1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Всё верно. Разница есть, и немалая. Если быть точнее и подробнее, то версия L/XL/XXL (что одно и то же), она же 1.2, на чипсетах Dream SAM9407 и Crystal 4236B. Разъём для дочки доступен только для XL/XXL, т.к. располагается на 5-дюймовом расширении. Версия S, она же 1.3, на чипсетах Dream SAM9407 и Analog Devices AD1816AJS. На плате есть распайка под WaveBlaster, но я не видел ни одной фотографии, где был бы реально посажен разъём. Понятия не имею, рабочие ли на ней контакты, но это легко проверить, если иметь эту карту. Возможно, на плате отсутствуют ответственные за это элементы, и без шаманств не заработает. Допустим, работает: если впаять разъём, то дочке будет мешать соседний разъём SIMM, так что нужно будет разместить дочку по-другому.
    Версия L/XL также представлена более ранней ревизией 1.0, в инете есть сведения, что она имеет ошибки в реализации работы с модулем расширения. Лучше с ней не связываться.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:13 ----------

    zx-c64, если есть желание, спроси у hard1k, он продавал свою EWS64S. Но она у него без планки S/PDIF, а качество аналогового выхода у терратека отвратное, не лучше, чем у средней ISA-карты.
     
  4. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    ну а что лучше с т.з. олдгейма, с или л?

    AD1816, такой кодек встречал на совсем уж дешевых клонах
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А я дорогих клонов SB Pro и не знаю, которые бластеры в чистом виде, без навесного крутого миди типа черепах или терратека. Все клоны дешёвые, что ESS, что CS, что AD. И все один хрен. Ну если ориентироваться на вогонс, то больше всего из клонов ценится именно Кристал, многие сходятся на том, что у кристал наилучшее качество ЦАП. Исходя из этого, предпочтительнее версия L. Однако если на плате канал LineOut поганый, то никакой качественный ЦАП кодека не спасёт. Что мы и наблюдаем на Терратеке. Лучше его юзать через цифровой выход, конкурентов по качеству звука среди ISA-карт не будет. Без преувеличения! Насчёт версии S определённо на 100% сказать не могу, у меня такой не было, не слушал.

    И чтобы разъяснить полную картину, советую поискать здесь или на модлабс мои описания архитектуры EWS64. Никто больше этим не заморачивался. Вкратце: истинную цифру мы слышим только от Dream, от Crystal мы слышим прекрасного качества DAC, прошедший обратную конвертацию ADC и в таком виде попадающий на S/PDIF через тот же Dream. Так как сигнал от чипа Crystal на своём пути DAC-ADC минует каскад аналогового усиления с его шумом, мы всё равно получаем отличный звук, несмотря на то, что он прошёл аналоговую стадию с двумя конвертами. Задержек никаких нет, всё великолепно. На карте существует сложная система роутов между двумя DSP через микшер платы, которую можно настраивать по-разному.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:06 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:43 ----------

    Здесь подробнее.
     
    Колючий нравится это.
  6. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    easy_john,
    Все лишнее отключается и у макса (джамперами), и у PNP (утилитой настройки), так что можно брать любую, при этом Ace раза в 3 подороже прочих будет из-за "коллекционной ценности". А вот звучат они все по-разному, PNP мне не очень понравился - слишком стерильно, был еще "зеленый китайский гусь", тот звучал очень похоже на AWE, ну и у макса на мой взгляд наиболее приятный звук. Classic/Ace не слышал.
    zx-c64,
    Есть же и LAPS и SSC1, хотя и стоят дофига. А бесплатная, и безгеморойная, программа для софт мпу уже давно есть - досбокс.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я уже поправился, что имел ввиду ультимейт а не макса.

    далеко не все там отключается, если я правильно помню. подружить его с awe было геморойно.

    Никакой ценности, стоил дороже только потому, что выпустили их меньшей партией. Я свой ace продал, оставил classic.

    Не-не-не. Если мы тут начнем обсуждать теплный ламповый и различия звучания одинаковых карт, то тему можно закрывать.

    Вот да, вариантов получить intelligent mpu несколько, для настоящих задротов есть lapc, scc, отдельные mpu в isa и даже их клоны.
     
  8. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    две страницы назад onkyo wavio. уверенный mid-range
    печаль. городить на стол ресивер в планы не входило. хотя, может на audigy 2 вход цифровой будет под досом работать, надо попробовать (аудигу или лайв все равно для вин игр ставить надо)
    только хардваре, только хардкор
     
  9. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    easy_john,
    У меня без проблем работали вместе, правда кроме AWE и гуся, других ISA карт в системе не было (разве что fm радио, занимающее единственный порт, и никем, кроме родной программы, не видимое). AWEшка стояла с "дефолтными" параметрами, а гусь по-моему с теми, что я использую для классики (IRQ 7, адрес 260, DMA 3 и 6). Впрочем, гусь пнп - карта весьма капризная и глючная, так что все может быть.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не, они отлично работают, когда подружишь их друг с другом.
    Я имел ввиду именно процесс выбора и установки ресурсов.
    Во первых сначала надо ставить одного gus pnp в систему и утилитой выставлять irq/dma так, что бы все, что надо работало, и оставались 220/5/1 для awe.
    Больше всего меня бесила утилитка правящая nvram, как-то в ней не очевидно, какие поля какие значения можно поставить и почему, из-за этого приходилось по пять раз перегружаться, пока распихаешь так, что бы никому ничего не мешало.
    А вот как там что-то отдельное можно было отключать - я такого не помню.

    Вот, глюков я за ней не замечал. Стоит себе во машине с п2, работает, есть не просит. наверно уже года три там и все отлично.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Vit Skystranger, при чём здесь досбокс? Базару нет, современный досбокс с лихвой покрывает вообще почти всю эту тему. Но тема эта априори подразумевает обсуждение чистого доса, а не досбокс. SoftMPU по сути взят из досбокса, ну и что? Эта прога создана опять-таки для настоящего доса, что здесь и обсуждается, поэтому я не понимаю этот перевод стрелок на досбокс. GUS Ace ценится вовсе не из-за коллекционности своей. Эта ревизия отличается отсутствием всего "навесного", то как канал записи, CDROMы, микшер, геймпорт. В итоге получаем самый некапризный и легче других гусей уживающийся с блястерами гусь. Тогда, в 90-х, всё это навесное, наверное, было нужным, а сегодня ретрогеймеру на фиг не надо. Отсюда и происходит его главная ценность. На втором месте - уже его относительная редкость, тяжелее найти, чем другие модели. Ну а на третьем и последнем - это коллекционная ценность в глазах буйнопомешанных маньяков с домашним музеем, причём MUST HAVE обязательно и 1.0, и 1.1 !!! Чтобы было. Не пользоваться, а вставить в рамочку для истории. Это не про текущую тему.

    Ну допустим. Один из сотни, небось?

    ---------- Сообщение добавлено в 16:12 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 14:18 ----------

    Не будет. Тема давно обсосана на вогонс. Выход не работает, не вижу причин, почему должен работать вход :). Я не просто этому верю, я сам проверял. Хотя настройка DigitalOut есть, она что мёртвому припарка. И, странное обстоятельство, линейный (аналоговый) вход на лайвах/аудигах тоже в досе не пашет. Только через CDin. И это я тоже проверял.
     
    дядя Лёша нравится это.
  12. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.060
    Спасибо этой теме. С помощью неё я узнал, что звуковая карта Sound Blaster Live отлично поддерживает старые Досовские игры. Звук чёткий и приятный. Также звук неплох и в Windows играх. Работает и под Вин98 и под ВинХР. Музыку тоже классно играет.
     
    easy_john нравится это.
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Awave Studio позволяет конвертировать банки (например, SF2) в форматы Turtle Beach Pinnacle (*.pbf) и Turtle Beach Wavefront (*.wfb) - это то, что тебе нужно?
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Надо попробовать, я уже и не помню, какой формат ему можно подсунуть.
    Где взять Awave?
     
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Поздравляю! LAPC-I во сколько обошлась? Пару раз я видел, как боксовые комплекты с MCB-1 уходили с ибея по $500-550.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2013
    easy_john нравится это.
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, на ебае нашел. Там же видно, что из америки посылка.
    Да, примерно столько и пришлось отдать.
     
  19. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    во, блин, а тут летом такую за 3000р продавали
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Где? :shok:
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, лет семь назад они столько и стоили. Если не следить за рынком можно и за 3 продать.
    Если еще будут - пиши мне, я куплю. И даже не для перепродажи, а в собственные компы.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2013
  22. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    676
    прошу прощения, с scc перепутал
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление