1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Offtop

    Ты за диалогом не следишь что ли?
    Речь была не про цены, а про "фетишизм" и судя по тому набору, что у него в подписи, он сам - тот ещё "фетишист".

    Ты не путай оригинал и галимую поделку.
    С таким же успехом, нах. вообще покупать все эти Ultrasound, Voodoo, комп под них с нужными слотами, шинами, чипами... ЗАЧЕМ? Бери самый дешевый и БЮДЖЕТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ПК и ЭМУЛИРУЙ ДОСБокс со всеми приблудами!
    Нах. тратить бабки и городить какой-то ещё один "сетап", когда ЛЮБОЙ современный (и лет 15 минус) комп сделает эту работу да ещё и лучше?!

    Да, и на стены можно навешать репродукций с картин, которых вы вообще даже физически купить не сможете даже если ограбите все банки мира. Купите в переходе репродукцию и наслаждайтесь. А можно вообще скачать и распечатать.
    Я как с дураками общаюсь сейчас, ей богу.

    А по Роланду: дык музыканты до сих пор используют это "старьё" и оно очень неплохо справляется со своей задачей и они, кстати, почему-то вообще не воспринимают тот же SCVA как альтернативу оригинальной железке. Такие дела.
    И еще, тут писали, что в свои годы он стоил адекватно, так вот нет, он стоил НЕАДЕКВАТНО, как и всё профессиональное оборудование! И да, по мне, так его "адекватная" цена баксов 20 сейчас, но реально, его цена около сотни и меньше она скорее всего уже не станет, а станет только дороже по причине того, что это всё уже стремится в раритеты и становится их всё меньше.
     
    Последнее редактирование: 2 янв 2020
    LANRUS нравится это.
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.444
    А такой вопрос. В описании ноута указано

    Crystal CS4299-A Codec Chip 16-bit stereo, Windows Sound System Ver.2.0 Sound Blaster® Pro compatible (in DOS box only) 3D sound support with HRTF 3D positional audio Direct 3D Sound Hardware acceleration for DirectSound and DirectMusic Full Duplex support MIDI Support

    Что означает это "in DOS box only"? При запуске досовской игры непосредственно под Win98? Или в режиме эмуляции MS-DOS?
     
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Естественно, из под вЕнды (в окне), дабы дрова использовались виндовозные.
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.444
    Т.е. звуковую карту настраивать дополнительно никак не нужно (после установки драйвера), а в играх нужно приписывать те же настройки, что и для стандартного Sound Blaster?
     
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Открой консоль и введи команду SET.
    Посмотри есть ли переменная окружения "BLASTER" и какие значения там установлены.
     
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.444
    Да пока там ничего, кроме ХР, не установлено, смотреть нечего. Как я понимаю, нужна 98SE или Ме, под ХР это хозяйство работать не будет (если вообще игры запустятся)
    Я просто прикупил на днях для опытов пару 15ГБ дисков 50pin, вчера вроде как удалось подружить один через адаптер на 44pin с ноутом, сейчас думаю, что ставить.
     
  9. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Дрова на звуковуху стоят?
    Звуковуха в винде работает?
    Открой command.com, введи в ДОС-окне SET
     
  10. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Картины Пикассо тоже не дешевеют. Тем не менее, вряд ли я их себе на стену вешать буду.
     
  11. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Полагаю, что они тебе вообще "по-барабану"? Но вот когда ты в какой-то теме и чем-то увлекаешься, то вполне разумно себе купить недешевую вещицу, которая будет доставлять тебе удовольствие, но при том, которую ты еще и всегда в состоянии продать дороже чем покупал.
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Несколько "диких" вопросов.

    Занялся звуковой картой на микросхеме Yamaha YMF740B-V (PID 1073 VID 000A). Необычный красный текстолит.
    000.JPG 0105.JPG
    Для меня это первая карта на микросхеме Yamaha (даже SB с ними еще не встречались) и я не совсем понимаю вот что: есть у YMF740B-V в DOS поддержка wavetable в каком либо виде? Например, чтобы в DOOM выбрать MPU401 и услышать музыку.
    Здесь в форуме было упоминание, что не поддерживает вообще, только эмуляция SB.
    Из спецификации на YMF740C (ближайшее, что смог найти) "By using the Software Driver from YAMAHA, PCI Audio
    provides 32-voice XG wavetable synthesizer with Reverb and variation." Общая фраза, операционная система явно не указана.

    UPD
    С первым вопросом разобрался.
    Yamaha YMF7xx - Wikipedia
    "Legacy support includes an OPL3 FM synthesizer, Sound Blaster Pro (22 kHz 8-bit Stereo) emulation and MPU-401 compatible MIDI interface. In addition to OPL3, DOS applications running under Windows 9x/Me can also use the XG tone generator."
    Под чистым DOS только SB Pro и никакого wavetable.

    Второй вопрос.
    Драйвер v. 3.16 для DOS, материнская плата на чипсете VIA Apollo Pro133Z, т.е. поддерживается только INTA и требуется запуск Dsdma.exe.
    В том-же драйвере v. 3.16 запуск выглядит так:
    Код:
    @echo off
    setupds /s
    if errorlevel 2 goto loadtsr
    set blaster=A220 I5 D1 T4
    goto break
    :loadtsr
    DSDMA
    :break
    
    Но, при работающем DSDMA запуска setupds для конфигурации вызывает зависание. Так и должно быть?
    Так же вызывает зависание запуск других программ. Например, мне пришлось перенести запуск драйвера мыши до запуска DSDMA.


    YMF7x4 FAQ (YMF724, YMF740, YMF744, YMF754)
    Версия 3.16
    Андрей Ревво
    Ссылка на архив: Wayback Machine
    Ссылка на копию: Содержание Общие вопросы Что это за карты, в чём отличие, какие покупать, проблемы поддельных карт, что поддерживают и т п
    Файл с оригиналом в приложении
     

    Вложения:

    • ymf-faq.txt
      Размер файла:
      45,5 КБ
      Просмотров:
      230
    Последнее редактирование модератором: 9 янв 2020
  13. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.151
    @Strannik_, у меня была подобная поделка на PCI из серий Yamaha OP3SAx (обычно они еще WSS поддерживали) нормально заработала только когда в биос вручную разнес все что возможно + отключив что можно было отключить хотя бы временно, чтоб irq\dma освободить. Эта же больше на близкого родственника CMI8738 смахивает, под маркой ямахи.
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2020
    MAN-biker нравится это.
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Tigoro, IRQ и DMA у нее отдельные. Микросхема точно Yamaha: VID/PID соответствуют. YAMAHA DOS Utility v. 3.16 определяет карту корректно. При запущенном DSDMA звук в играх есть. Без DSDMA - есть музыка Adlib (в Fury of the Furries при этом отключатся спикер).
    Если рассматривать со стороны DOS-игр, то серия Yamaha YMF7xx использует "настоящий" синтезатор OPL3 FM (внутри основной микросхемы).

    Нашел в запаснике C-Media L-8738-4C (CMI8738_PCI-SX)
    0101.JPG
    Как и ожидалось, у нее другие VID/PID: PCI\VEN_13F6&DEV_0111&SUBSYS_011113F6&REV_10\3&61AAA01&0&60
    Запустил на CUV4X Rev 1.03 (Asus) с драйвером DOS_V21_1.98 под DOS 6.22. Эмулирует SB Pro. Естественно, без WT.
    В играх с ней всё очень печально. Ни в одной, из десятка протестированных, звук не заработал полностью. Возможно, несовместимость с чипсетом VIA. Требуется проверка на Intel.
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2020
    Tigoro нравится это.
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.492
    С ней как повезёт. На тестовом стенде на VIA карты на 8738 работают по разному. Возможно из-за разных вариаций самого 8738, возможно ещё из-за чего.
    Сталкивался как с нормальной работой, так и с проблемами. В частности на текущей карте тестового стенда с DOS играми всё плохо. В том же Wolf3D смог получить только крики и выстрелы, музыка не воспроизводится никак, часть звуков выдаётся только спикером. В Doom есть звуки, нет музыки.
    --- добавлено 11 янв 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 янв 2020 ---
    ЗЫ. Текущая 8738 в стенде тоже Г-образное УГ, с местами похожей, но всё же другой разводкой. Чип тот же 8738З/PCI-SX.
     
    Tigoro нравится это.
  16. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    фух, освоил я таки за пол года 250 страниц, весьма увлекательно вышло, нешуточные тут склоки и интриги - не хуже таки санты барбары ;) узнал\вспомнил много полезного. Но остались таки вопросы, если уважаемые господа - прольют свет - буду признателен. А именно: заинтересовала меня обычная китайская заглушка на ес688 чипе nbgf https://newauctionstatic.com.ua/off.../edison_gold_16_ess_audiodrive_es688f_isa.jpg, обычная такая сбпро\адлиб карта, на ней имеется разьем под дочку, как тут уже писалось ранее - чип этот не поддерживает дочки, и действительно, при подброшенной дочке нет и намека на звук. Так же тут упоминалось, что это некий SBMIDI интерфейс, найти информацию о котором я так и не смог, кроме как в каком-то креативовском сдк, что для меня малопонимаемо. диагностические тулзы с вогонса - пишут что миди порт находится в дизабле и конфигуратор на активацию не дает ничего, хотя прерывания и тп меняет. Так же инфа была о неком резиденте, который активирует порт, эта прога mpuenable так же была взята от туда и ничего не принесла. Вопрос - ест ли достоверная информация что это за порт, как с ним работать и получить звук, ну как-то неверится, что гребенка есть а звука нет ;)))

    после этого пойду видео осваивать ;) там вроде тоже много букаф ;)
     
    MAN-biker нравится это.
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    Если я правильно помню, то SBMIDI будет работать только в играх, которые поддерживают вывод звука таким образом. Особенность тут в том, что альтернативно умные криативовцы завернули миди-команды на свой сигнальный процессор в тот же самый порт (220 по умолчанию), на котором весь остальной PCM-звук висит. Так что, особых надежд питать не стоит. Ставьте рядом ещё одну карточку с нормальным MPU-401 совместимым выходом.
     
    Goblinit нравится это.
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А разве у нее, "как у всех", нельзя снять МИДИ-команды с гейм-порта?
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    @MAN-biker, а откуда они там возьмутся? Данные с иса-шины должны быть преобразованы MPU-401 совместимым устройством или схемой в сигналы, совместимые с MIDI-интерфейсом. Гейм-порт - это отдельное устройство с отдельным подключением и адресом. То, что на свободные пины этого же разъёма выводят иногда и MIDI-сигналы - просто экономии для.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.492
    На этой карте может быть не только 688, но и 1688. У второго встроенный ESFM синтез, вместо внешнего OPL3, и ЕМНИП, нормальная реализация MIDI.
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.768
    @Колючий, да, но конкретно у варианта на фото присутствует внешний YMF, а значит это 688.
     
  22. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    Все верно, карта один в один на 688, поставить вторую карту - не проблема, такой задачи нет просто - я хочу получить звук именно с гребенки. Да и потом - а почему речь идет о креативе, если чип совершенно другого производителя, они же не делали тупо клон, а выпустили свой продукт с поддержкой сбпро. В моем представлении - она должна работать, вопрос как заставить, может там распиновка иная или нужна другая прога для активации, неужели никто никогда не пытался получить звук с дочки на 688 чипе?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление