1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. sergio27ru

    sergio27ru

    Регистрация:
    26 окт 2019
    Сообщения:
    10
    Спасибо!, все теперь встает на свои места по мере освоения текста ;)
     
  4. Kill_switch

    Kill_switch

    Регистрация:
    12 янв 2019
    Сообщения:
    438
    В комплекте с звуковой картой ESS 688 шел зеленый диск с надписью Idema Multimedia (возможно Idema CD-ROM). Если у кого вдруг имеется, можете снять образ и скинуть куда-нибудь? Заранее спасибо.
     
  5. MAZterXP

    MAZterXP

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    731
    Такая тема уже была:
    Soft - Диск от звуковой карты Pine Group PT-230X ISA (ESS 1868F)
     
  6. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Приветствую, пару месяцев назад купил себе MIDI-дочку Dreamblaster S2. Я ориентировался на те примеры звучания, которые есть в сети,
    и они были вполне приемлемы, но все же считаю,что надо бы дополнить их, например, играми которые изначально GM не поддерживали и традиционными треками, которые выкладывают для оценки General MIDI дочек
    Думается так будет честнее к потенциальному покупателю этой платки, все таки это немного дороже чем большинство ретро звуковых устройств =)
    Все примеры ниже честно записаны прямиком из игр, по-возможности пропатченных для поддержки GM или в режиме MT32 посредством GSPLAY в верхнюю память.
    Запускалось на AMD486120 с нажатой турбо из MS-DOS, звуковая ESS1868F AudioDrive












     
    Soundoomer, Thomas Wolfe и Goblinit нравится это.
  7. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А скажите если имеется в наличии Yamaha DB50XG есть ли прок в покупке этого самого Dreamblaster S2?, с учетом того что что и ее я редко юзаю хватает Yamaha PCI YMF724.
    Еще вопросик: имеется клавишный синтезатор Korg Triton Extreme 61 с входами и выходами MIDI, можно ли его совместить как то с портом MIDI той же Yamaha PCI YMF724, AWE64 или SB клоном для синтеза и вывода им MIDI звука с DOS/Windows игр?
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @1q2w3e, не понравилось мне как этот Dreamblaster S2 звучит.
    В Думе звучит классно, в Дюке, похоже, тоже неплохо.
    В MONKEY2 вообще фигово.
    Где-то приемлемо, но много где - не сбалансированно, ИМХО.
    Короче, "не Роланд" ни разу =)
    А вся фишка роландов как раз в их "бархатистой мягкости" и сбалансированности, которая даёт классное звучание практически везде.

    Блин, если у тебя есть DB50XG, то можешь с чистой совестью просто забыть напрочь любые другие XG синты за ненадобностью (ежели только тебе не подавай "разнообразия", пусть оно и будет звучать хуже).

    А попробовать "дунуть" ему на MIDI-вход какую-нить мелодию не судьба чтоль?
    Если у него есть нормальный встроенный GM-синт, он должен зазвучать на выходе.
    Курни мануал на него.
     
    Последнее редактирование: 31 май 2020
    Thomas Wolfe нравится это.
  9. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    MONKEY 2 не поддерживает GM, так что отсутствие какофонии уже отлично
    --- добавлено 31 май 2020, предыдущее сообщение размещено: 31 май 2020 ---
    полагаю нет,плюсы Dreamblaster S2 в моем понимании это меньшее количество пиастров и небольшие габариты. если игра не поддерживает GM попробуйте запустить GSPLAY перед игрой, иногда помогает:
    LH C:\GSPLAY\GSPLAY.EXE MT32
     
    Последнее редактирование: 31 май 2020
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Если игра не поддерживает GM (хотя, как раз MI2 вполне неплохо звучит и в режиме GM), зачем пытаться "играть её" на синтезаторе GM, даже в режиме MT32. Для этого уже давно сделали MUNT (у кого нет железки).

    В этом случае может быть что угодно на выходе, тут только экспериментировать в поисках максимально приличного звучания конкретной мелодии на конкретном синтезаторе с разными настройками.
    Но вообще, это "от лукавого" всё, ИМХО.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  11. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    эксперимента ради, и лишняя опция всегда приятно, не агитирую во общем, а так да, MUNT это отличный вариант если рядом с ретро-системником есть достаточно мощный комп и нужная коммутация
    1 строчку вбить недолго, результат может быть и положительным
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Мне не понравилось звучание в Doom, понравилось в дюке, к обезьянам тоже без претензий.
     
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Запусти через MUNT хотя бы и сравни.
     
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    ЕМНИП, Doom вообще под GUS затачивался (и там он действительно звучит).
     
    MAN-biker нравится это.
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Дискуссионный момент. Гусей много, звучат по-разному. На мой взгляд, то, что пытались выдать гуси, с поправкой на продвинутый звук, лучше делает Sequoia/S-2000:
     
  16. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Немножко не в тему олдовости, совсем немножко. :rolleyes:
    Есть ПК с Audigy на КХ-дровишках.
    Вопрос - реально ли средствами КХ стереопоток преобразовывать в 2.1, естественно с регулируемой фильтрацией, и выпихивать на саб и фронты?
    Был бы признателен за ссылку на мануальчик. :)
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @2Rain, не в тему ответа на ваш вопрос) Я вообще не сторонник саба. Предпочитаю квадро систему. В Foobar есть конвертор стерео в 4 канала, - результат отличный!)
     
  18. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Иногда хочется мяса
     
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Он и на AWE32 звучит отлично, впрочем, как и на "эталонном" Roland SC-55.

    Гусей во время выхода Дума, насколько я помню, был "один" - GUS да MAX (ну и кастрат ACE).
    Про какую Секвойю речь, впервые слышу. Ensoniq Soundscape, чтоль?
     
    Последнее редактирование: 31 май 2020
    Thomas Wolfe нравится это.
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ну уж дудки, брось заливать то!
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    ага
     
  22. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Мне лень искать по старым е-зинам. Но это точно было. И уж нельзя отрицать, что Doom действительно на GUS _звучит_, а с роландом ну довольно пресно играет.
    --- добавлено 1 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 1 июн 2020 ---
    Кармак тогда за попсой и не гнался (ну вспомним, на чём Дум разрабатывался).
    --- добавлено 1 июн 2020 ---
    Собственно, каждый сейчас может включить в GZdoom timidity и послушать E1M8 и E2M2, например.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление