1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    Под Windows 98 SE версия munt 2.3.0 win32 не запустилась.
    Поставил второй системный блок с Windows XP и подключил самодельным MIDI кабелем с гальванической развязкой.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    608
    я хотел с сайта serdaco заказать, но на тот момент в наличии их не было, и заказал с ebay. Там же сразу выиграл аукцион DB50XG в боксовой версии. Сижу жду обе.
    Можно ведь и эту купить, и держать обе в коллекции. Планирую купить как появится.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
  5. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    на win 98 есть своя сборка,но на win 95 не взлетела, только на win 98 MUNT 98 Testing \ VOGONS
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    А чем аппаратно между собой отличаются дочерние карты для разъёма WT - Yamaha DB50XG, Diamond MIDI и т. д. ? Непонятно, что мешает относительно точно реализовать звучание любой из них на Dreamblaster X2, если в него можно заливать банки. Проблема в совместимости форматов или чём-то другом?
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    На Pentium III 800 MHz, Windows XP SP3 Munt местами подтормаживал в UFO (загружал процессор на 100%). Причем запущен был только Munt. UFO на отдельной системе. Запускать его одновременно с DOS-игрой на одной машине... Сомнительное удовольствие.
    Или брать Pentium 4, тогда возникнут вопросы с материнской платой или звуковой картой.
    Считаю отдельный системный блок под Munt более оправданным. Его можно подключить к любой другой системе, хоть к IBM PC.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
    MAN-biker, Yuriy_X и Колючий нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @Strannik_, можно попробовать распространённую Soltek SL-75KAV, у неё есть ISA-разъём, а самый мощный поддерживаемый процессор - Athlon XP 2600+ (Thoroughbred). На такой платформе не будет вопросов со звуковой картой (если имелось в виду отсутствие ISA на системных платах для Pentium 4).
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.771
    Именно. У дримабластера архитектура со своим форматом банков, которая не совместима ни с чем, к сожалению.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    @Yuriy_X, не говорю, что собрать нельзя. Проблемно. Найти, оплатить, доставка.
    Тогда, как варианты с Pentium/Pentium III появляются периодически чуть-ли не в соседнем доме по разумной стоимости.
    Другое дело, что собирая моносистему под Munt обязательно получим Windows и быстрый процессор. Например, в UFO скроллинг при такой системе слишком быстрый.
    Логичнее собрать систему на Core2 cо связкой DOSBox+Munt. Или использовать современный, основной компьютер, добавив эмуляцию Glide.
    Я к тому, что версия Munt под Windows 98 нишевая и к ней стоит обратиться в том случае, когда остальные варианты не подходят. Например, для какого-нибудь музыкального ПО, работающего в Windows 98 и не поддерживающего Windows XP.
    Для DOS-программ, в число которых входит большинство игр с поддержкой MIDI, лучше использовать нормальный натуральный DOS. При этом подобрать аппаратную часть достаточно производительную для максимального качества, но , не слишком быструю, чтобы избежать разнообразных глюков.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2020
    MAN-biker нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @Strannik_, а что подразумевается под отдельным системным блоком под Munt? Как это будет работать?
     
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    608
    Потестировал сегодня Sound Image Orchestra 32 в Doom2, Heretic, и других играх. Звук GM шикарный. Причем никаких драйверов не загружал, а воспользовался только программой UNISOUND, которую недавно здесь выложили. Также добрался до послушать как звучат TB Tropez и Tropez+. Для плюсового потребовалось установить драйвера, в которых куча разных подргузок, инициализаций и т. д. Звучание субъективно лучше чем просто Tropez, более насыщенное. Для Tropez требуется подгрузить лишь один файл инициализации, а банк midi инструментов у него уже зашит, а плюсовой загружает в себя банк из инсталятора и подсунуть ему можно любой при загрузке. Оба слушались через GM.
    Media Vision Pro AudioSpectrum вообще не впечатлил. На уровне обычного SB16. Каких то отличных от SB нот не услышал. Звук посредственный.
    Не получилось поставить драйвера для Aztech Sound Galaxy Pro16 Extra. Пишет "не могу открыть setup. ini файл, хотя он присутствует. Попробую с дискеты. Без драйверов проигрывает в wolf3d, значит живой. Unisound карту не увидел.
    Еще помучаю разные нетривиальные ESSки, но думаю там ничего интересного.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 июн 2020
    MAN-biker, Колючий, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    @Yuriy_X.

    Выделенный компьютер в качестве эмулятора Roland/MIDI.

    Ставятся рядом два компьютера: один игровой, второй под Munt.

    Игровой собирается под игру. Единственное требование - наличие звуковой карты и Game Port (могут быть раздельные).

    Под Munt собирается с Windows XP (как выяснилось, может быть и Windows 98) или Windows более поздней версии. По моему, лучше именно Windows XP. Начиная с Vista убрана поддержка аппаратного Game Port.

    Если система под Windows XP, то требуются: процессор Pentium 3 с частотой от 1 ГГц или более производительный, наличие звуковой карты и Game Port (могут быть раздельные), место на накопителе под ОС и Munt.
    Вот теперь самое главное - оба компьютера соединяются специальным кабелем через Game Port. Дело в том, что Game Port содержит в себе MIDI IN и MIDI OUT. Вот их и надо соединить. Причем поток команд идет от игрового компьютера, т.е. у него MIDI OUT. Но, есть загвоздка, выходы Game Port не соответствуют стандарту MIDI на аппаратном уровне и требуется преобразование сигналов. Вот стандартная схема: MIDI DIN Electrical Specification. И подробная статья: PETELIN.RU | Статьи | Доработка интерфейса звуковой карты до "настоящего" MIDI.
    Offtop
    Теоретически, если подключить оба системных блока к "одной" розетке, соединить их корпуса толстым проводом для выравнивания потенциалов, выполнять все подключения при отключенном питании (вынуть обе вилки из розеток), то даже должно работать и без переходников. Но я вам настоятельно не советую заниматься такой фигнёй во избежание несчастного случая.

    Требуется переходник Game Port - MIDI - MIDI - Game Port. Такой переходник можно спаять самостоятельно, попросить друга-радиолюбителя или заказать у китайцев.
    01.jpg
    Себе спаял из того, что под руку попалось - двух готовых гальванических развязок.
    P1310915.JPG
    Последний вопрос аппаратной части - вывод звука. Результат работы Munt, естественно, будет выводиться на звуковую карту компьютера с Munt. Соответственно, требуется либо две звуковые системы (усилитель+колонки), либо микшер, либо одна из звуковых карт выполняет роль микшера. Подойдя к этому делу с фантазией, можно организовать передачу звука через SPDIF.
    Наконец, запускаются оба компьютера. Munt настраивается на прием MIDI из Game Port. Звуковая карта на игровом компьютере переключается в режим MPU401 на Game Port. В настройках игры выбирается Roland MT-32, CM-32L, CM-64, LAPC-I или что-то похожее. Наслаждаемся =)
    Если игра не поддерживает MT-32 и его клоны, требует MPU401, то рядом с MUNT установить SoundFont Midi Player (Falcosoft Windows software) попутно скормив ему любимый банк в формате SF2.
    Стоит полениться и не установить Munt/SoundFont Midi Player, как Windows возьмет на себя роль MIDI-синтезатора используя собственный "лицензированный" банк инструментов.

    Примечание: со звуковыми картами PCI, встроенными Game Port и звуковым кодеком возможны проблемы. Решается установкой (дискретной/другой) звуковой карты. Зато, если один раз настроить, больше проблем не будет.

    Если система под Windows Vista или более поздней версией ОС, то дополнительно требуется переходник MIDI-USB или сразу один Game Port-USB. Такой также паяется самостоятельно или покупается у дядюшки Ляо (оба варианта не гарантируют результат, есть подводные камни). В системе с Munt устанавливается драйвер переходника, появляется виртуальный Game Port (но, это не точно) к которому подключается Munt. Остальное также, как и для варианта с Windows XP.
    Образец кабеля MIDI-USB:
    02.jpg

    Как это работает.



    Бонус.
    Установив на систему с Windows XP и Munt звуковую карту YMF7xx получаем натуральный GM/XG от Yamaha (аналог DB50XG) в DOS играх по цене звуковой карты.
    Примечание: работу YMF7xx проверял только в Windows 98. В драйверах YMF7xx для Windows XP (Wayback Machine) есть Dsxgwave.tbl на 2 МБ, должно работать.
     
    Последнее редактирование: 24 июн 2020
    MAN-biker, TheMadLynx, Yuriy_X и 3 другим нравится это.
  14. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    608
    Получилось установить драйвера для Aztech с дискет, музыку играет, звуки тоже, но добиться звучания через MPU так и не смог. Вроде пишет что есть, находится на своих адресах, но General Midi не проигрывает, хотя я вообще сомневаюсь что он это умеет.
    Если у кого есть такая карта, поделитесь опытом, что она умеет вообще?
     
  15. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Карты такой нет, но если звуковуха аппаратно не умеет в MPU-401(хотя коннекторы есть) то в DOS можно с помощью SoftMPU активировать, если играем в Windows(начиная с 3.1), то рекомендую WinGroove 0.9, он программно реализует wavetable с эффектами и кушает проц не так сильно как аналоги...еще у меня есть ранний SCVA для Windows 9x если проц не слабее Pentium II то работает нормально, могу поделиться
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Судя по тестам на "Вогонсах", как раз умеет!
     
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    608
    а можно ссылку на вогонсах?
     
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Не помню, где я это брал. Там дизайн сайта полностью поменялся...
    Но файлик этот у меня есть, прилагаю.
    Если что, у меня NX Pro Extra, у неё такой "гребёнки" нет. Вообще никогда такой штуки не видел.
     

    Вложения:

    Revolter нравится это.
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    608
    Кому интересно, можно послушать звучание карт.
    На первой карте в Heretic непонятные помехи, надо будет переписать.
    Aztech ожидаемо записывался только в режиме SB без MPU
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2020
    TheMadLynx нравится это.
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Скорее всего, тебе не кажется.

    Про что я всегда и пишу, что главная проблема не в самих банках (которые уже 1000 раз сворованы и переворованы), а в балансе инструментов + остальной обвес, который делает звук неповторимым. Все эти левые банки и карточки могут звучать неплохо с конкретных играх и конкретные мелодии, но только на оригинальном Роланде ВСЕ мелодии, написанные под GM\GS будут звучать идеально и сбалансированно, по крайней мере, это касается игр.

    В том, что это жалкое подобие от майкрософт, встроенное в винду может и имеет банк от Роланд GS, но по сути, это усреднённый кастрат галимого качества и сравнивать его с настоящим SC или его эмулятором SCVA даже и близко не стоит. Короче, звучит, как кусок говна при ударе об стену. Впрочем, от МИДИ в играх большинству пользователей большего и не требовалось.

    Возвращаемся к вопросу нахрена козе баян, если уже есть MUNT, звучаший идеально и лежащий БЕСПЛАТНО.
    Да и написали тебе, что для этой игры вообще МТ-32 нужен, а не GM.

    Бро, а в каких играх используется XG вообще, может перечислишь? Какая-то редкая японщина? Такое вообще было?

    Блин, а чо так сложно-то? Я сбе что-то там сваял на паре деталей, работает вроде.
    Есть схемка готовая и попроще, чтоб с гейм-порта на DIN миди вывести?

    В этой игре есть настройка либо GM, либо MT-32 и через сетап оно эдаким череззаднепроходным способом пытается выяснять какая у тебя карта ("вы слышите ПИАНИНО?"). Короче, там нужно вручную создать пару конфигов под MT и GM и пробовать эмулировать и то и другое по очереди и в итоге слушать, что и как звучит.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Андрюх, ну не обижай меня этими разъяснениями. Пожалуйста. Конечно я пробовал оба варианта.
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    Имел ввиду DB50XG, включая GM. Не полноценная замена, конечно. Зато, на некоторых моделях можно использовать цифровой вывод.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление