1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А, SCC-1 где-то в районе 100-150 баксов стоила недавно, да. Правда уже то же какое-то время не встречалась. Я ее то же ищу, но более вяло, она не на столько раритетна.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тут пишут, что Aureal Vortex 2 (pci) в голом досе работает как SB Pro и выводит звук на sp-diff. Кто-бы проверил, так это или нет?
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я могу проверить в ближайшем будущем. Есть понимание, какие дрова необходимо для этого устанавливать?
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет. Просто встретил эту фразу в тексте. Подумал, что может кто-то заинтересуется и проверит. Может человек напутал и имел ввиду дос-окно windows.
    Можно начать с изучения факов:
    http://www.ixbt.com/multimedia/vortex2faq.html
    http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?t=54663
    http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Пока нашел только
    "DOS
    Игры работают в DOS box под Windows с небольшими глюками. Иногда это связано со звуком, иногда v простые зависания. Для работы в обычном DOS потребуется специальный драйвер." http://www.comprice.ru/articles/detail.php?ID=43381
    И Vortex Mixer (DOS) тут http://release.radeon.ru/2048.htm
    Может драйвера на официальном CD поискать?

    UPD и, даже, наоборот "The original Monster Sound card was highly innovative in this regard, but also controversial because it basically broke DOS game compatibility which was still critical at the time. DOS game audio was only functional within a Windows 95 DOS box, which was a finicky way to try to run these old games. It came equipped with a 2MB AdMOS MIDI daughterboard." с английской вики. Правда это про первый MS а не про MS300.
     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2013
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Эта ссылка касается Diamond MX400 на базе ESS Canyon3D, к Aureal эта карта никакого отношения не имеет, в отличие от более ранних серий Diamond MX.

    У меня вообще не Diamond, а обычный Aureal Vortex2 SQ2500.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, обратил внимание. Тогда снимается.
    Нашел вот тут, что в досе таки mx300 работает http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:6261
     
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    А что собственно вас так удивляет? Почему бы pci-карте не работать в досе?
     
  11. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    То, что PCI-карты могут работать в DOS, не удивляет. Вот если S/PDIF выход будет работать в DOS - это уже интереснее. Особенно для LANRUS, хотя у него всегда остается возможность заявить, что SB Pro и S/PDIF уже умеет Terratec EWS64.
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    спдиф в дос, п4 с 4 иса-слотами, в каждом из которых стоит звуковая плата, туалатин на 440бх... неужели это про меня?
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Основной вопрос был работает ли sp-diff в досе.
    Но, вообще, pci звук работать в досе не обязан, dma нужные не заведены на pci.
    Второе - совсем не обязательно для всех pci были дрова под дос, все же большинство производителей pci звука ориентировалось на винду уже.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:46 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:45 ----------

    Не взлетит. Ресурсов не хватит. :)
     
    Ulysses нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Интересно, почему во всех старых звуковых faq утверждается, что Turtle Beach Pinnacle абсолютно не совместима с досом?

    Прямо сейчас стоит в голом досе и играет сочный такой миди в descent.
    Собственно, даже наличие в директории с драйверами поддиректории DOSAPPS должно было навести на мысль. Внутри утилита иницализации, утилита диагностики и досовый плеер wav.
    Утилита включает/выключает dac, midi (mpu-401), joystick, ide модули карты.
    Да, dac висит на каких-то левых портах, скорее всего SB не совместим и использовать не получится.
    А вот миди играется отлично, причем даже не дочкой, т.к. я ее специально для теста снимал, а внутренним rom банком, видимо. Тот самый Kurzweil, наверно.

    А так, для доса, получается карта не хуже аналогичных чисто миди, как, скажем, Yamaha db60xg или TurtleBeach Maui.
     
    Vardok нравится это.
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Aureal Vortex 2 SQ2500 у меня в DOS заработала. Есть SB Pro и эмуляция FM. Но я по глупости забыл USB-карту с Toslink-входом в Москве, поэтому пока цифру проверить не могу.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    99,9999999% не заработает.

    Кстати, меня удивляло, почему на Лайвах и Аудигах тоже не работает, хотя в досовом .INI есть параметр DigitalOut=TRUE/FALSE или что-то в этом роде. На вогонс по этому поводу только руками разводят и говорят о раздолбайстве Креатив. А потом я увидел на ебее карту, видимо, очень ранней ревизии CT4620 с цифровым брекетом в комплекте (наверное, ещё до появления 5-дюймового расширения). Вот и подумал, возможно, как раз на этих ранних ревизиях под досом цифра совместима с креативовским драйвером. Но тратить деньги ради сомнительного опыта не хочу.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Кто-нибудь может рассказать, чем именно так ценится ревизия Live! SB0100?
     
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А какие есть основания полагать, что она как-то особенно ценится?
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Кстати, тоже не первый раз уже замечаю мысли о том, что не все ревизии Live! одинаково полезны.
    В объявлениях о продаже частенько пишут, мол это "именно та самая ревизия SB0100". Еще отдельно выделяется ревизия SB0600. А вот почему именно - непонятно.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Мне тоже это не ясно. Только не 0600, а 0060. Так почему отдельные ревизии ценятся больше других?
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я порылся - нашел гайд, где объясняется, что SB0100 - третье поколение SB Live! с аппаратным декодером Dolby Digital 5.1, а SB0060 - четвертое поколение, поддерживающее 7.1. Соответственно, первое и второе поколение Live! (идентификаторы которых - CTxxxx, а не SBxxxx) - аппаратного декодера Dolby Digital не имеют.
     
    Val07og и Vardok нравится это.
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня стоит SB0100 (купленная еще в 2000г в боксе, но без drive) и парочка SB0220.
    Лейблы в углу
    SB0100 - Live! 5.1
    SB0220 - Live! 5.1 digital
    Цифровые джеки есть на всех, в винде/линухе работают, в досе не пробовал.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление