1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вообще-то Дум разрабатывался в General MIDI (в частности), а звучание треков разрабами действительно оценивалось на Роланде. Но тем не менее Ямаха в Думе круче всех звучит! Напористо. А Роланд слишком мягкий.
     
    dante1 нравится это.
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @LANRUS, ок, ну давай сравним E2M2 GM и GUS.
     
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Рядом Есть тема для карт под винду :)

    Offtop
    Всё можно, сам делал. Если с kx в комплекте больше не поставляется подобная утилита, через ffdshow попробуйте. Мануала не будет.
     
    2Rain нравится это.
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Можно)
     
  7. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.137
    OPL 3 :-)
     
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ну надо понимать. Что во времена первого Doom у 99,9% был клон саундбластера с OPL.
    Но копнём глубдже: много ли у кого тогда вообще был хотя бы SB?
     
  9. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну и что, это не отменяет того что хорошая General Midi карта/дочерка наилучший способ слушать Doom, сечас тоже не у всех 2080Ti, но получить наилучшую картинку с RTX можно именно на ней
     
  10. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Для каждой игры собирать отдельную конфигурацию проблематично, если не использовать виртуализацию
     
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Да тут спорить нечего, GUS в думе это говно даже в сравнении с обычной AWE. Это хорошая карта, но не в думе. Меряться мягкостью ушей и музыкальной чуйкой глупо, тогда просто по фактам:
    Бобби Принц писал музыку на GM синтезаторах. Даже для Commander Keen. Этому есть и видеосвидетельства, можно найти на youtube.
    Для дума скорее всего писал на роланде, официальный компакт-диск с OST "Doom Music by Bobby Prince" это записанные на Sound Canvas мидюки (на заглавной вещи поверх SFX из игры ещё).
    С какой-то версии IDевцы прикрутили к игре DMXGUS.INI, доведённый до ума посторонним дядей (Tom Klok), карта стала чуть-чуть луше звучать, но всё равно отвратно.
    Дум с GUS даёт чуть меньший FPS, чем с SB, хотя должен был бы наоборот. Это если бы игра была под карту "заточена".

    Для GUS делали поддержку по остаточному принципу.

    И вдогонку.
    Карта имела очень скромный рынок сбыта и малую популярность в США, существенно меньше, чем в Европе.
    Интересны воспоминания на этот счёт из известной книжки Кушнера. Как парням бесплатно присылали производители звукокарт свои звукокарты на стадии разработки, чтобы поддержку добавили. А они ими потом через дверные проёмы из комнаты в комнату кидались, как ниндзи звёздочками. Красный текстолит, вполне возможно, тоже летал.
     
    Последнее редактирование: 1 июн 2020
    alfy и Thomas Wolfe нравится это.
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @дядя Лёша, ну значит, вкусовщина. В принципе, с синтезаторами всегда так (уж сколько даже тут копий поломалось насчёт выбора _правильного_ SF2-банка).
     
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    А можно как раз эти примеры услышать? Можно даже архив порта с софтсинтом, не обязательно корячиться с записью звука. Подозреваю, что к оригинальному звуку гуся в оригинальном думе это не будет иметь ровным счётом никакого отношения.

    Или это уже встроено в порт?
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    То, что мне больше понравится звучание MUNT, не отменяет неплохое для моих ушей и вкусов звучание дримбластера.
    --- добавлено 1 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 1 июн 2020 ---
    ИМХО, совсем не очень... Слишком электронно.
     
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Последние посты - прекрасная иллюстрация того, что все мы разные, - и это здорово!)
     
    MAN-biker нравится это.
  16. Kill_switch

    Kill_switch

    Регистрация:
    12 янв 2019
    Сообщения:
    438
    Вспомнился фрагмент из одного ролика.
    Человек обладает какой-то навороченной схемой вывода звука (WT-банк на 1Гб только - оказывается и такой есть), но...
    Какой самый крутой ретро-звук

    А вы тут про AWE vs GUS и Roland`ы :-)
     
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Ну, парень то он интересный, выпуски на уровне. А банк на 1гб - суть извращение. Доведение идеи WT до абсурда. Имхо, конечно. Это все-равно что прикрутить HD-текстуры первому Doom, - все прелесть игры идет в известное место
     
    MAN-biker нравится это.
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Если даже ТЫ отмечаешь, что обычный программный MUNT, который каждый себе может установить за 2 минуты звучит ЛУЧШЕ (читай, для МТ-32 МИДИ, он звучит практически ИДЕАЛЬНО), то нафига нужна еще какая-то железка, которая и денег ещё стоит, а еще её нужно где-то купить, а ещё найти куда ее установить и в итоге она ВСЕ РАВНО ЗВУЧИТ ХУЖЕ... Ответ, в общем-то очевиден.
    И это мы говорим вообще чисто о звучании инструментов, не касаясь всех тонкостей LA-синтеза, присущего MT-32. Если будет игра, которая юзает эти фичи, тут вообще не о чем говорить и сравнивать.

    Ну, FM-синтез - это вообще другое, их частенько нельзя мешать с WT, чтобы выбрать "что лучше".
    В случае полноценного GM, скорее всего и в большинстве случаев, будет конечно же подходящий WT-синтезатор.
    В случае, когда в игре вообще только возможен FM-синтез (серия "Гоблины" в виде флоппи-версий - типичный пример) - вообще вариантов нет, если только выбирать уже между самими FM-синтезаторами (тот же ESS vs. Yamaha OPL-?).
    А в случае "ностальгии" вообще может быть всё что угодно и это категорически индивидуально.
     
    Последнее редактирование: 1 июн 2020
    Колючий и Thomas Wolfe нравится это.
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Да, порою имеют место совершенно удивительные вещи. Уже писал ранее - до сих пор не понимаю, откуда у обычной ямахи YMF-718S (LSI AudioWave) такой неповторимый "прокаченный" звук в Claw.. на таких же ямахах, но не LSI ничего подобного не отметил. Так что да, fm тоже может удивить. Опять же, мне очень понравился fm на OPTi 82C929A, более мягкий в сравнении с awe16
     
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Нет, ответ не очевиден. Так как этот MUNT я не смогу заставить работать на 486-м камне в DOS без дополнительного системника.
     
  21. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Как я понял, посылка такова, что тебе не нужен 486-й)
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Добыл ещё одну звуковушку Yamaha, на ней написано SM718 Rev 2.00. Выглядит так (фото из интернета):

    a24.img.avito.st_640x480_2583485624.jpg

    Ранее с исашными ямахами я не сталкивался. Она чем-нибудь отличается от многочисленных клонов SB Pro?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление