1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Под Windows 98 SE версия munt 2.3.0 win32 не запустилась.
    Поставил второй системный блок с Windows XP и подключил самодельным MIDI кабелем с гальванической развязкой.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    я хотел с сайта serdaco заказать, но на тот момент в наличии их не было, и заказал с ebay. Там же сразу выиграл аукцион DB50XG в боксовой версии. Сижу жду обе.
    Можно ведь и эту купить, и держать обе в коллекции. Планирую купить как появится.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
  5. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    на win 98 есть своя сборка,но на win 95 не взлетела, только на win 98 MUNT 98 Testing \ VOGONS
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    А чем аппаратно между собой отличаются дочерние карты для разъёма WT - Yamaha DB50XG, Diamond MIDI и т. д. ? Непонятно, что мешает относительно точно реализовать звучание любой из них на Dreamblaster X2, если в него можно заливать банки. Проблема в совместимости форматов или чём-то другом?
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    На Pentium III 800 MHz, Windows XP SP3 Munt местами подтормаживал в UFO (загружал процессор на 100%). Причем запущен был только Munt. UFO на отдельной системе. Запускать его одновременно с DOS-игрой на одной машине... Сомнительное удовольствие.
    Или брать Pentium 4, тогда возникнут вопросы с материнской платой или звуковой картой.
    Считаю отдельный системный блок под Munt более оправданным. Его можно подключить к любой другой системе, хоть к IBM PC.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
    MAN-biker, Yuriy_X и Колючий нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Strannik_, можно попробовать распространённую Soltek SL-75KAV, у неё есть ISA-разъём, а самый мощный поддерживаемый процессор - Athlon XP 2600+ (Thoroughbred). На такой платформе не будет вопросов со звуковой картой (если имелось в виду отсутствие ISA на системных платах для Pentium 4).
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Именно. У дримабластера архитектура со своим форматом банков, которая не совместима ни с чем, к сожалению.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X, не говорю, что собрать нельзя. Проблемно. Найти, оплатить, доставка.
    Тогда, как варианты с Pentium/Pentium III появляются периодически чуть-ли не в соседнем доме по разумной стоимости.
    Другое дело, что собирая моносистему под Munt обязательно получим Windows и быстрый процессор. Например, в UFO скроллинг при такой системе слишком быстрый.
    Логичнее собрать систему на Core2 cо связкой DOSBox+Munt. Или использовать современный, основной компьютер, добавив эмуляцию Glide.
    Я к тому, что версия Munt под Windows 98 нишевая и к ней стоит обратиться в том случае, когда остальные варианты не подходят. Например, для какого-нибудь музыкального ПО, работающего в Windows 98 и не поддерживающего Windows XP.
    Для DOS-программ, в число которых входит большинство игр с поддержкой MIDI, лучше использовать нормальный натуральный DOS. При этом подобрать аппаратную часть достаточно производительную для максимального качества, но , не слишком быструю, чтобы избежать разнообразных глюков.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
    MAN-biker нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Strannik_, а что подразумевается под отдельным системным блоком под Munt? Как это будет работать?
     
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Потестировал сегодня Sound Image Orchestra 32 в Doom2, Heretic, и других играх. Звук GM шикарный. Причем никаких драйверов не загружал, а воспользовался только программой UNISOUND, которую недавно здесь выложили. Также добрался до послушать как звучат TB Tropez и Tropez+. Для плюсового потребовалось установить драйвера, в которых куча разных подргузок, инициализаций и т. д. Звучание субъективно лучше чем просто Tropez, более насыщенное. Для Tropez требуется подгрузить лишь один файл инициализации, а банк midi инструментов у него уже зашит, а плюсовой загружает в себя банк из инсталятора и подсунуть ему можно любой при загрузке. Оба слушались через GM.
    Media Vision Pro AudioSpectrum вообще не впечатлил. На уровне обычного SB16. Каких то отличных от SB нот не услышал. Звук посредственный.
    Не получилось поставить драйвера для Aztech Sound Galaxy Pro16 Extra. Пишет "не могу открыть setup. ini файл, хотя он присутствует. Попробую с дискеты. Без драйверов проигрывает в wolf3d, значит живой. Unisound карту не увидел.
    Еще помучаю разные нетривиальные ESSки, но думаю там ничего интересного.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 июн 2020
    MAN-biker, Колючий, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X.

    Выделенный компьютер в качестве эмулятора Roland/MIDI.

    Ставятся рядом два компьютера: один игровой, второй под Munt.

    Игровой собирается под игру. Единственное требование - наличие звуковой карты и Game Port (могут быть раздельные).

    Под Munt собирается с Windows XP (как выяснилось, может быть и Windows 98) или Windows более поздней версии. По моему, лучше именно Windows XP. Начиная с Vista убрана поддержка аппаратного Game Port.

    Если система под Windows XP, то требуются: процессор Pentium 3 с частотой от 1 ГГц или более производительный, наличие звуковой карты и Game Port (могут быть раздельные), место на накопителе под ОС и Munt.
    Вот теперь самое главное - оба компьютера соединяются специальным кабелем через Game Port. Дело в том, что Game Port содержит в себе MIDI IN и MIDI OUT. Вот их и надо соединить. Причем поток команд идет от игрового компьютера, т.е. у него MIDI OUT. Но, есть загвоздка, выходы Game Port не соответствуют стандарту MIDI на аппаратном уровне и требуется преобразование сигналов. Вот стандартная схема: MIDI DIN Electrical Specification. И подробная статья: PETELIN.RU | Статьи | Доработка интерфейса звуковой карты до "настоящего" MIDI.
    Offtop
    Теоретически, если подключить оба системных блока к "одной" розетке, соединить их корпуса толстым проводом для выравнивания потенциалов, выполнять все подключения при отключенном питании (вынуть обе вилки из розеток), то даже должно работать и без переходников. Но я вам настоятельно не советую заниматься такой фигнёй во избежание несчастного случая.

    Требуется переходник Game Port - MIDI - MIDI - Game Port. Такой переходник можно спаять самостоятельно, попросить друга-радиолюбителя или заказать у китайцев.
    01.jpg
    Себе спаял из того, что под руку попалось - двух готовых гальванических развязок.
    P1310915.JPG
    Последний вопрос аппаратной части - вывод звука. Результат работы Munt, естественно, будет выводиться на звуковую карту компьютера с Munt. Соответственно, требуется либо две звуковые системы (усилитель+колонки), либо микшер, либо одна из звуковых карт выполняет роль микшера. Подойдя к этому делу с фантазией, можно организовать передачу звука через SPDIF.
    Наконец, запускаются оба компьютера. Munt настраивается на прием MIDI из Game Port. Звуковая карта на игровом компьютере переключается в режим MPU401 на Game Port. В настройках игры выбирается Roland MT-32, CM-32L, CM-64, LAPC-I или что-то похожее. Наслаждаемся =)
    Если игра не поддерживает MT-32 и его клоны, требует MPU401, то рядом с MUNT установить SoundFont Midi Player (Falcosoft Windows software) попутно скормив ему любимый банк в формате SF2.
    Стоит полениться и не установить Munt/SoundFont Midi Player, как Windows возьмет на себя роль MIDI-синтезатора используя собственный "лицензированный" банк инструментов.

    Примечание: со звуковыми картами PCI, встроенными Game Port и звуковым кодеком возможны проблемы. Решается установкой (дискретной/другой) звуковой карты. Зато, если один раз настроить, больше проблем не будет.

    Если система под Windows Vista или более поздней версией ОС, то дополнительно требуется переходник MIDI-USB или сразу один Game Port-USB. Такой также паяется самостоятельно или покупается у дядюшки Ляо (оба варианта не гарантируют результат, есть подводные камни). В системе с Munt устанавливается драйвер переходника, появляется виртуальный Game Port (но, это не точно) к которому подключается Munt. Остальное также, как и для варианта с Windows XP.
    Образец кабеля MIDI-USB:
    02.jpg

    Как это работает.



    Бонус.
    Установив на систему с Windows XP и Munt звуковую карту YMF7xx получаем натуральный GM/XG от Yamaha (аналог DB50XG) в DOS играх по цене звуковой карты.
    Примечание: работу YMF7xx проверял только в Windows 98. В драйверах YMF7xx для Windows XP (Wayback Machine) есть Dsxgwave.tbl на 2 МБ, должно работать.
     
    Последнее редактирование: 24 июн 2020
    MAN-biker, TheMadLynx, Yuriy_X и 3 другим нравится это.
  14. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Получилось установить драйвера для Aztech с дискет, музыку играет, звуки тоже, но добиться звучания через MPU так и не смог. Вроде пишет что есть, находится на своих адресах, но General Midi не проигрывает, хотя я вообще сомневаюсь что он это умеет.
    Если у кого есть такая карта, поделитесь опытом, что она умеет вообще?
     
  15. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Карты такой нет, но если звуковуха аппаратно не умеет в MPU-401(хотя коннекторы есть) то в DOS можно с помощью SoftMPU активировать, если играем в Windows(начиная с 3.1), то рекомендую WinGroove 0.9, он программно реализует wavetable с эффектами и кушает проц не так сильно как аналоги...еще у меня есть ранний SCVA для Windows 9x если проц не слабее Pentium II то работает нормально, могу поделиться
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.427
    Судя по тестам на "Вогонсах", как раз умеет!
     
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    а можно ссылку на вогонсах?
     
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.427
    Не помню, где я это брал. Там дизайн сайта полностью поменялся...
    Но файлик этот у меня есть, прилагаю.
    Если что, у меня NX Pro Extra, у неё такой "гребёнки" нет. Вообще никогда такой штуки не видел.
     

    Вложения:

    Revolter нравится это.
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Кому интересно, можно послушать звучание карт.
    На первой карте в Heretic непонятные помехи, надо будет переписать.
    Aztech ожидаемо записывался только в режиме SB без MPU
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2020
    TheMadLynx нравится это.
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Скорее всего, тебе не кажется.

    Про что я всегда и пишу, что главная проблема не в самих банках (которые уже 1000 раз сворованы и переворованы), а в балансе инструментов + остальной обвес, который делает звук неповторимым. Все эти левые банки и карточки могут звучать неплохо с конкретных играх и конкретные мелодии, но только на оригинальном Роланде ВСЕ мелодии, написанные под GM\GS будут звучать идеально и сбалансированно, по крайней мере, это касается игр.

    В том, что это жалкое подобие от майкрософт, встроенное в винду может и имеет банк от Роланд GS, но по сути, это усреднённый кастрат галимого качества и сравнивать его с настоящим SC или его эмулятором SCVA даже и близко не стоит. Короче, звучит, как кусок говна при ударе об стену. Впрочем, от МИДИ в играх большинству пользователей большего и не требовалось.

    Возвращаемся к вопросу нахрена козе баян, если уже есть MUNT, звучаший идеально и лежащий БЕСПЛАТНО.
    Да и написали тебе, что для этой игры вообще МТ-32 нужен, а не GM.

    Бро, а в каких играх используется XG вообще, может перечислишь? Какая-то редкая японщина? Такое вообще было?

    Блин, а чо так сложно-то? Я сбе что-то там сваял на паре деталей, работает вроде.
    Есть схемка готовая и попроще, чтоб с гейм-порта на DIN миди вывести?

    В этой игре есть настройка либо GM, либо MT-32 и через сетап оно эдаким череззаднепроходным способом пытается выяснять какая у тебя карта ("вы слышите ПИАНИНО?"). Короче, там нужно вручную создать пару конфигов под MT и GM и пробовать эмулировать и то и другое по очереди и в итоге слушать, что и как звучит.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Андрюх, ну не обижай меня этими разъяснениями. Пожалуйста. Конечно я пробовал оба варианта.
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Имел ввиду DB50XG, включая GM. Не полноценная замена, конечно. Зато, на некоторых моделях можно использовать цифровой вывод.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление