1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.488
    Нет, я при ответе подумал не о том, выше уже на это указали.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    +5V и открытый коллектор полагаю :)
     
  5. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Учитывая то, как создавался IBM PC, подобные решения неудивительны.
    Почти сорок лет теперь вот эту совместимость и тянем.
     
  6. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Soundoomer и Колючий нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    К сожалению, это было открытием велосипеда. Вот выдержка из первого заглавного поста этой темы:
    Действительно последняя версия резидента работает и с Audigy1 тоже. Для Audigy2 тот же последний резидент + неофициальный патч.

    Он вообще не работает на вторую аудигу. На это были четыре причины в моих глазах. Одна из них - не самая весомая, но всё же - я платил за этот микшер. Передо мной стоял выбор в самом начале, какие модели выбрать. Если б это было бесплатно, я бы выбрал все с CT4620 по SB0360. Но, руководствуясь другими тремя причинами, вкупе с тем, что я не самый богатый буратино, я выбрал диапазон моделей CT4620-SB0230 включительно. Любители Audigy2, не обижайтесь, но вы в пролёте.

    К сожалению, это тоже открытие велосипеда, но уже со знаком минус :) А ещё говорят: давайте всё в шапку кинем, чтобы искать легко стало! Это не то, что в шапку, это в отдельную тему выделено. С ссылками!
     
    Goblinit нравится это.
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Я не высказался так уверенно, вспоминая о существовании таких "огрызков", как Creative Sound Blaster Audigy SE (SB0570).
    Надо будет ее тоже проверить...

    Все подряд не просматриваю, поэтому отдельную тему не увижу.
    Если же в этой теме было сообщение, то я его просмотрел и забыл. В этом моя вина. =)


    Создание отдельной темы для проекта - правильно. Однако, тематическая ссылка через шапку этой темы будет не лишней.
    В общем, поэтому и запихнул все описания к драйверам, чтобы не искать.
     
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А какие еще 3 причины были в пользу разработки микшера для этих карт? И какие реальные приемущества Audigy 2 над Audigy 1, что народу так хочеться микшер под нее?
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @dante1, из реальных преимуществ только больше каналов, причём Creative такие жуки и жмоты, что они подкармливали народ этим постепенно, чтобы растянуть интригу и постоянно поддерживать максимально возможные продажи. Сначала Audigy 5.1, потом Audigy2 6.1, потом Audigy2ZS 7.1, и каждый раз нехилая рекламная компания, что, дескать, теперь - ещё круче. Больше реальных преимуществ нет. Я прям вот только что все причины перечислил здесь.
     
  11. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    В общем, я так и не понял, какая там распиновка разъёма PC Speaker на звуковой карте, - один владелец руководства с "Вогонсов" обещал мне отснять соответствующую страничку, но пока так и не сделал.

    Но я сегодня сделал себе проводок-переходник с 4-штырькового разъёма "Speaker" материнской платы на двухштырьковый у звуковой карты - и опробовал его в деле.
    Результаты несколько удивили: во-первых, способ его подключения, оказывается, и правда никакого значения не имеет: что красный-чёрный, что чёрный-красный звучит одинаково. А именно - очень-очень тихо: приходится громгоковоритель выкручивать на полную громкость, и то звук и музыка при этом еле слышны за посторонними шумами и фоновым гулом. Естественно, джампер "Усилитель PC Speaker" установлен - без него совсем ничего не слышно.

    Зато если подключить один только красный проводок к верхнему (в моей модели) штырьку на карте, а чёрный, соответственно, оставить без подключения, - всё работает отлично! Громко и чисто.
    Зачем тогда, спрашиватся, второй контакт? Вроде бы никакой сигнал не пропадает, всё звучит?

    Да нет, скорее порадовало :)
    Как раз вчера приобрёл игру на RealSound. PC Speaker звучит и в ней, и в Scream Tracker'ах практически не хуже Covox'а, пусть и похуже Sound Blaster Pro.
    Зато в "PC Speaker only" приложениях он, разумеется, вне конкуренции :)

    Несколько примеров, если кому-нибудь интересно, записал, - про местами встречающийся фоновый гул не знаю, откуда он берётся, при прослушивании без записи его нет.
     

    Вложения:

    • CPSU.mp3
      Размер файла:
      151,9 КБ
      Просмотров:
      282
    • Andromeda.mp3
      Размер файла:
      1,9 МБ
      Просмотров:
      328
    • Countdown.mp3
      Размер файла:
      902,9 КБ
      Просмотров:
      354
    • Loom.mp3
      Размер файла:
      2,2 МБ
      Просмотров:
      370
    TheMadLynx и Goblinit нравится это.
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @Uka, вы - удивительный человек. Зададите тысячу доп. вопросов и потом всё равно сделаете всё наудачу.
    Что касается шумов, тут причины, скорее всего, в наводках. С этим бороться можно бесконечно.
    Касаемо работы только по одному проводку из двух: Если забыть всякие умные вещи, которые тут понаписали выше, скорее всего, второй контакт где-то ещё замыкается в обход, т.к. это по маркировке обычный GND, который по всему пк встречается везде.
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    @Uka, мне кажется, такие вещи как loom из последнего поста должны быть запрещены к распространению Женевской конвенцией.
     
    Колючий нравится это.
  14. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    А что делать? :)
    Всё равно ведь на вопрос никто не ответил, - да никто тут и не знает, какая там распиновка у Aztech, ведь для этого нужно иметь документацию (или опыт экспериментирования с целым рядом таких карт).

    Да, похоже.
    Но почему тогда при подсоединении второго контакта к карте она начинает звучать на порядок хуже?
    Может, этот второй контакт - не для чёрного провода, а для какого-нибудь ещё?
    Не зря ведь на материнской плате четыре штырька, а не два. Интересно, они когда-нибудь все задействовались?

    А что такое?
    Не, не должны :)
    Для кого как, а для меня оно звучит ностальгически, ибо практически все 1990-е я сидел на ПК с одним только PC Speaker, пройдя на нём всю классику. Увы, в мой 386-й ноутбук ничего другого поставить нельзя было, только Covox временами.
     
  15. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Пример разводки из документации на TUSL2-C. Средние два контакта разъема спикера - земля.
    tusl2c-104_41.png
    Вероятно, разъем предусматривает контакты управления, +5В, GND и выход с резисторного делителя напряжения.
    Хех. В Википедии есть описание контактов: Динамик ПК — Википедия
    Безымянный.png
    Английская версия содержит такую таблицу контактов:
    Безымянный2.png
    Почти во всех корпусах спикер подключается контактами управления и +5В.

    Проверьте контакт спикера (его корпуса) с рамой системного блока. Есть вероятность замыкания через паразитное сопротивление. Из-за этого звук тихий (фактически резисторный делитель). А при отключении +5 динамик подключен через это паразитное сопротивление к GND.
     
    Последнее редактирование: 11 авг 2019
    Goblinit нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Зачем?
    Динамик корпуса у меня же не подключён, речь о подключении выхода на PC Speaker к звуковой карте.
    --- добавлено 11 авг 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 авг 2019 ---
    Так это я давно читал, ещё до того как всё спрашивать :)
    Как раз и интересно, на каких таких "некоторых материнских платах" задействованы все 4 разъёма.
     
  17. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Забыл про звуковую карту.
    Значит, в ее схеме есть соответствующий делитель. Тогда все нормально, у нее внутренняя привязка ко второму контакту.

    К средним контактам, если они имеют необходимую разводку +12В/-12В, подключается BUZZER.
    Пример разводки есть на этом форуме отличия buzzer от speaker
    buzzerspeaker.jpg
    Там же: "На средние контакты (buzzer) прицепил LED, он загорается вместе со скрежетом встроенного в плату бипера.".
    Получается, BUZZER такой же динамик, как и SPEAKER, только с большим сопротивлением, или выход на какую-то плату расширения, например на модем... Хммм... Или на два динамика, подключенные последовательно. Вроде, на старых брендовых IBM встречались два динамика... (Проверил модели IBM PC, IBM PC/XT и некоторые другие. В них динамик подключен к 5 В. Разъем с ключом и заземлением).
     
    Последнее редактирование: 13 авг 2019
    Goblinit нравится это.
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    Интересно!

    На "Вогонсах" мне сейчас написал один владелец Aztech: к его новой карте поставлялся проводок для PC Speaker - и да, с одним только красным разъёмом. Зачем тогда было распаивать второй?..
    --- добавлено 11 авг 2019, предыдущее сообщение размещено: 11 авг 2019 ---
    Посмотрел отрывок из руководства пользователя: оказывается, PC Speaker можно подключить и к разъёму "Phone" на той же звуковой карте, на котором уже все четыре штырька:
    Что, у MPC другая распиновка была? Или это как раз те некоторые материнские платы, которые задействовали все четыре разъёма для PC Speaker?

    Да - подумалось, что второй контакт на основном разъёме "PC Speaker" мог предназначаться для регулировки громкости. Которая у меня на карте ампутирована, потому и ничего не слышно.
     
  19. Fantella1978

    Fantella1978

    Регистрация:
    13 авг 2019
    Сообщения:
    3
    Может кому пригодится, иногда нужны драйвера для старых звуковых карт. Вот тут много моделей прошлого и позапрошлого десятилетия: Audio Card Manufacturer List На ESS полный набор!
     
  20. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    По Вортексам совсем ничего, да и по креативам много чего нет
     
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.468
    @Fantella1978, на Aztech, увы, тоже ничего...
     
  22. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    C Ацтеком проще, он в ДОСе и так эмулирует либо SB 2.0, либо SB Pro, а в винде есть драйверы.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление