1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    Так с этого надо было начинать. Можно найти примеры звучания здесь: VOGONS • View topic - My Wavetable Sample Thread Там же есть звучание программного XG синтеза силами драйвера ямахи. Хардварный XG там тоже есть в исполнении NEC XR385.
     
    Menkau_ra нравится это.
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Menkau_ra нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, главное, что это Вы всё понимаете, мне не обязательно. Это же у Вас проблема встала. Остро.

    Мне просто следовало проявить терпимость, когда рядом кто-то буксует, как и все остальные проявили. Ведь вероятно, что и я сам иногда где-то буксую. Но когда человек делает это второй раз на одном и том же элементарном месте, это уже система. Я не проявил терпимость, прошу прощения.

    1)
    Белый провод по стандарту всегда левый.
    Красный провод по стандарту всегда правый.
    Чёрный по стандарту всегда "земля".

    2)
    Если у 4-штырькового коннектора нет защёлки, то, как правило, гладкую сторону (без окошек с фиксаторами) разворачиваем как верхнюю, и первый пин, он же левый канал будет слева, т.е. картина LGGR. На нижней стороне под фиксатором у этого пина (L) стоит пометка в виде стрелки ▲.
    CD4.jpg

    3)
    Если на звуковой карте пины голые без разъёма с ключом под защёлку, то поворачиваем её так, чтобы край платы, у которого стоят пины, был верхним. Тогда левый (он же первый) канал будет слева, правый справа LGGR.
    CD44.jpg

    Другой распиновки под 4 пина с шагом 2,4 мм не было! Но в случае чего положение пинов в таком разъёме меняется за полминуты, хоть для кого-то это, возможно, и страшилка.

    4)
    Китаёзы очень часто лепили лажу. Мне неоднократно попадались перепутанные каналы на разъёмах CD/AUX и даже WB. А один раз даже попалась плата, на которой бегунок баланса в программном микшере в винде срабатывал реверсивно. Причём только на одном канале так было (вот как раз то ли CD, то ли AUX, 4-штырьковый разъём).

    5)
    Если имеем 3-контактный разъём с шагом в 2,0 мм, то, повернув его к себе и ключом вверх, получаем картину GLR или LGR.
    3pin.jpg 3p.jpg
    Аналогичный 4 контактный разъём с шагом 2,0 мм всегда имел распиновку с чередованием "земли" SGSG. Но вот положение левого и правого каналов в нём варьировало.

    6)
    Встречались также другие разъёмы с шагом 2,0 мм, иглы у них имели не квадратную форму в поперечнике, а плоскую, выглядели как остроконечные ножи.
    yamaha-ds1-ymf754r.jpg
    Такие разъёмы очень любила использовать фирма HOONTECH и всегда комплектовала свои звуковухи родными проводками под них, что мы и наблюдаем на фото.

    А вообще, в любой мало-мальски спорной ситуации я поступал ровно так, как озвучил ранее:
    Это самый железобетонный способ.
     
    Soundoomer, nop, Колючий и 4 другим нравится это.
  6. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Эх, вот это бы в шапку. Ну и про ямаху ещё хорошо было.
     
  7. crackintosh

    crackintosh

    Регистрация:
    24 авг 2018
    Сообщения:
    2
    Мать: GA-P55A-UD4P (Rev 2.0). Чипсет: Intel P55 Express
    Родной звук в BIOS-е отрубил.
    Установил PCI карту с чипом YMF740C-V.
    Драйвера dsxgdos v. 3.16 с официального сайта установленны под чистый MS-DOS 6.22.
    Тесты "NATIVE AUDIO 16 BIT SOUND" и "FM SOUND" проходят на ура. Качество - отличное!
    Установки:
    LEGASY AUDIO:
    - PORT ADDRESS : 220
    - IRQ CHANNEL: INTA#
    - DMA CHANEL: 1
    FM PORT ADDRESS: 388 (ниже нет выбора... только 388 398 3A0 3A8 и DISABLE)
    - IRQ:5
    MPU PORT: 330

    Запускаю DOOM-2 под чистым MS-DOS 6.22
    В настройках SOUND MUSIC вбиваю: SOUND BLASTER 220 5 1
    А в настрйоках FM SOUND выбрать SOUND BLASTER и порт 388 не могу, игра позволяет долько выбрать диапозон [210... 280]
    Любой другой вариант, включа GM приводит к CRASH игры с зависанием либо выбросом в NC.

    Есть ли решение? Посоветуйте... Или искать другую карту? В наличии CT4810 (вобще не удалось добится звука в DOS) и эта китайшина на YMF740C-V

    P.S. если в игре выключить FM sound - игра стартует, музыка играет, но выстрелов не слышно :-(
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2019
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    Точное название настроек звука в сетапе Doom2: Music Card и Sound FX Card. Первое отвечает за музыку. Если у вас нет дочерней карты табличного синтеза или внешнего миди-синтезатора, подключенного к гейм-порту звуковой на YMF740, то будет играть только FM синтез. Вы, очевидно, выбрали там Sound Blaster и настройки для него, естественно, будут в вашем случае 220-5-1 и никаких 388. Потому что на 388 работает Adlib, который там тоже можно выбрать, и музыка должна играть и с ним тоже. В секции Sound FX Card, коорая отвечает за звуковые эффекты, выбирать тоже нужно Sound Blaster и прописывать точно такие же 220-5-1. Правда, вероятность что звук эффектов зарботает не очень велика - уж очень кривой движок звуковой у дума.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @crackintosh, отвечу по порядку.

    1) IRQ CHANNEL: INTA# означает, что эмулятор бластера будет использовать одноимённое прерывание с текущим PCI-слотом. И "тесты "NATIVE AUDIO 16 BIT SOUND" и "FM SOUND" проходят на ура" ничего не гарантирует! Должен пройти успешно тест прежде всего 8-bit, именно он является рабочей эмуляцией бластера.

    2) Исходя из первого пункта, надо в BIOS назначить прерывание 5 слоту, в который установлена карта. А вот это - IRQ:5 в настройках SETUPDS или выключить, или переправить на 10/11. Оно относится к MPU, а не к основной эмуляции.

    3) "Любой другой вариант, включа GM приводит к CRASH игры с зависанием либо выбросом в NC" - для GM это абсолютно нормально. Т.е. не нормально, конечно, но это - известный косяк игры в чистом досе. Лечится подменой DOS4GW на DOS32A (но сам я не пробовал). Лечить этот косяк не имеет никакого смысла, т.к. в чистом досе GM+XG часть карты не работает, а работает только внешний миди-выход. В среде Win9X/ME данный косяк не наблюдается, GM работает отлично, как собственный встроенный WT, так и внешний выход.

    4) Для того, чтобы выбрать в DOOM музыку на FM-синтезе, надо просто выбрать базовый адрес бластера, обычно 220. Так уж забавно устроен там SOUND SETUP. Например, чтобы выбрать AWE32 по адресу 620, надо всё равно выбирать базовый 220, для выбора 640 выбрать 240 и т.п.

    5) Материнка P55 Express 100% не поддерживает DDMA, поэтому обязательна к предварительному запуску TSR-программа DSDMA.EXE, эмулирующая DMA, а уже потом SETUPDS.EXE. Версия SETUPDS также имеет значение, с официального сайта гарантированно SETUPDS работает только с чипсетами 440/Apollo семейств. Для более новых чипсетов с хабовой архитектурой существуют патчи SETUPDS, причём для разных чипсетов разные. Советую обратиться по этому вопросу к Kamerat с vogons.org или к @Revolter с нашего форума. В общем и целом совместимость с DOS-играми в порядке убывания выглядит так: SB-Link -> DDMA -> DSDMA.

    6) "В наличии CT4810 (вобще не удалось добится звука в DOS)" - правильно, и никогда не удастся на этой матери. Все Креативы требуют поддержку DDMA. И вообще лучше с ними не связываться, у них совместимость с классическим SB Pro не выше, а НИЖЕ, чем у других PCI звуковых.

    Ну вроде как-то так. Букв много, но короче не получилось бы.
     
    Nachin_Sh, Yuriy_X, Колючий и 2 другим нравится это.
  10. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    FM-порты живут у SB-совместимых карт по нескольким адресам. по SB base (220, 240 итд) и по фиксированному адресу 388h. Можно выбрать и то, и другое с одинаковым результатом. Использование для FM портов после 388h (3A8h итд), настолько редко, что про это можно забыть. Doom при выборе Adlib даже не спрашивает порт, сразу берет 388.

    И дополню.

    Фактически основных FM-устройств 2, OPL2 и OPL3. Ну, и у отдельных поздних DOS-игр еще ESFM. Есть еще особняком SBPro 1 с двумя OPL2.
    Выбирая для музыки Adlib или почти любую до SB16 вы выбираем OPL2, иначе (Adlib Gold, PAS16, SB16, SBPro2) - OPL3. Неважно, какую из вышепомянутых вы выберете. И большинство игр все равно детектирует FM-чип "по факту", а не согласно вашему выбору. Соответственно, можете в Doom выбрать для музыки SB, Adlib, PAS с одинаковым результатом.
    CQM-синтез(Creative с конца 95-го) и прочая ересь у OPL3-клонов - это детали внутренней имплементации, влияющие на звук, но игрой не детектируемые. Она думает, что это обычный OPL3.
    Есть карты без нормального аппаратного FM, в первую очередь это GUS. Если CQM звучит почти неотличимо, то там всё очень плохо.

    У Doom есть 3 варианта General MIDI устройств(General MIDI, Sound Canvas, Waveblaster), которые на практике не различаются и можно выбрать любое, получив идентичную музыку. Но, если у вас именно Waveblaster или SC, лучше все же выбрать соответствующую опцию. Порт по умолчанию 330h, другие используются разве что при установке нескольких устройств.
    Ни один из вариантов не будет звучать при отсутствии General Midi синтезатора.
    Неважно, встроенного ли, либо в виде дочерней платы, либо внешнего, подключенного через Game port, либо через MPU-401, либо эмулируемого Windows-ом.
    SB AWE32/AWE64, равно как и GUS, General MIDI-синтезаторами строго говоря не являются, потому что эмуляция GM у них программная. Тем не менее, звук из AWE32 можно извлечь и в качестве устройства General MIDI, запустив игру под Windows 9X с установленными драйверами.
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2019
    Nachin_Sh, Soundoomer, Yuriy_X и 4 другим нравится это.
  11. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Да нет, это не проблема, - по крайней мере, не острая ;)
    С перепутанными каналами "Лево - Право" жить можно, это не критическая поломка. Хотя неэстетично, согласен.

    Не понял, о чём это и к чему сказано?
    Ну да ладно.

    Спасибо! Вот так бы сразу и пояснили.
    И - да, это было бы очень неплохо добавить в первое сообщение темы.

    В общем, нашёл я таки в своём городке Человека-С-Паяльником :)
    Попросил поменять этот разъём, чтобы реанимировать звуковую карту Aztech I38-SGNXPRO. Я её тут уже показывал: если бы работал левый канал, то был бы практически искомый идеальный Sound Blaster (по крайней мере для меня лично).

    Однако, увы, человек тот карту проверил - и разъём менять не стал, говорит, что он в порядке, т.е. сигнал от микросхемы на выход "прозванивается" без проблем.
    Он считает, что дело у меня в проводе, - но это исключено, ибо те же громкоговорители Creative у меня подключаются и к другим звуковым картам, где все каналы на месте.
    На вид карта смотрится идеально, никаких разрывов или ещё чего-то не заметно. Получается, дело в микросхеме, и это не чинится?..
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А я не согласен :) Это критическая поломка. Ну не поломка, путаница.
    А что он подразумевал под "ВЫХОДОМ"? Успешная прозвонка тракта вместе с разъёмом - только та, которая взята с провода с джеком, вставленным в гнездо. Если гнездо действительно в порядке, то да, это микросхема, и можно только надеяться на то, что это какой-нибудь дискретный DAC или ОУ, который можно найти в продаже или снять с не отличающихся особой ценностью доноров. А если это основной DSP, то карточку можно вешать на стену.

    Это всё очень познавательно и полезно, только, судя по этому посту, @crackintosh пока ещё слабо ориентируется, и важно не оглушить его лишним потоком информации и не запутать окончательно. Просто хочу отметить, что все эти сведения не дают ответы на поставленные им вопросы. А так, для информации, очень к месту пришлось.
     
  13. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я просто как раз растолковывал автору "Думокниги" не так давно, что все три GM-опции это одно и то же по сути :) Код звука недоступен, но там скорее всего есть лишь некоторая разница в командах инициализации/ресета, которая по-барабану большинству устройств. Все три варианта шлют одни и те же мидишки в один и тот же порт.
    Если и он не в теме, то и тут надо народу разъяснить.
    А то не могут выбрать из кучи идентичных по сути вариантов FM и GM :)
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2019
  14. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Говорит, что так и проверял, все компоненты по пути от разъема до микросхемы и со вставленным джеком.

    А тут он мне не смог ответить, в какой микросхеме дело. Мол, все завязаны, без datasheet'а не скажешь.
    Увы, никакой документации я к ней не нашёл.
     
  15. VintRus

    VintRus

    Регистрация:
    13 сен 2017
    Сообщения:
    705
    Для этой звуковой карты разве не нужна материнка с SB-Link? На моей 740 есть разъем под него. Вообще 740 не лучшее решение для игр из под DOS и даже ранней DS3D(В Shogo с музыкой даже в 98 творится какой-то бред). Но лучшее решение для игр с поддержкой Yamaha XG либо прослушивания MIDI файлов написанных под стандарт XG, которых, кстати, очень даже много.

     
    Последнее редактирование: 20 июл 2019
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Получил сегодня карту из диагностики и сам потратил полдня на тестирование с разными проводами, наушниками и громкоговорителями.
    Увы, так и есть: при сдвиге контакта звучит правый канал в обоих, но при вставленном до конца джеке левый тоже звучит, но очень, очень тихо.
    Может, дело в колёсике регулировки громкости? Оно там довольно-таки кривоватое. Т.е., сигнал идёт, но ни усиливается почему-то, или у него громкость снижена...
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    @Uka, можно, например, пинцетом замкнуть вход и выход одного канала, а затем второго на колесике и послушать результат.
     
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    @TheMadLynx, наверное. Но я вряд ли смогу такое натыкать :)
    Как буду опять к тому мастеру обращаться с перепайкой микросхемы, так и опять отнесу, пусть колёсико проверит.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Мне не надо это лишний раз констатировать, спасибо, я это и так знал уже в тот момент, когда прочёл описание проблемы, даже не имея карты на руках. Неужели понадобилось больше года на то, чтобы въехать в то, что я обрисовал тогда в одну секунду? Это как "вычисление" левого и правого каналов на разъёме CD IN с воздвижением в ранг "стандартов".
    А вот этой информации не было! Впервые проскользнула. Ну а раз левый всё же звучит, делаем вывод: DSP в порядке, если только часть аналоговой обработки не лежит на его плечах (что вряд ли). И первое в этой ситуации, что требуется сделать, это
    Вообще, кому впервые сбрендило колесо громкости на заднюю панель поставить, да ещё и такого качества, башку оторвать надо. Это же банально неудобно! А ещё непрактично в техническом отношении, куча проблем с нарушенными контактами и не проходящими сигналами связана именно с дешёвыми копеечными реостатами.

    Надо срочно найти мануал на DSP карты и посмотреть, какие выходы имеет чип. Если линейных аналоговых выходов нет и есть только I2S (обычно) выход, то всё в порядке 99%, накрылось что-то в аналоговой обработке. Я на фото вижу навскидку очень много ОУ-чипов TL074C и усилитель мощности TEA2025B. Почему бы не проверить это? Звук с левого канала присутствует == уже хорошо, ЦАП скорее всего в норме. Надо копаться в усилителях сигнала, но прежде всего вырвать на фиг недоразумение истории под именем "колёсико" и замкнуть там контакты перемычками. Мастер, осуществлявший прозвонку, умеет только проверить целостность тракта до ноги первого попавшегося чипа по дороге? А дальше?

    Это сказано о том, что следует проявлять терпимость к тем, чья соображалка ворочается в 100 раз медленнее твоей собственной, и помнить о том, что существуют люди, чья соображалка ворочается в 100 раз быстрее твоей собственной.
     
    Колючий и Goblinit нравится это.
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    В дополнение к сообщению Hard - Звуковые карты для DOS
    Драйвер и настройки под DOS для звуковых карт
    - Creative Sound Blaster Live! Value (CT4830);
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG 0106.JPG
    - Creative Sound Blaster Live! 5.1 (SB0100);
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0104.JPG 0106.JPG
    Драйвер для обеих карт один. Разницы между картами в DOS не обнаружил.
    Скорее всего, драйвер подойдет для любой карты семейства SB Live!.
    Описание Offtop

    Creative SB16 Emulation Driver, Version 5.00
    Драйвер Live! для DOS

    Список архивов.
    SB16E500 - Creative SB16 Emulation Driver, Version 5.00.
    dos4gw.zip - DOS4GW.EXE, требуется для запуска драйверов Live!.
    soundbank.zip - архив с банком инструментов.

    Описание файлов

    PSBEG.BIN — используется SBELOAD.EXE.
    SBECORE.BIN — основная часть драйвера. Sound Blaster 16 Emulation Engine. Version 1.00.
    SBECFG.CFG — файл конфигурации. Черный список Vendor ID материнских плат, южный мост которых не поддерживает эмуляцию Sound Blaster.
    SBEINIT.COM — модуль инициализации ресурсов оборудования в системе. Creative SB16 Emulation Driver, Version 5.00.
    SBECFG.EXE — утилита получения информации об аппаратных установках и состоянии звуковой карты. Creative SB16 Emulation Configuration Utility, Version 4.00.
    SBEGO.EXE — утилита диагностики. Diagnostic Utility(II) for SB Emulation, Version 3.00.00.
    SBELOAD.EXE — дополнительный модуль для инициализации. Loader for Sound Blaster 16 Emulation Engine, Version 1.00.
    SBEMIXER.EXE — утилита регулирования уровня громкости выходных аудио-портов. Creative SB16 Emulation Mixer Control, Version 1.04.
    SBESET.EXE — программа настройки ресурсов SB вручную и отключения эмуляции SB. Resource Configuration Program for Sound Blaster 16 Emulation, Version 1.02.00.
    CTSYN.INI — файл инициализации параметров окружения.
    SBESET.TXT - документация к SBESET.EXE.

    DOS4GW.EXE — 32-битный расширитель DOS, позволяющий программам для DOS использовать расширенную память дальше первого мегабайта.

    DEFAULT.ECW — банк инструментов для проигрывания MIDI.


    Пример установки.

    Система:
    Pentium 3 1400
    TUSL2-C
    RAM 512 MB
    3Dfx Voodoo 5 5500 64M AGP
    Compex RE 100ATX/WOL (PCI4)
    CVUSB2-4 (PCI5)
    Audigy 2 (PCI6)
    DOS 6.22

    Настройки BIOS

    Из руководства SB Live!:
    "The Sound Blaster Live! card uses two interrupt requests (IRQ's) - one is IRQ5, which is reserved by the SB 16 emulation by default - the other is reserved by the Sound Blaster Live! card itself, and is usually of the higher range 9, 10 or 11.
    If a motherboard does not have ISA slots, the BIOS assigns all IRQs to PCI. Therefore, you need to change the BIOS setting in order to assign an ISA IRQ to the card. Please set "IRQ5 Reserved for legacy device" to "Yes" under Advanced -> PCI configuration -> PCI/PNP IRQ Resource Exclusion in BIOS."
    "Карта Sound Blaster Live! использует два запроса на прерывания (IRQ's) - один из них IRQ5, по умолчанию используется эмулятором SB 16 - другой используется самой картой Sound Blaster Live!, и обычно более высокий 9,10 или 11.
    Если материнская плата не имеет разъемов ISA, BIOS присваивает все IRQ шине PCI. Поэтому, вам необходимо изменить настройки BIOS, чтобы назначить IRQ карте ISA. Пожалуйста, установите "IRQ5 Reserved for legacy device" в значение "Yes" в разделе Advanced -> PCI configuration -> PCI/PNP IRQ Resource Exclusion in BIOS."

    Advanced\PCI Configuration\PCI IRQ Resource Exclusion
    IRQ 5 Reserved = Yes
    ! Без этой настройки BIOS IRQ 5 может быть занято другим устройством и эмулятор Sound Blaster (SBEINIT.COM) завершит работу с ошибкой.

    Boot
    Plug & Play O/S = No
    ! Без этой настройки BIOS не инициализирует звуковую карту.

    Все архивы, распаковать в любой каталог на любом диске, доступном DOS. В примере: C:\LIVE (каталог LIVE создается при распаковке архива SB16E500.ZIP).

    Открыть файл autoexec.bat и указать в нем путь к файлу CTSYN.INI. Например:
    SET CTSYN=C:\LIVE

    Запустить SBEINIT.COM. При правильных подключении звуковой карты и настройках BIOS отобразится сообщение типа:
    Creative SB16 Emulation Driver, Version 5.00.
    Copyright(c) 1996-2001, Creative Technology Ltd., All Rights Reserved.

    Creative Audio @ Port a800, IRQ 9
    Initialization Complete.
    Запомнить значения port и irq.

    Открыть файл CTSYN.INI для редактирования и записать в строки PCIPORT и PCIIRQ значения port и irq соответственно. В строку WAVESET вписать путь и имя файла банка инструментов DEFAULT.ECW. Например:
    WAVESET=C:\LIVE\DEFAULT.ECW
    Остальные настройки относятся к параметрам эмуляции Sound Blaster и не требуют изменений.
    Внимание: SBIRQ=5 не должен быть занят другими устройствами. См. настройки BIOS.

    Открыть файл CONFIG.SYS и указать в нем загрузку HIMEM.SYS и EMM386.EXE включая путь к ним. Например:
    DOS=HIGH,UMB
    DEVICE=C:\DOS\HIMEM.SYS /TESTMEM: OFF (! без пробела перед OFF)
    DEVICE=C:\DOS\EMM386.EXE NOEMS NOVCPI
    Для EMM386.EXE можно использовать параметр RAM (или убрать все параметры):
    DEVICE=C:\DOS\EMM386.EXE RAM NOEMS NOVCPI
    Загрузка EMM386.EXE требуется для работы DOS4GW.EXE, который необходим для загрузки SBEINIT.COM.

    Открыть файл AUTOEXEC.BAT и указать в нем параметры эмуляции Sound Blaster (такие же, как и в файле CTSYN.INI), путь к файлу CTSYN.INI, если не добавлен ранее), добавить запуск SBEINIT.COM. Например:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6
    SET CTSYN=C:\LIVE
    C:\LIVE\SBEINIT.COM
    где: A220 соответствует SBPORT=220, I5 - SBIRQ=5, D1 - SBDMALO=1, H5 - SBDMAHI=5, P330 - MPUPORT=330.
    Выполнение других программ (в частности, SMARTDRV.EXE) в AUTOEXEC.BAT рекомендуется производить после инициализации SBEINIT.COM.
    Расшифровка переменной окружения BLASTER:
    SET BLASTER=A2x0 Iy Dd Hh Pzzz E6x0 Tt
    где:
    - A2x0 — базовый адрес ввода-вывода Sound Blaster. x может принимать значения: 2, 4, 6, 8. Рекомендуется значение 220.
    - Iy — сигнал IRQ, используемый звуковым интерфейсом. Возможные значения: 5, 7, 9, 10. Рекомендуется значение 5.
    - Dd — первый канал DMA (8 бит), используемый звуковым интерфейсом. Возможные значения: 0 , 1, 3. Рекомендуется значение 1.
    - Hh — второй канал DMA (16 бит, HDMA) , используемый звуковым интерфейсом. Возможные значения: 5, 6, 7. Рекомендуется значение 5.
    - Pzzz — базовый адрес порта ввода-вывода интерфейса MPU-401 UART (MPU-401 base I/O port). Возможные значения: 300, 310, 320, 330. Рекомендуется значение 330.
    - E6x0 —адрес чипа EMU8000. Рекомендуется 620. Используется только AWE 32. Для Live! не используется.
    - Tt — Тип звуковой карты. Для Live! Имеет значение 6.
    T6 - All 16 bit Sound Blaster cards are type 6.
    T5 - The 8 bit Pro card is type 5.
    T4 - (card #1600) The SB PRO is type 4.
    T3 - (card #1350) A parameter of type 3 indicates an old Sound Blaster card
    T2 - (card #1330) All 8 bit cards are type 2.
    Типичный вид:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6

    После перезагрузки компьютера звуковая карточка будет настроена.

    Запустить SBEMIXER.EXE. Установить громкость каналов сверху вниз: 20%, 24%, 24%, 24%. Сохранить настройки.

    Конец примера установки.


    Настройки игр

    Игра предоставляет список поддерживаемых звуковых карт. В этом случае выбрать первую подходящую из списка (список в порядке ухудшения качества звука):
    1. Sound Blaster 16.
    2. Sound Blaster Pro.
    3. Sound Blaster.
    4. Adlib.

    Игра предоставляет MIDI устройства. Выбрать из списка:
    1. MPU-401/General MIDI.
    2. MPU-401/Riland MT-32 или Roland LAPC-1.
    Примечание: в этом случае требуется в микшере SBEMIXER.EXE установить маркер "MT-32".
    3. Roland Sound Canvas.
    4. Wave Blaster.
    5. Pro Audio Spectrum.
    6. Sound Blaster.
    7. Adlib.

    Игра предоставляет музыку на CD-Аudio.
    Подключение к CD-ROM через CD-SPDIF - работает.
    Подключение к CD-ROM через CD-Аudio - работает.


    SBECFG.EXE предназначена для получении информации об аппаратных установках и состоянии звуковой карты:
    - настройка оборудования PCI: порт, IRQ;
    - эмуляция Sound Blaster: порт, IRQ, DMA;
    - эмуляция MPU-401 (GM, Roland MT-32/LAPC-1): порт;
    - эмуляция Adlib: порт.
    Параметры эмуляции отображаются только в том случае, если они включены.


    SBESET.EXE - программа настройки ресурсов SB вручную и отключения эмуляции SB.
    SBESET [-Axxx] [-Ix] [-Dx] [-Hx] [-Pxxx] [-Jxxx] [-dx] [-wx] [-c] [-?]
    -Axxx - базовый адрес ввода-вывода Sound Blaster (SB interface's base I/O address).
    Возможные значения: 220, 240, 260, 280.
    -Ix сигнал IRQ, используемый звуковым интерфейсом (IRQ line used by the audio interface).
    Возможные значения: 5, 7, 9, 10.
    -Dx - первый канал DMA (8 бит), используемый звуковым интерфейсом (First DMA channel used by the audio interface).
    Возможные значения: 0, 1, 3.
    -Hx - второй канал DMA (16 бит, HDMA) , используемый звуковым интерфейсом (Second DMA channel used by the audio interface).
    Возможные значения: 5, 6, 7.
    -Pxxx - базовый адрес порта ввода-вывода интерфейса MPU-401 UART (MPU-401 UART interface’s base I/O address).
    Возможные значения: 300, 310, 320, 330.
    -Jxxx - базовый адрес ввода-вывода игрового порта/джойстика (Gameport/Joystick interface's base I/O address).
    Возможные значения: 200, 208, 210, 218, ..., 800, ...
    -jx - режим игрового порта/джойстика (Gameport/Joystick mode). При значении x равном 1 порт включен, равном 0 — выключен.
    -dx - режим эмуляции SB (SB Emulation mode). При значении x равном 1 эмуляция включена, равном 0 — выключена.
    -wx - установить x равным 1, чтобы использовать конфигурацию ресурсов, заданную Windows. Установите x равным 0, чтобы использовать конфигурацию, заданную пользователем.
    -c - вывести текущую конфигурацию ресурсов эмулятора SB.
    -? - вывести справку о программе.
    Конфигурация хранится в файле CTSYN.INI.


    SBEMIXER.EXE - программа настройки уровней громкости.
    Конфигурация хранится в файле CTSYN.INI.


    CTSYN.INI - файл инициализации параметров окружения.
    Секция [CTSYN.DRV] содержит настройки Windows (Windows Assignment).
    Секция [SBESET.CFG] создается SBESET.EXE, содержит настройки пользователя (User Assignment).
    Секция [SBEMIXER] создается SBEMIXER.EXE, хранит параметры микшера. Если этой секции нет при инициализации звуковой карты устанавливается достаточно высокая громкость.
    Секция [SBEINIT] содержит параметр CONFIG, который определяет действующую секцию из [CTSYN.DRV] или [SBESET.CFG]. Пример:
    CONFIG=SBESET.CFG
    Если секция [SBEINIT] существует, то должна быть и секция, на которую она ссылается. Если [SBEINIT] не существует, то должна быть и используется секция [CTSYN.DRV].

    Замена банка инструментов
    Копировать необходимый банк инструментов формата .ECW на диск, желательно в каталог с файлом CTSYN.INI. В файле CTSYN.INI изменить строку
    WAVESET=C:\LIVE\DEFAULT.ECW
    указав в ней путь и имя файла банка инструментов.
    Банки инструментов см. в каталоге ECW.


    Неисправности и их устранение.

    Ошибка: при запуске SBEINIT.COM выдает сообщение об ошибке:
    error: Could not allocate code/patch RAM below 4 Mbyte boundary. Try loading SBEINIT.COM before SMARTDRV.EXE or minimizing VDISK RAM.
    Creative SB16 Emulatin Driver NOT loading.
    Решение: освободить место в пределах первых 4-х мегабайт XMS. Она может быть занята программой кэширования дисков SMARTDRV.EXE, драйвером виртуального диска RAMDRYVE.SYS или другой программой, загружающейся ранее SBEINIT.COM.

    Ошибка: при установке звуковой карты на материнскую плату Epox EP-3VSA2 Rev 1.1 под DOS звук отсутствует или выводится медленно, система вешается и перезагружается. Под Windows 98 SE, Windows XP звуковая карта работает нормально.
    Примечание: данная ошибка может присутствовать у материнских плат с южным мостом VIA VT82C686B.
    Причина: вероятно, аппаратная несовместимость.
    Решение: поменять материнскую плату или звуковую карту.

    Ошибка: SBEGO.EXE после выполнения теста Wave Playback 8 bit вешает систему.
    Решение: перезагрузить компьютер.

    Особенность: драйвер требует, чтобы была загружена программа управления памятью EMM386.EXE. Некоторые игры не совместимы с программой управления памятью. Звуковая карта с такими играми не работает.

    Вопрос: где найти более подробную информацию по драйверу?
    Ответ: см. Руководство пользователя Creative Sound Blaster Live! Digital Tntertainment 5.1 Звуковое программное обеспечение Creative, Версия 1.0, Октябрь, 2000, раздел "Эмуляция SB в MS-DOS и Windows 95/98/ME".
    Адрес загрузки: Creative Поддержка Пользователей

    Драйвер проверен на совместимость с играми
    Doom v 1.9 1993
    Elite plus 1991
    Fury of the Furries 1993
    Hexen Deathkings of the Dark Citadel 1996
    Supaplex Speed-Fix v 6.3
    Lost Vikings, The 1992 (Rus)
    Wolfenstein 3D Shareware 1992
    Tomb Raider 1996

    Fury of the Furries - нет звука на первой заставке с надписью "Kalisto".

    Supaplex при включении Sound Blaster Fx зависает. При выборе Roland нет Fx.

    Tomb Raider. Если в SETUP.EXE второй раз запустить тест система зависает.
    В меню игры громкость музыки не изменяется - постоянная при любом положении регулятора.

    Файлы Offtop

    SB Live! под DOS ? это просто - исходная статья с описанием установки и ссылками для загрузки ПО.
    Creative Sound Blaster Live! DOS.rar - файл с комплектом драйверов и утилит (удалены файлы для Audigy2, изменен файл настроек CTSYN.INI) с описанием установки.
    https://www.old-games.ru/forum/atta...6/?temp_hash=f97644e6b439189e6406f434056ad85c - архив с банком инструментов MIDI для DOS размером 2 мегабайта (2MEG_R_3.ECW, из комплекта ПО для Ensoniq AudioPCI). Загружен отсюда: Creative Поддержка Пользователей.
    Creative Поддержка Пользователей - ссылка на загрузку банка инструментов MIDI размером 4 мегабайт (4MEG_R_3.ECW, из комплекта ПО для Ensoniq AudioPCI).
    Creative Поддержка Пользователей - ссылка на загрузку банка инструментов MIDI размером 8 мегабайт (8MEG_R_5.ECW, из комплекта ПО для Ensoniq AudioPCI).
    SB Live Player 5.1 Users Guide Russian.pdf - Руководство пользователя Creative Sound Blaster Live! Digital Tntertainment 5.1 на русском языке, версия 1.0, октябрь 2000.
    Загружено отсюда: Creative Поддержка Пользователей
    Со страницы 54 начинается описание эмулятора SB в DOS.
    LIVE.rar - подборка файлов, которые использую. На основе Creative Sound Blaster Live! DOS.rar. Для установки скопировать каталог LIVE на диск C:, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, примеры которых для DOS 6.22 в каталогах _MAXMEM и _NORMAL (копирую один из вариантов).
    ! Для эмуляции Sound Blaster под DOS в BIOS параметру IRQ5 задать значение Legacy ISA.
    ! После копирования настроек в файле stsyn.ini откорректировать значения параметров PCIPort, PCIIRQ. Требуемые значения отображаются при загрузке компьютера.
    AUDIGY2 NORMAL Свободно памяти Conventional: 530K; Upper: 151K (без VK)
    AUDIGY2 MAXMEM Свободно памяти Conventional: 612K; Upper: 69K (без VK)


    - TeraSound A3D PCI (IS01010), Aureal Vortex 1 (AU8820B2) Audio Accelerator
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0105.JPG
    Драйвер для звуковых карт на микросхемах Aureal Vortex AU8820/AU8808.
    ОписаниеOfftop

    TeraSound A3D PCI (IS01010)

    Файлы для DOS 6.22
    ASP4DOS.COM, v 1.167, взят из драйвера
    ..\..\..\Aureal Vortex (AU8820)\Drivers\Win9x\w9x1189eng_drv.zip
    VORTEX.INI, файл настроек, созданный Windows 98SE при установке драйвера w9x1189eng_drv.zip

    Для правильной работы эмуляции SoundBlaster требуется свободное IRQ5. Если оно занимается другими устройствами, то в BIOS материнской платы зарезервировать IRQ5 для Legacy ISA.

    Установка драйвера
    0. Запустить ASP4DOS.COM
    Будет выведено сообщение. Например:
    VORTEX DOS AUDIO DRIVER (1.167) Copyright (c) 1997-1999 Aureal Semiconductor
    ERROR #03: WINBOOTDIR environment variable missing. Driver not loaded.
    ERROR #05: ASP4DOS.COM section not in VORTEX.INI. Driver not loaded.
    PCI AUDIO PRO enabled at Ports 220-22Fh, Interrupt 5, DMA1, Joystick 201h.
    Далее требуется последняя строка. Она содержит используемые Aureal Vortex в данной системе параметры: порт (Ports), прерывание (Interrupt), номер DMA и порт джойстика (Joystick).
    Примечание: ASP4DOS.COM ищет файл VORTEX.INI по пути, указанному в переменной окружения WINBOOTDIR. Соответственно, выводятся ошибки, указывающие, что переменной WINBOOTDIR нет и файл VORTEX.INI не найден.
    Примечание: если файл VORTEX.INI доступен, то ASP4DOS.COM берет настройки из него. В противном случае находит звуковую карту самостоятельно.
    1. Создать каталог для драйвера Aureal Vortex. Для примера используем каталог C:\WINDOWS.
    Примечание: драйвер Aureal Vortex для Windows устанавливается в каталог самой Windows.
    2. Копировать файлы ASP4DOS.COM и VORTEX.INI в созданный каталог (см. п. 1).
    3. Открыть файл VORTEX.INI в редакторе. Проверить и, при необходимости, изменить значения следующих параметров:
    JoystickBase=0x201 - порт джойстика, значение должно совпадать со значением параметра Joystick из п. 0. Здесь 0x201 соответствует 201h из п. 0.
    SBFMBase=0x220 - порт, значение должно совпадать с первым значением параметра Ports из п. 0. Здесь 0x220 соответствует 220 (220h) из п. 0.
    SBFMDMA=0x1 - номер DMA, значение должно совпадать со значением параметра DMA из п. 0. Здесь 0x1 соответствует 1 из п. 0. (Со значением 0x3 тоже работает)
    SBFMIRQ=0x5 - номер запроса на прерывание, значение должно совпадать со значением параметра Interrupt из п. 0. Здесь 0x5 соответствует 5 из п. 0.
    Примечание: при каждом запуске Windows обновляет VORTEX.INI.
    4. Добавить в файл AUTOEXEC.BAT строки:
    REM PATH=C:/WINDOWS;%PATH%
    SET WINBOOTDIR=C:\WINDOWS
    C:/WINDOWS/ASP4DOS.COM
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    Здесь:
    C:\WINDOWS - путь размещения драйвера Aureal Vortex
    A220 - Ports 220h
    I5 - Interrupt 5
    D1 - DMA 1
    T4 - тип эмулируемого устройства - Sound Blaster Pro.
    5. Перезагрузить компьютер.
    6. В программах (играх), использующих звук в настройках выбирать устройство вывода:
    - Sound Blaster Pro (лучшее звучание);
    - Sound Blaster;
    - AdLib.
    При необходимости, указать используемые Aureal Vortex порт, прерывание, номер DMA.

    Музыка на CD-Аudio.
    Подключение к CD-ROM через CD-SPDIF - не поддерживается.
    Подключение к CD-ROM через CD-Аudio - работает.

    FM
    Sound Blaster Pro
    Sound Blaster
    Adlib (Supaplex)

    MIDI
    Pro Audio Spectrum (DOOM)
    Sound Blaster
    Adlib
    ! MIDI только через FM.

    Драйвер проверен на совместимость с играми
    Doom v 1.9 1993
    Elite plus 1991
    Fury of the Furries 1993
    Hexen Deathkings of the Dark Citadel 1996
    Supaplex Speed-Fix v 6.3
    Lost Vikings, The 1992 (Rus)
    Wolfenstein 3D Shareware 1992
    Tomb Raider 1996

    Supaplex - FX Sound Blaster не вешает игру, но звука при этом нет.
    Tomb Raider - в Setup при выполнении теста компьютер может зависнуть. При выборе Sound Blaster Pro звуки шагов и выстрелов сильно смещаются в сторону.

    FAQ

    ?ВНИМАНИЕ: эмулятор SB несовместим с программами, использующими память EMS.
    Примечание: эта запись осталась от инструкции к Aureal Vortex 2 и не проверена.

    Что означают параметры в файле VORTEX.INI?
    Файл VORTEX.INI создается при установке драйвера Aureal Vortex для Windows. В DOS не все параметры из этого файла используются. Далее приведены параметры, которые используются ASP4DOS.COM.
    CPUSpeed=0x2BA - некоторая условная скорость процессора (CPU). 0x2BA соответствует процессору Pentium III-s 1400 при FSB 66 МГц и частоте процессора 700 МГц.
    JoystickBase=0x201 - порт джойстика
    MPU401Base=0x330 - порт устройства MIDI. Всегда 0x330.
    SBFMBase=0x220 - порт для вывода звука через эмулятор Sound Blaster.
    FMBase=0x388 - порт для эмуляции Adlib. Всегда 0x388.
    SBFMDMA=0x3 - нижний (первый) канал DMA.
    SBFMIRQ=0x5 - прерывание, используемое эмулятором Sound Blaster.

    Параметры, которые не используются:
    SBFMDMA2=0x1 - верхний (второй) канал DMA.
    PCIIRQ=0xA - прерывание PCI (шины PCI), используемое для доступа к Aureal Vortex. BIOS (или Windows при включенном PnP) самостоятельно распределяет эти прерывания между подключенными устройствами. Некоторые BIOS дают возможность явно задать прерывания, используемые устройствами на шине PCI.

    В настройках программы (игры) есть устройство вывода MIDI. Можно его использовать?
    Данный драйвер не эмулирует MIDI (MPU-401).
    Возможно использование внешнего, подключаемого к разъему MIDI Aureal Vortex, устройства MIDI.
    Если программа поддерживает устройство вывода MIDI, а внешнее MIDI устройство отсутствует, рекомендуется запускать программу в DOS-сессии Windows и задать ей устройство вывода MIDI. Драйвер Aureal Vortex для Windows эмулирует (программно) устройство MIDI. При этом звук (музыка) будет более качественным.

    Вопрос: есть микшер под DOS для Aureal Vortex?
    Ответ: в комплекте драйверов такого нет.

    Вопрос: у меня какие-то непонятные проблемы из-за драйвера ASP4DOS. Что делать?
    Ответ: достаточно интересная и неприятная вещь: драйвер ASP4DOS конфликтует с некоторыми переключалками клавиатуры (рус/лат). Например, при использовании старенькой переключалки Unikey, ASP4DOS начинает заполнять экран всяким мусором.
    Решение этой проблемы, к счастью, очень простое: нужно переставить ASP4DOS в autoexec.bat таким образом, чтобы он загружался ПОСЛЕ переключателя клавиатуры. Все проблемы при этом должны исчезнуть.
    Примечание: не проверено, взято с FAQ по аудиокаpтам на чипcете Aureal Vortex (AU8820).

    ФайлыOfftop

    https://www.helpjet.net/Fs-57680587-25218657-30844353.html - "левая" страница с драйвером w9x1189eng_drv.zip. This is the Vortex AU8820/AU8808 Windows 9x driver version 4.06.1189.
    readme.txt - инструкция из предыдущего драйвера. Интересные разделы "D. REAL-MODE DOS" и "E. COMPATIBILITY LIST".
    AUREAL.rar - подборка файлов, которые использую. На основе w9x1189eng_drv.zip. Для установки скопировать файлы из каталога WINDOWS в каталог установки ОС Windows, внести изменения в AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS, примеры которых для DOS 6.22 в каталоге _MAXMEM (копирую файлы).
    ! Для эмуляции Sound Blaster под DOS в BIOS параметру IRQ5 задать значение Legacy ISA.
    ! После копирования настроек в файле VORTEX.INI откорректировать значения параметров SBFMBase, SBFMDMA, SBFMIRQ. Требуемые значения отображаются при загрузке компьютера.
    AUREAL MAXMEM Свободно памяти Conventional: 614K; Upper: 48K(без VK)

    Дополнение: вероятно, карта не совместима с материнской платой GA-6VA7+ Rev 2.1 (Gigabyte), чипсет VIA VT82C693A, VIA VT82C596B.

    - Creative Sound Blaster Audigy SE (SB0570)
    0101.JPG 0102.JPG 0103.JPG 0106.JPG
    Звуковая карта семейства Audigy, совершенно бесполезная для DOS-игр.
    Драйвер Live/Audigy для DOS ее не обнаруживает.
    Карта работает на ОС Windows XP и более поздних.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 14 авг 2019
    Farooq, Редрум2, Soundoomer и 3 другим нравится это.
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Причём тут "соображалка"? Вам трудно понять, что кто-то может совершенно не разбираться в технических вопросах?
    Как и в любых других. Когда, например, кто-то ищет игру в теме "поиска", а я её отлично знаю, - то так просто и называю, а не ругаюсь в ответ - мол, "Да ты что, парень, как ты можешь её не знать, это же такая общеизвестная вещь?!"
    Увы, в ваших ответах в этой теме часто мелькает именно последний вариант почему-то, вместо пояснений. "Терпимость" и "соображение" тут совсем не причём, - если не называть "терпимостью" банальное признание того, что есть люди, чьи навыки и интересы отличаются от ваших.

    В смысле? У меня не было повода сомневаться в этом больше года назад. Но теперь решил сам всё посмотреть, раз уж мастер мне сказал, что сигнал идёт. Так что информация не новая, просто повторяется.

    Естественно, это я только вчера обнаружил.

    С этим согласен, конечно. Оно и работает ужасно, с кучей шумов при каждом движении (ещё и надо положение ему найти, чтобы звук не пропадал).

    Как я уже говорил, руководства нет не только к микросхемам карты, но и к ней самой.

    А дальше буду просить его ликвидировать это колёсико...
     
  22. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    В общем, дело было таки в этой круглой (сомнительной надобности) штуковине.
    Мастер мне её отковырял и заменил на два резистора, - всё работает отлично!

    FM-музыка от YMF262-M звучит, естественно, классически-эталонно, хотя местами ESFM со своими изюминками может с "Ямахой" и поспорить. Пару композиций в сравнении прилагаю.
    Зато в "плюсах" у AZTech - редкая в этом классе поддержка Covox/DSS и т.д.: для игр, которые кроме PC Speaker знают только MDO, это крайне полезная вещь.
    Разъём CD Audio у SGNX Pro - увы, белый-проприетарный и неудобный, в отличие от стандартного чёрного MPC у ESS; к счастью, с распиновкой там всё ясно (другой стороной просто не вставишь) - и перепутанными стереоканалами, которые почему-то встречаются у некоторых звуковых карт от AZTech, моя не страдает.

    Правда, ещё не разобрался с разъёмом "PC Speaker": на звуковой карте там два контакта, а на материнской плате - четыре. Из них задействованы только два, крайние - красный и чёрный; как знать, куда какой подключить? Ну и всё равно подходящего проводка у меня пока нет...
     

    Вложения:

  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление