OTTO GM/GS Wavetable 2MB ROM, M-CD (also seen: variants without the M-CD headers).
    Soundscape Elite AD1848KP, Motorola 68EC000, OTTO GM/GS Wavetable 2MB ROM, M-CD, IDE, ESP daughtercard (based on S-2000. different 2MB patch set).
    Soundscape II: AD1848KP, Motorola 68EC000, OTTO GM/GS Wavetable 2MB ROM, M-CD, IDE, ESP connectors. (Elite minus the ESP, possibly different patch set).
    Soundscape OPUS AD1845JP, OPUS Wavetable 1MB ROM, PnP (Gateway 2000 OEM, uses unique I/O ports: may give compatibility issues).
    Soundscape VIVO90 AD1845JP, MARK5 Wavetable 1MB ROM, PnP (Requires an EMM386 dependant TSR driver in DOS).
    Similar:
    Reveal Sound FX Wave 32 Clone of Soundscape S-2000 (SC600)
    V7-media fx Clone of Soundscape S-2000

    -Despite the AD codec the Soundscapes are normally not WSS compatible in DOS, but are so in Windows. See SSMODE DOS utility.
    -Also separately available: SoundscapeDB midi daughterboard, based upon the S-2000 chipset, available in both 2MB (old set) and 1MB (new set).
    -The Soundscapes emulate SB 2.0 mono and also OPL3 FM using the Wavetable, this does not require a (additional) TSR.

    ROLAND ISA SOUNDCARDS
    ---------------------
    LAPC-I MT-32 LA synthesis on a card, predecessor of General Midi (one of a kind music only card).
    RAP-10 SoundCanvas Wavetable, chorus+Reverb, but GM only, includes a Roland 12-Bit Digital audio section.
    SCC-1 SoundCanvas Wavetable, chorus+Reverb, GM/GS (music only card).
    MPU-401-AT Simply a MPU401 interface with a WBH, gives no sound without something else attached.

    ROLAND WAVEBLASTER MIDI DAUGHTERBOARDS
    --------------------------------------
    SCB-7 SoundCanvas Wavetable, chorus+Reverb, but GM only.
    SCB-55 SoundCanvas Wavetable, chorus+Reverb, GM/GS.

    ADVANCED GRAVIS ISA SOUNDCARDS
    ------------------------------
    Ultrasound Classic GF1, no 16-bit audio recording and onboard analog mixer without CS4231 daughterboard.
    The final revision (v3.74) of the GUS Classic featured 256 kB + sockets for 768kB.
    Ultrasound Ace GF1, As Classic with 512kB RAM + sockets for 512kB, no game port or recording but a 'Wavetable synthesis' upgrade.
    Ultrasound CD3 GF1, An OEM version of Ultrasound Classic, 512–1024KB RAM, M-CD, (green PCB).
    Ultrasound MAX GF1, A version of GUS with CS4231, 512kB RAM + socket for 512kB, M-CD.
    Ultrasound Extreme GF1, 3rd party OEM solution that combined Ultrasound Classic with ESS1688, 1 MB RAM, no RAM slots.
    Ultrasound PnP AMD InterWave, different sound set, 1MB ROM, two 30-pin SIMM slots, ATAPI CD-ROM interface.
    Ultrasound PnP Pro AMD InterWave, added 512kB of on-board RAM required for compatibility with GUS Classic.
    Similar:
    Primax SoundStorm Wave GF1, Re-labeled "Altrasound", Sound M-16B without M-CD, M-16C with M-CD (as Ultrasound CD3).
    Synergy ViperMAX GF1, same card later repacked as Ultrasound Extreme, but with only 512kB RAM onboard.
    Expertcolor MED3201 AMD Interwave LC, cut-down variant of GFA1 chip - AM78C200 Interwave LC. First series was with standard Am78C201KC.
    Compaq Ultra-Sound 32 AMD Interwave, Newer "C" revision of Interwave - AM78C201AKC and TEA6330T fader. Produced by STB Systems.
    STB Systems Soundrage 32 AMD Interwave card missing SIMM slots and IDE interface. There was "Pro" variant with 512kB RAM. AM78C201KC chip.
    Dynasonic 3-D/Pro AMD Interwave, featured additional DSP chip that offered a graphic equalizer and additional sound FX presets.
    Philips PCA761AW ?

    AZTECH ISA SOUNDCARDS (Sound Galaxy series:)
    ---------------------
    SG BXII 8-bit, AZTSB0792-U07, AZTDSP36 (intel N80C51BHP), OPL2, volume wheel.
    SG NXII/Extra 8-bit...
    SG NX Pro/Extra 8-bit...
    SG Nova 16 AZT1605...
    SG Nova 16 Extra AZT1605...
    SG Orion 16 AZT1605...
    SG Pro16 II (1st) AZT1605, AD1845XP, OPL3, AZT805-J94, WBH, M-CD, expansion connector.
    SG Pro16 II (2nd) AZT2316R, CS4231A-KL, OPL3, WBH, IDE, expansion connector.
    SG WaveRider 32+ AZT2316A, AD1845JP, OPL3, AZT816, ICS2125V WaveFront, ICS2122M-001 WaveROM, IDE, M-CD, expansion connector.
    SG Nova 16 Extra II-3D AZT2316*...
    SG WaveRider Pro 32-3D AZT2316R, CS4231A-KL, OPL3, AZT3320 Wavetable, Samsung KS0174 (Wavetable ROM), IDE.
    SG Pro16 III-3D PnP AZT2320...
    SG WaveR. Pro 32-3D PnP AZT2320...
    SG WaveR. Platinum-3D PnP AZT2320...
    SG NX Pro 16 AZT2320...
    SG SCSI AZTSSPT0592-U01, AZT-NXPMIX0592, AZTDSP31H (intel S-81C51FANM), OPL3.

    -1st Generation, then 2nd: AZT1605 Chipset, 3rd: AZT2316/A/R Chipset, 4th: AZT2320 Chipset.
    -Aztech chipsets also rebranded and sold by Reveal.

    TERRATEC ISA SOUNDCARDS
    -----------------------
    Terratec SoundSystem 16-bit OPTi?+Crystal, OPL3, M-CD, WBH.
    Gold 16 (rev 3.2B) ES688, WBH, IDE, M-CD, OPL3 Clone DSP24S (green PCB, short).
    Gold 16 (1996 catalogue) ES688, WBH, IDE, M-CD, OPL3 Clone DSP24S, volume wheel (green PCB, long).
    Gold 16/96 ES1868, WBH, IDE (brown PCB, gold colored backplane).
    Gold 32 ES1868, WBH, IDE, 1MB Dream Wavetable daughterboard (host card as Gold 16/96).
    Maestro 16 (1st edition) ASC-9308 + DSP-9309A + AD1845, OPL3, M-CD, WBH, 1MB Dream Wavetable daughterboard.
    Maestro 16 (2nd edition) ASC-9308 + DSP-9309A + CS4248, OPL3, M-CD, WBH, 1MB Dream Wavetable daughterboard, Volume wheel.
    Maestro 32 (1st edition) ASC-9308 + DSP-9309A + AD1845, OPL3, M-CD, WBH, 4MB Dream Wavetable daughterboard.
    Maestro 32 (2nd edition) ASC-9308 + DSP-9309A + CS4248, OPL3, M-CD, WBH, 4MB Dream Wavetable daughterboard SAM9203/SAM8905, Volume wheel.
    Maestro 16 IDE (rare) OPTi 82C929 + CS4231?, OPL3, WBH, IDE, 1MB Dream Wavetable daughterboard?
    Maestro 16/96 OPTi 82C924 + CS4231, WBH, 1MB Dream SAM9233/SAM8905 Wavetable, FM through SAM8905.
    Maestro 32/96 CS4232, IDE, WBH, IDE, 4MB Dream SAM9233/SAM8905 Wavetable, FM through SAM8905.
    EWS64S AD1816A, Dream SAM9407 Wavetable + 72-Pin RAM slot, 26-pin connector for S/PDIF bracket, WBH pins not mounted.
    EWS64L CS4236(B), Dream SAM9407 Wavetable + 72-Pin RAM slot, no front-module.
    EWS64XL CS4236(B), Dream SAM9407 Wavetable + 72-Pin RAM slot, with 5.1/4" front-module with WBH.
    EWS64XXL CS4236(B), Dream SAM9407 Wavetable + 72-Pin RAM slot, with 5.1/4" front-module: Waldorf Microwave XT.
    TT1816-S Analog Devices AD18max10JS, WBH, no amplifier.
    Base-1/64 Analog Devices AD1816JS soundport, WBH, radio header.

    -The ASC-9308 based cards have no oscillator, only a small uclock chip?
    -First lineup from around 1994, then the '96 editions, then the EWS and Analog Devices cards in 1997.
    -There are also 'SE', Special Editions, they differ in that the packaging includes less peripherals/software.
    -Maestro 16 and 32 are very similar to the Zoltrix/Gallant SC-6000 soundcard.

    TERRATEC WAVEBLASTER MIDI DAUGHTERBOARDS
    ----------------------------------------
    WaveSystem Mini (older) SAM9233, 1MB Wavetable, GM, MT-32 emulation, GS sounds expansion only.
    WaveSystem Mini (newer) SAM9407, 1MB Wavetable, GM, MT-32 emulation, GS sounds expansion only (WT64).
    WaveSystem SAM9233, 2MB Wavetable, GM, MT-32 emulation, GS sounds expansion only.
    WaveSystem Prof. (older) SAM9203+SAM8905, 4MB Wavetable, GM, MT-32 emulation, GS sounds + Chorus/Reverb MFX (Dream GSWAVE).
    WaveSystem Prof. (newer) SAM9233+SAM8905-1, 4MB Wavetable, GM, MT-32 emulation, GS sounds + Chorus/Reverb MFX.
    WaveXTable SAM9708, 16MB Wavetable, GM/XG.

    CRYSTALAKE ISA SOUNDCARDS
    -------------------------
    CLMI 105 OPTi 928, CS4231, 1Mb Dream Wavetable, WBH.
    CLMI 140 CS4232, CS9233 Wavetable with 4MB ROM, IDE.

    GUILLEMOT ISA SOUNDCARDS (Maxi Sound series:)
    ------------------------
    MS 16 16-Bit, OPL3, M-CD, WBH.
    MS 32 Wave FX ?
    MS 16 PnP 16-Bit Crystal chipset, WBH, IDE.
    MS 32 Wave FX PnP 16-Bit, 1MB ROM + 4MB RAM, WBH, IDE.
    MS 64 PnP 16-Bit, 4MB ROM + 72-Pin RAM Slot (16MB), WBH, IDE.
    MS 64 Home Studio PnP CS4232, Dream SAM9407 Wavetable + 4MB ROM + 72-Pin RAM Slot (16MB), IDE, Misplaced WBH (v1.0).
    MS 64 Home Studio (older) CS4236B, Dream SAM9233+8905 Wavetable + ?MB RAM+ROM + 72-Pin RAM Slot, Misplaced WBH (SC8000 v3.31T)
    MS 64 Home Studio (newer) CS4236, Dream SAM9407 Wavetable + 4MB ROM + 72-Pin RAM Slot (16MB), IDE, WBH (SC8500 v1.6T).
    MS 64 Game Theater ES1868, Dream SAM9407 Wavetable + 4MB RAM + 72-Pin RAM Slot (16MB), Misplaced WBH (v1.0).
    MS 64 Dynamic 3D ES1868, Dream SAM9407 Wavetable + 1MB ROM + 2MB RAM + 72-Pin RAM Slot (16MB), (SC8600 LITE, shorter card).
    MS 64 Home Studio 2 ES1868, Dream SAM9407 Wavetable + 4MB ROM + 72-Pin RAM Slot (16MB), WBH, (Digital I/O connector) (SC8600 v2.0).
    MS 64 Home Studio Pro ES1868, Dream SAM9407 Wavetable + 4MB ROM + 72-Pin RAM Slot (16MB), WBH, Daughterboard for S/PDIF Input/Output.

    -Regarding 64 Home Studio WBH: When there is memory in the RAM Slot there is no room left for a full size midi daughterboard.

    GALLANT ISA SOUNDCARDS (Canadian)
    ----------------------
    SC-3000 8-bit Sound Card.
    SC-4000 8-bit Sound Card.
    SC-5000 8-bit Sound Card.
    SC-6000 ASC-9308 + DSP-9309A + AD1848, M-CD, WBH, volume wheel (PCB-ID: AV-302).
    SC-6600 PnP CS4236, WBH, IDE.
    SC-6600 PnP PLUS AD1816, WBH, IDE.
    SC-7000 PnP v3.0 CS4236, WBH, IDE, OPL4 1MB ROM.
    SC-7000 PnP v4.0 CS4237, WBH, IDE, OPL4 1MB ROM.
    SC-7000 PnP PLUS AD1816, WBH, IDE, OPL4 1MB ROM.
    SC-8000 PnP v3.31 CS4236B, WBH, IDE, Dream SAM9233/8905 Wavetable + 1MB ROM + 72-Pin RAM Slot, volume wheel (similar to guillemot).

    -They changed chipset often, sometimes a suffix SC-6600'E' is ES1868, 'C' is CS4237,'Y' is YMF719, 'AD' AD1816.
    -Card names are also used in abbreviated form (SC-7000 being SC-70).
    -SC-6000 also known as: Audio Plus True 16 by Zoltrix, Audio Excel DSP 16 by Audio Excel.

    ZOLTRIX ISA SOUNDCARDS (Canadian, Audio Plus series:)
    ----------------------
    AP II 8 bit mono, PCB-ID: AV202.
    AP 1600 8 bit stereo, PCB-ID: N/A.
    AP 1600 V.2 8 bit stereo, PCB-ID: AV206.
    AP 1600 V.3 8 bit stereo, PCB-ID: AV207.
    AP 1600 V.33 8 bit stereo, PCB-ID: AV208.
    Audio Performer 8 bit stereo, PCB-ID: AV300.
    AP True 16 ASC-9308 + DSP-9309A + AD1848, M-CD, WBH, volume wheel, PCB-ID: AV301/AV302.
    AP 3200 V.1 16 bit stereo, PCB-ID: AV303.
    AP 3200 V.2 16 bit stereo, PCB-ID: AV305.
    AP 3200 Wave 16 bit stereo, PCB-ID: AV500.
    AP 3200 PnP 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV308.
    AP 6400 PnP 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV306.
    AP 6400 PnP V.2 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV307.
    AP 6400 PnP V.3 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: ULC931 Rev 2.0 / AP64-00 VER 3.0.
    AP 6400 PnP Wave 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV501.
    AP 6400 3D PnP 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV309.
    AP 6400 3D PnP V.2 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV320.
    AP 6400 3D PnP V.5 CMI8330, 16 bit stereo, full duplex, PCB-ID: AV310.

    -Does Audio Excel brand sell the same line of cards?

    ACER ISA SOUNDCARDS
    -------------------
    FX-16 AD1816?
    FX-3D AD1816?
    Magic S20 OPTi 82C929, CS4231, OPL3, WBH.
    Magic S22 OPTi 82C930, OPL3, WBH.
    Magic S23 CS4232, OPL3, WBH.
    Magic S23A CS4237B, CS9233 Wavetable.
    Magic S30 Vibra 16 CT2501, OPL3, IDE, WBH.
    Magic S32 Vibra 16S, OPL3, WBH.

    AOPEN ISA SOUNDCARDS
    --------------------
    AW32 Pro CS4232, CS9233 Wavetable set.
    AW32-3D CS4237, CS9233 Wavetable set.
    AW35 CS4237, IDE/Wavetable headers usually not mounted.
    AW35 Pro CS4237, CS9236 Wavetable chip.
    AW37 CS4235, IDE/Wavetable headers usually not mounted.
    AW37 Pro CS4235, CS9236 Wavetable chip.
    S23 See Acer Magic S23

    MIRO ISA SOUNDCARDS (www.mirosupport.de)
    -------------------
    Sound PCM1 pro OPTi 82C929, CS codec, Yamaha OPL4 2MB, M-CD, IDE, Windows only MPU-401.
    Sound FM10 OPTi 82C929, CS/AD? codec, Yamaha OPL3, No Amplifier, WBH, IDE, Windows only MPU-401.
    Sound PCM10 OPTi 82C929, CS/AD? codec, Yamaha OPL4 2MB, No Amplifier, M-CD, IDE, Windows only MPU-401.
    Sound PCM12 OPTi 82C929, AD codec, Yamaha OPL4 2MB, No Amplifier, WBH, IDE, MPU-401.
    Sound PCM12 E/PnP OPTi 82C924, AD codec, Yamaha OPL4 2MB, No Amplifier, WBH, IDE, MPU-401.
    Sound PCM20 Radio OPTi 82C924, AD codec, Yamaha OPL4 2MB, No Amplifier, WBH, IDE, MPU-401, radio antenna input.

    SHUTTLE ISA SOUNDCARDS ('Spacewalker' or 'Shuttle' Sound System:)
    -------------------
    HOT-247 SpW.SS 3D PnP OPTi 82C933, WBH.
    HOT-245A SpW.SS 3D PnP OPTi 82C931, WBH.
    HOT-245 SpW.SS PnP OPTi 82C931, WBH.
    HOT-241 SpW.SS PnP OPTi 82C931, WBH, IDE.
    HOT-237 SpW.SS 3D Wave OPTi 82C930, OPL3, OPTi 82C941 GM Wavetable 'QDSP' 2MB ROM, OPL3, IDE.
    HOT-235 SpW.SS 3D OPTi 82C930, OPL3, WBH, IDE.
    HOT-239 Shu.SS 48 Wave OPTi 82C930, OPL3, OPTi 82C941 GM Wavetable 'QDSP' 1MB ROM, IDE, M-CD.
    HOT-233 Shu.SS 48 Plus OPTi 82C929+AD1848, OPL3, WBH (2x?), IDE, M-CD.
    HOT-223 Shu.SS 48 OPTi 82C928+AD1848 or CS32**, OPL3, WBH (2x?), M-CD.

    -Also sold: HOT-243Y Wavetable Adapter Yamaha YMF704 1MB.
    -They seem to put two WBH's on some cards, one for OPL4 and another for MPU-401?

    PENDING:
    Gravis needs overhaul...
    Genius soundcards...
    Midia soundcards...
    Orchid soundcards...
    Pine soundcards...
    Reveal soundcards.
    Audio Excel soundcards.
    Logitech soundman game card...
    MediaMagic soundcards...
    Dream chipsets...
    Toptek chipsets...
    guillemot ROM+RAM sizes need verification...


    ABBREVIATIONS:
    IDE IDE header for Harddisk or CD-ROM.
    M-CD Multiple CD headers, like Sony, Mitsumi and MKE/Panasonic standards.
    WBH 26-Pin header for mounting a Waveblaster compatible Midi Daughterboard.
    Misplaced WBH Waveblaster header is placed in such a way that a full size Midi Daughterboard will not fit.
    OPL* See Yamaha ISA related Chipsets.
    GM General MIDI or GM is a standardized specification for music synthesizers that respond to MIDI messages.
    GS General Synthesizer compatible, an extension of General Midi by Roland (and Clones).
    XG An extension of General Midi by Yamaha.
    RAM Used here for the Data area referenced by a Midi engine to hold user patch sets, which have to be uploaded after boot.
    ROM Used here for the Data area referenced by a Midi engine to hold a fixed factory patch set.
    SB Sound Blaster, a popular interface for 8-bit Mono Digitized sound, this interface could be licenced from Creative Labs.
    SBPro Sound Blaster Pro, a popular interface for 8-Bit Stereo Digitized sound, this interface could be licenced from Creative Labs.
    SB16 Sound Blaster 16, giving 16-Bit Stereo Digitized sound, this interface could NOT be licenced from Creative Labs.
    WSS Windows Sound System, an interface specification for 16-Bit atereo digitized sound and FM.
    MSS Microsoft Sound System, see WSS.
    MPU-401 Standard interface for Midi music.
    PCB Circuit board.
    PnP Plug and Play, meaning the cards resources are set by software/BIOS instead of jumpers.
    GUS Gravis UltraSound.
     
    Редрум2, Yuriy_X, Soundoomer и 3 другим нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    У меня ранее была другая ES-1689F, так с ней было с точностью наоборот - в DOS всё хорошо, а Windows уходила в бесконечное ожидание при попытке воспроизвести любой звук. Только сейчас вспомнил)
    --- добавлено 4 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 4 июн 2019 ---
    @Колючий, спасибо, полезная простыня) А какие игры из известных знают этот ESFM?
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Не скажу с ходу. Сам ещё не занимался проверкой отличий ESFM. Надо смотреть, у каких игр есть не просто опция "ES688", а ESS Audiodrive и т.д.
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Yuriy_X, подозреваю конкретно эту карту. Есть у меня 1868 и другие 1869, - они в порядке. Выше я поторопился, написав про более ранние версии, был невнимателен.
     
    Последнее редактирование: 5 июн 2019
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.766
    WarCraft 2. Возможно, HoMM 2.
     
    Yuriy_X и Колючий нравится это.
  19. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Z, вроде, тоже.
     
    nop и Колючий нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.392
    Интересно, я думал, что в Z уже было потоковое аудио.
     
  21. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Потому что у этой реализации корни еще, ЕМНИП, на Apple II, примитивнее некуда. Возняк придумал. PC интерфейс джойстиков это адаптер уже существующих джойстиков для Apple.
    Apple2-to-PC Joystick Conversion
    https://www.appleii-box.de/H043_AppleIIGamePortPages.htm
     
    Последнее редактирование: 6 июн 2019
    TheMadLynx и Колючий нравится это.
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Нет, там миди. И вот именно там отлично слышно разницу между OPL и ESFM. Вдобавок, там MSS-движок используется, можно его проапгрейдить, взяв дистрибутив более новой версии и получить больше поддержки звуковых.
    --- добавлено 11 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 июн 2019 ---
    По-моему, как раз наоборот: первое - скорее нет, второе 99%, что да.
     
    Yuriy_X и nop нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление