1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Нет, потому, что это "Неуловимый Джо" =)
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Я про то, что нормально работать дочка будет только на другом варианте этой карты на 1688.
    Тут же только с костылями и проблемами.
     
    MAN-biker нравится это.
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Воспользуйтесь поиском на форуме. Даже в этой теме это уже обсуждалось и проверялось. А уж если поискать в интернете, да ещё и англоязычном...

    А ещё лучше, разберитесь, что такое MPU-401, который по умолчанию используют игры для вывода MIDI и которого в ES688 нет. Криативовский SBMIDI был упомянут, так как эта карта эмулирует Sound Blaster и, соответственно, его сигнальный процессор, который на криативовских картах использовался вместо MPU-401 (но криво).

    Проверенный способ добыть миди-звук на дочку в этой карте - это использование Soft-MPU (программный эмулятор MPU-401) и то, работать будет только в голом досе. Более современные игры с защищенным режимом будут молчать.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    Хорошо, я вас понял, тогда вопрос ребром - зачем тогда распаивали эти колодки и обвязку китайцы, мне кажется они б сэкономили, еслиб это не работало?!
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    @sergio27ru, потому что на эту же карту без изменений в текстолите и обвязке можно поставить чип 1688, который уже поддерживает MPU-401. Китайцы ставили то, что было в наличии из чипов.
     
    MAN-biker нравится это.
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    Поэтому SB Live! в DOS на контакт MIDI OUT ничего не выдает?
    Недавно столкнулся с этим, еще не разбирался.
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Не совсем. У Live! через программную эмуляцию в досе всё работает.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @TheMadLynx, странно. Устанавливал драйвер для Live!, в CTSYN.INI MPUPORT=330, в BIOS все встроенное отключено. На внешней опторазвязке питание есть, MIDI OUT не моргает.
    С AUREAL и YMF740 проблем нет.
    Может, накосячил чего.. Надо будет проверить еще раз.
     
  11. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    чтож, впоне логично, благодарю за разьяснение, те, если я на эту плату вместо 688 воткну 1688 - произойдет чудо и гребенка заработает?!
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    @sergio27ru, вам подпись шелкографией на текстолите под чипом плохо видно (ES688F/1688)? Должно работать.

    bd259f24bbbd4e1e87602651278c2b70.jpg
     
  13. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    видно хорошо, обвязка вызвала сомнения, но раз говорите заработает - проверю ;) посмотрел даташиты на 688, 1688 и 1868, при беглом взгляде - у песледних двух назначение ног идентичное, соответственно - буду проверять заменив 688 на 1868
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Обвязка будет различаться.
    Надо смотреть карту с твоим дизайном но 1688, для сравнения, чего нужно убрать/добавить/заменить.
    --- добавлено 29 янв 2020, предыдущее сообщение размещено: 29 янв 2020 ---
    Там же внешний FM у 688, возможно ещё какие моменты. PCB одна и та же, но различия в мелочёвке обязаны быть.
    Не обратил внимание, что ты как раз ту же карту но c 1688 показал...

    Если не будет различий в прошивке плиски (GAL20V8B ), то пересадка возможна.
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2020
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    После пересадки будут звучать сразу два синтезатора: внутренний ESFM и внешний OPL. Это в теории. Интересно, как будет на практике =)
     
    MAN-biker нравится это.
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    На практике может случиться волшебный синий дым. Там, думаю, что-то из обвязки будет в духе перемычек работать.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    "Чем бы дитя не тешилось..." Звуковуха самого нижнего уровня ("ниже плинтуса"), с непонятным нерабочим нестандартным разъёмом... НАХРЕНА вообще весь этот геморрой городить на карте ценой в 100 рублей?!
    Не имеющей никакой ценности, в том числе и исторической!
    Паять чипы? Да ещё с такой кучей неизвестных в итоге?!
    Ладно бы цена вопроса была хотя бы 3-5к. СТО РУБЛЕЙ!!! Пипец, я вас не понимаю. Тут даже в самом эксперименте ценности никакой не предвидится.
     
  18. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Нет, в эксперименте ценность как раз есть. Человек попрактикуется QFP-чипы паять.
     
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Извините, но нет в этом ценности никому, кроме как самому человеку, который научится паять их. Но это просто "механический" навык, в этом нет "ценности исследования".
    А в том заработает ли другой чип на плате тоже ценность не велика.
    Да, заработает... если обвязка совпадет или если ее подкорректировать. И что?
    Мне вот даже не интересно, заработает ли это в итоге.

    Вот если бы вы мне сделали работающий ISA-слот, который можно было бы подрубить к ЛЮБОЙ современной плате через стандартный современный интерфейс (к примеру, по USB или PCI-Express), чтобы я туда мог воткнуть, к примеру, GUS или SB16 и чтобы это нативно в ДОС там заработало (или хотя бы через ДОСБокс какой-нить).
    Вот это интересно было бы.
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2020
  20. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Offtop
    Циник. Злой. Тебе приятно делать людям неприятно. Уважаю. Но жене не завидую. :)
     
    MAN-biker нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @2Rain, такая энергия должна направляться в правильное русло, а так это "отапливание вселенной" пачками баксов.
     
  22. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Offtop
    @MAN-biker, это хобби. И не самое плохое. И за свой счёт Поэтому "не должна". Вдруг это начало нового профессионального самоосмысления. Зачем сбивать на взлёте? Я тоже делаю иррациональные вещи ради удовольствия. :)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление