1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.

    Звуковые карты Yamaha (ISA)

    На рынок полноценных звуковых карт (а не только чипов для них) аудиогигант вышел достаточно поздно — в 1994 году. Платы ISA с чипами Yamaha 1990-х годов выпускались только в исполнении Plug&Play, они поддерживают популярные в то время стандарты звука и подходят для большинства DOS-игр.

    Почти все доступные экземпляры основаны на чипе YMF718 или YMF719 с поддержкой Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro, MPU-401 и WSA, содержат чип OPL-3 для FM-синтеза и разъём wavetable. Последний можно смело использовать для MIDI-дочек — проблем с зависанием нот у Yamaha нет.

    Поколения аудиокарт Yamaha
    • 1-е (OPL3-SA) — самые ранние карты основаны на чипе YMF701 и предлагают только самый базовый набор функций;
    • 2-е (OPL3-SA2) — устройства следующего поколения на чипах YMF711 или YMF718 дополнены интерфейсом CD-ROM и встроенным ЦАП для OPL4;
    • 3-е (OPL3-SA3) — платы на чипах YMF715 или YMF719 также снабжены цифровым сигнальным микропроцессором 3D Audio DSP.
    Что такое OPL4? Это чип с ROM на один (YMF704) или два мегабайта (YMF278) с сэмплами, используемыми при воспроизведении музыки в режиме General MIDI. У большинства версий OPL3-SA2 и OPL3-SA3 посадочное место для OPL4 пустует, но в него можно впаять соответствующую микросхему для расширения функциональных возможностей устройства.

    Отдельно стоит отметить Yamaha SW60XG, которая представляет собой аналог MIDI-дочки DB50XG в исполнении ISA. Это не универсальная аудиокарта, она способна воспроизводить только музыку посредством таблично-волнового синтеза в режиме General MIDI. При этом Yamaha SW60XG не умеет создавать цифровой звук, равно как и синтезировать его через FM.

    Среди аудиоплат Yamaha можно встретить множество вариаций Audician 32 Plus на разных чипах, они могут быть произведены Labway, Genius, Aopen, Addonics и ещё несколькими брендами. Также встречаются карты с названием Audio Wave и безымянные экземпляры, происхождение которые установить непросто.

    ПО, необходимое для работы карт Yamaha

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha в DOS инициализируются и настраиваются через программу SETUPSA.EXE, она обладает всеми нужными функциями. Также можно воспользоваться утилитой UNISOUND, но её возможности значительно скромнее. При установке драйверов под Windows 9x доступен программный wavetable-синтезатор.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты ISA на чипах Yamaha качественно изготовлены, поддерживают самые распространённые стандарты звука, их удобно настраивать через SETUPSA.EXE, и они лишены проблем с зависанием нот при использовании MIDI-дочек. При этом для них характерны и некоторые недостатки (не у всех экземпляров):
    • как правило, малые размеры монтажной платы, из-за чего её невозможно установить в корпус с крупной дочерней платой (например, DB50XG) без гибкого шлейфа;
    • перепутанные каналы wavetable (лечится инвертированием в игре/ПО или с помощью паяльника), неработающий фильтр низких частот (решается доработкой карты);
    • процессорозависимость — звук может «заикаться» на системах уровня Pentium III (характерно, например, для игры WarCraft: Orcs and Humans);
    • вместе с FM цифровой звук может воспроизводиться с ошибками (например, в Mortal Kombat ранних версий некоторые сэмплы проигрываются частично или вообще выпадают);
    • неполная поддержка технологии ADPCM, из-за чего в играх, которые её используют, могут отсутствовать звуки (например, во вступлении Duke Nukem II).
    Аудиокарта Yamaha может стать хорошим выбором для ретросистемы, если вы не боитесь её «болячек» и/или планируете запускать преимущественно поздние DOS-игры, с которыми проблемы бывают намного реже. В общем и целом хорошо сохранившаяся Yamaha в исполнении ISA порадует лёгкой настройкой, чистым звуком, каноничным FM-синтезатором и беспроблемным MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 3 дек 2024 в 17:35
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.531
    Пришла по почте интеграловская логика...
    Вот не бывает у меня по-человечески. Чтобы сразу понять причину поломки и её исправить. Даже когда уже досконально разобрался с принципами работы и схемой игрового порта - и тут накосячил слегка.
    История в картинке.
    Интеграл.jpg

    Собственно, начал с того, что убрал родную логику с позиции 1. Странное сопротивление не исчезло. Ну, мерять сопротивление куска какой-то схемы - то ещё занятие, чего там насобирают полуоткрытые полупроводниковые приборы по всей плате, что касаются земли и +5В - никто не угадает, но у нас 4 абсолютно идентичные электрически куска схеме по 4-м кнопкам джойстика, их можно стравнивать. Вот намерял я позицию 2. Это подтягивающий резистор, который одной стороной лежит на +5В, в другой на ноге, к которой приходит дорожка игрового порта с пина, на котором 4-я кнопка. Он обеспечивает постоянноы высокий уровень при не замкнутой кнопке. Странно, если он потерял сопротивление, то кнопка не будет нажиматься, она же постоянно зажата. Убрал резистор - не вышло обрыва, странное сопротивление осталось! Теперь читаем мои гадания в цитате... Этот конденсатор параллелен кнопке. Стоит он чтобы гасить шумы в момент нажатия. И вот он оказался частично пробит, не в КЗ, но этого хватало, чтобы через него слабый ток от подтягивающего резистора стекал на землю и на ноге 74LS244 был низкий уровень, т.е. кнопка была постоянно зажата... Как обычно, всего 3 детали, и битой оказалась последняя, хотя уже после снятия логики мог бы и догадаться.
    Надо запаивать на место... Сначала конденсатор. 12,5нФ. Такой ёмкости и типоразмера у меня нет. Что делать вечером, когда нужен SMD кондёр? Правильно, берём кучу дохлого железа в распай, и выпаиваем все подряд нужного типоразмера, проверяя их на ESR показометре... На удивление, 13нФ мне попался в первой пятёрке. :) Далее, запаивать резистор... Вот только в увеличительное стекло увидел, что руки у меня крюки, выпаял я его сколов краешек. Хоть он и показывает правильное сопротивление - поставил новый. Ну и естественно я не стал возвращать родную логику, и впаял белорусскую интеграловскую. :crazy:
     
    nop, TheMadLynx, Thomas Wolfe и ещё 1-му нравится это.
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.774
    И там, и там есть.
     
    Goblinit нравится это.
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    А ты заметил там дырки для DIP-версий, которые на радиорынке было бы купить проще? ;)
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.531
    У нас такой "радиорынок", что всё приходится заказывать в основном в белчипе. :)
    Если бы у меня в распае нашлась 244-я логика в DIP - поставил бы её давно сам, а если заказывать, то можно заказать и в применённом корпусе.
    Хотя, вообще, стоило об этом подумать раньше. Таймер вон в DIP распаян, и ещё место под резисторную сборку с общей точкой. Можно было бы игровой порт весь так сделать, почти без smd.
     
  7. Menkau_ra

    Menkau_ra

    Регистрация:
    23 окт 2009
    Сообщения:
    595
    Можно ли сказать, что на данный момент самая универсальная карта это AWE32 из-за наличия OLP3 и поддержки дочек?
     
  8. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Нет, в ней есть баг с залипанием ноток. Какой нибудь ESS SB клон + дочка будет поуниверсальней. Или AWE64 + дочки через MIDI порт адаптер, если хочеться AWE синтез. И кстати в AWE32 нет нативного OPL3 от Yamaha
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.531
    Зависит от конкретной AWE32. Например, CT2760 использует для FM именно ямаховский OPL3.
     
  10. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    По настоящему универсально решение только одно, - pc-speaker, прочее - компромисс B)
     
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А вообще есть разница между клоном и оригом от ямахи? Мне здается что как в анекдоте: "Вам шашечки или ехать?")
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Soundoomer, dante1 и Thomas Wolfe нравится это.
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Кажись еле уловимая разница есть но по сути таки анекдот с шашечками здесь к месту)
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.531
    Есть разница, она заметна, но если в винампе мидишка звучит с CQM для меня откровенно плохо, то в играх обычно ничем не хуже на мой вкус, несколько иначе, но не хуже.
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Разница действительно ЕЛЕ уловима. Но она явилась причиной написания сотен талмудов от великих красноглазых задротов. На вогонс доходит даже до такого маразма, что любая просьба посоветовать выбрать хорошую звуковушку скатывается к очередной волне TRUE OPL - NOT TRUE OPL. Как будто больше ничего в мире DOS звука не существует. Не заслуживает оно такого внимания. Это почти как обсуждение золотых проводов и "нарезания" дорожек в них первым трэком. Ей-богу, OPL-трушники словно капризные псевдомеломаны-онанисты с пачкой нот в руках и претензиями: "сегодня виолончель не в том углу стояла", "сегодня темп опередил норму на 6 тактов за 23 минуты", "сегодня скрипки глухие" и т.п. Я ещё понимаю, когда совсем несбалансированный под конкретный трэк GM-банк звучит откровенно хреново. Но в версиях FM эта разница настолько эфемерна, что её почти нет. И уж конечно, сами создатели самого OPL даже на 0,0001% об этом не задумывались от того, насколько этим заморачиваются "знатоки" хреновы.

    Запомните: предельно академичное звучание убивает любое произведение. Даже сами авторы многих знаменитых произведений, когда исполняют их сами, всякий раз могут обнаруживать необычные оттенки в своём авторском исполнении и не заморачиваются этим. Но стоит это сделать другому человеку (не автору), как его моментально освистывают "меломаны", что ты, де, не академично исполняешь. То же и ваши бесконечные обсасывания TRUE OPL. Бред. Смех.
    --- добавлено 25 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2019 ---
    Так что да, анекдот про шашечки действительно тут к месту.
     
    dante1 нравится это.
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Оставьте людям то, что они хотят, чтобы у них было. Красочные эпитеты, вроде
    никому не навредят, а вам чести не делают.
    На примере классической музыки, - речь, разумеется, не идет о "убивает", академическое прочтение складывается не на пустом месте, а естественным образом, когда выбирается лучшее и возникает традиция. Да и мало кто известен не сомнительными интерпретациями, но особенным прочтением. С ходу могу назвать только двух дирижеров, которые были на это по-настоящему способны. Так или иначе, никакого отношения к нюансам звучания инструментов (хоть midi, хоть оркестровых) это не имеет, сопоставление неудачно.

    В сухом остатке, - можно было написать то же самое, только без желчи, - и тогда это не вызывало бы раздражение. Правда в том, что нюансы есть. Это факт. Предлагаю прекратить обсирать людей, для которых это (и не только!) по той или иной причине важно или интересно.
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2019
    Uka нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Напротив, данное сопоставление очень удачно. Явления, несомненно, разные, но смысл вполне общий.
    Нюансы есть. Это факт первый. Нюансы мизерны, это факт второй. И
    Это факт третий.

    А раздражение вызывает то, что при сравнении любых карточек, умеющих эмуляцию бластера или являющихся таковыми, люди не видят перед собой ничего, кроме ваших "нюансов" FM звука. Не качество ЦАП, ОУ, выходных каскадов, не стабильность, не совместимость, не количество поддерживаемых стандартов, не комплектация заботят их в первую очередь. В первую очередь - TRUE OPL!!! Это - настоящая FM истерия на предмет очень посредственного стандарта. И всякого новичка, пришедшего на вогонс, при вопросе о звуке тамошняя публика немедленно и накрепко заражает этой галиматьёй в качестве главного критерия выбора. И не надо, пожалуйста, раздражаться на изложение с желчью. Ведь я правду сказал. Назвал вещи своими именами. И навредить никому не думал, что так мелко мыслим?
     
  18. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Ну окей, качество ЦАП. У не-оригинальных клонов OPL3 нет оригинального ямаховского ЦАП. Там другой сэмплрейт и это заметно.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @LANRUS, ну, это не та правда, про которую Семин говорит, что она "всегда одна". Есть факты. В том числе и тот, что каждый сходит с ума по-разному. Лично я никогда не отмечал упомянутые различия midi-синтеза. Но отмечал для себя другие, - моя любимая ямаха в лице LSI AudioWave играет в Captain Claw по-другому, чем другие ямахи, а MediaMagic ISP16 на opti звучит мягче, чем любой из слышанных SB16. Это прикольно и по своему "круто", хотя тоже имеет предельно частное значение. Факт, что различия минимальны, ну так об этом и стоит писать, вне критики тех, кто думает или "слышит" иначе.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да не "иначе", а об одном и том же. Как испорченная пластинка.
    Вот я о чём! Я сказал абстрактно про ЦАП, про качество аналоговых трактов разных карт, и всё равно всё опять скатилось на OPL3.
    Короче говоря, "кролики - это не только ценный мех!" Про что ни начни говорить, всё переходит на FM. Точно, прям испорченная пластинка.
     
    fly_indiz нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.774
    @LANRUS, согласен, что в большинстве случаев разница между True OPL и клонами незначительная. Но во-первых, она реальна, а не вымышлена. А во-вторых, эту разницу можно игнорировать лишь до тех пор, пока не встретишь действительно плохую эмуляцию (Aureal Vortex).
     
    LANRUS нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, ну вот я ждал, когда кто-нибудь выскажет именно эту умную мысль, и все вопросы отпадут сами собой. Как почти всегда, я дождался этого именно от тебя.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление