1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Лёх, ни в коем разе, ты ж не думаешь, что я сомневаюсь в твоих познаниях. Просто сам долго с миди-музыкой в данной игре колупался и запомнил, что там как-то неочевидно она выбирала тип миди.
    Хотя, кажется на ГУСе она у меня в свое время неплохо звучала (с ГУСем я тоже давно очень много игрался, все эти SBOS и MEGAEM).
     
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Там же выше ссылка на стандартную схему: MIDI DIN Electrical Specification.

    В моем случае элементная база изменена. Основная микросхема - четырехканальная развязка трансформаторного типа. Что было. =)
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2020
    MAN-biker нравится это.
  5. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Андрюх, ты меня, если не соврать, году в 95-м с этой игрушкой познакомил, я это хорошо помню, помню, что ты её большой фанат (был тогда по крайней мере) и тогда мне её в красках описывал (и показал у себя и дал переписать). И в частности я запомнил, что ты особенно отмечал классное звучание игры на гусе. Вот тут, тестируя megaem, я про это как раз вспомнил. Но результат на гусе меня разочаровал. Конечно, я пробовал и LAPC и SCC1 в сетапе и знаю, что при ответе на вопрос "слышите ли вы пианино?", выбрав предварительно LAPC, ответить "да", сетап тебе скажет, что ты дурак и LAPC'а у тебя, судя по всему, нет. Это я всё учёл. И тем не менее. В режиме SCC звучит ещё как-то на троечку.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Есть системный блок с ATX материнской платой ASUS P 1-XP55T2P4 REV. 3.00 (Socket 7), на ней четыре ISA-разъёма и четыре PCI. Сейчас там стоит AWE64 (CT4520), использует A220 I5 D1 H5.

    Можно ли, не нарушая её работоспособность, добавить а конфигурацию PCI звуковую карту Yamaha 724? Хочу послушать GM Ямахи (под Windows, естественно), сохранив при этом доступность AWE64 под MS-DOS.

    И второй момент - Yamaha 724 по звучанию в GM под Windows 98 отличается от DB50XG или их звучание полностью идентично?
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2020
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не включая GM, а только лишь один GM. Расширение XG использует только одна в истории игра. Здесь писали её название.
    На всех или почти на всех. Я не видел ни одной, где цифра не была бы выведена. С помощью патча от RayeR можно использовать цифру в чистом DOS. Только 48 kHz. Да, к сожалению, и Ямаха туда же, все позарились на дешёвые AC'97 "кодеки" и, как проститутки, вместо "up to 48 kHz" стали "48 kHz only" по одному взмаху волшебной палочки Штеуда.
    --- добавлено 23 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 23 июн 2020 ---
    Можно. Если винда решит иначе и подвинет AWE64 в ресурсах, всегда можно их вернуть на ручной конфигурации.
    Банки 99,99% идентичны. Отличия только в 44vs48 и в аналоговой части. У DB50XG ЦАП "посочнее". У 7x4 ЦАП AC'97, более "плоский", что ли. Но если DB50XG посадить на карту с аналогом, сделанным из говна, всё преимущество DB50XG превратится в пыль. Недаром сейчас все моддеры стараются снять звук с пинов 22 и 24 отдельно на хороший аналоговый тракт. И ещё с 7x4 всегда можно цифру взять, и при наличии хорошего внешнего ЦАПа она всех за пояс заткнёт.
     
    Goblinit и MAN-biker нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @LANRUS, понятно, спасибо. Если посадить DB50XG (или другую дочернюю карту) на ESS 688 (не PnP), то какой будет результат? Какие карты имеют хороший аналог?
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, ES688 не имеет интерфейса MPU-401.
    И, говоря в целом об аналоге ISA карт, мы имеем в виду, как правило, качество аналоговой обвязки, а вовсе не ЦАП главного чипа/связки чипов DSP. Поэтому одна 688 может быть по качеству звука полнейшим дерьмом, другая 688 конфеткой высшего сорта.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Поставил Yamaha 724 (Genius Sound Maker 128XG) вместе с AWE64. Для максимальной свободы действий отключил в биосе COM и LPT, в настройках устройства в Windows 98 вручную выбрал ресурсы, совместимые с большинством игр: Port 240, IRQ 7, DMA 3, P300. Единственный конфликт, который при этом возник - Game Port, для него нет свободных ресурсов.

    В результате с MIDI всё отлично в играх: Doom 2, Duke Nukem 3D и Rise of the Triad. При этом звук нормально работает только в Doom 2. В остальных двух играх при тестировании звука в setup программа виснет с появлением windows-окошка "Программа выполнила недопустимую операцию...". Legend of Kyrandia 2: The Hand of Fate запускается, но звука нет. Поскольку в её setup нет выбора параметров звуковой карты, я предположил, что она настраивается на AWE64 с параметрами Port 220, IRQ 5, DMA 1/5, P330.

    Попробовал добавить в autoexec.bat строчку: SET BLASTER=A240 I7 D1 P300 T4, однако это ничего не изменило. Что я не так сделал? Как можно заставить нормально работать обе звуковушки при условии, что в Windows мне достаточно Ямахи, а в MS-DOS я хочу использовать только AWE64 (ОС установлены на разные разделы).
    --- добавлено 24 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 24 июн 2020 ---
    Кстати, понравилось, как Yamaha 724 играет MIDI. Показалось, что по сравнению с AWE64 она даёт более мягкое и спокойное но по своему приятное звучание. Даже затрудняюсь сказать, что из них лучше.
    --- добавлено 24 июн 2020 ---
    @LANRUS, у меня Gold 16 Rev 3.0, с четырьмя разъёмами, включая SPEAKER. Серьёзно не изучал этот момент, но показалось, что она менее шумная, чем AWE64.
     
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X, есть у меня сборка:
    - CUV4X Rev 1.03
    - Intel Pentium III 800
    - NVidia Geforce 4 MX 440
    - YMF740
    - Creative Sound Blaster Live! Value (CT4830)
    - 3Dfx Voodoo Graphics PCI 4MB
    При тестировании заменял Live! на AWE64.
    В Windows 98SE особо не разбирался. Вроде, системные звуки идут через одну из установленных звуковых карт. В DOS-сессии переменные окружения BLASTER, устанавливаемые системой, чаще определяют Live!. В играх, у которых параметры вывода звука задаются явно, проблем не помню: меняются настройки - меняется звуковая карта.
    Вот, что записал себе на память про установку драйверов..
    Offtop

    %DRV%\DRIVERS\YMF740 4CH Sound Card (XG YMF740B-V)\Drivers\Win98\VxD 1040\
    Примечание: драйвер YMF740 установить перед драйвером Live!, чтобы ему было выделено IRQ 5 (Sound Blater Pro). Live! будет назначено IRQ 7 (Sound Blaster 16).
    %DRV%\Drivers\Creative Sound Blaster Live! Value (CT4830)\Win98SE\sblw9xup\Setup.exe
    Примечание: VxD драйвер, с эмуляцией SB в DOS-сессии.
    Перейти "Панель управления", "Мультимедиа", вкладка "Аудио", основное устройство - выбрать SB Live! Wave Out, вкладка "MIDI", выход MIDI выбрать DS-XG Synthesizer.
    Примечание: YAMAHA DS-XG Legacy Sound System эмулирует Sound Blaster Pro, Creative SB16 Emulation - Sound Blaster 16/AWE (более новый). Старые игры часто не имеют настроек, используют переменная окружения BLASTER и им достаточно Sound Blaster Pro. Новые игры, требующие Sound Blaster 16/AWE в большинстве случаев имеют настройки для выбора используемой звуковой карты вручную. Если включены оба устройства, то, в идеале, YAMAHA DS-XG Legacy Sound System использует IRQ 5, Creative SB16 Emulation - IRQ 7.


    В DOS 6.22 выполняю инициализацию только одной звуковой карты.
    Чтобы не перетыкать провода к динамикам сделал короткий кабель YMF740 out - Live! In. При инициализации YMF740 также запускаю Multichannel DOS mixer (Multichannel DOS mixer for DOS sound builds v0.49 for Live, v1.01 for Audigy \ VOGONS). На сколько понимаю, частота дискретизации обеих карт одинаковая.

    На следующей неделе должны поступить новые комплектующие к этому системному блоку. Всё переберу, переустановлю систему. Если еще будет интересовать, установлю AWE64 и протестирую все, что смогу.

    Отмечу, что на материнских платах большинство слотов PCI используют разделяемые (shared) прерывания (несколько слотов и/или встроенных устройств используют одно аппаратное прерывание). Звуковую карту желательно устанавливать в разъем PCI с монопольно используемым прерыванием. Это больше касается YMF7xx и меньше Live!.
    Под аппаратными прерываниями здесь подразумевается номер (литера), соответствующая контакту прерывания чипсета. Обычно, в руководстве пользователя на материнскую плату приводится таблица аппаратных прерываний. Например, для CUV4X
    tusl2c-104_028.png
    Видеокарты тоже не любят, когда их прерывание используют другие устройства.

    В Windows отключите неиспользуемое устройство.
    В DOS инициализируйте только используемое устройство.
     
    Последнее редактирование: 24 июн 2020
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @Strannik_, подобной таблице в моём мануале не было. Единственное, что там нашёл насчёт использования PCI-разъёмами IRQ:

    upload_2020-6-25_0-5-53.png
    К сожалению, мало что понял. AWE64 отключил в диспетчере устройств, что позволило устранить конфликт с Game Port и установить параметры A220 I5 D1 P330, autoexec.bat обновил. В итоге в Wolf3D появился и звук, и музыка. В Kyrandia 2 при использовании только General MIDI появилась музыка. С Doom 2 так же всё хорошо (как и было).
    В остальных играх ничего не изменилось - при использовании только General Midi порядок, при включении Sound Blaster для звуковых эффектов игры или программы setup в лучшем случае вылетают (Kyrandia 2), в худшем - вешают систему (Duke 3D, RoTT).
     
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Здесь IRQ - программное прерывание, INTA # - схема аппаратных прерываний (похоже, линия прерываний все-таки одна).
    Кстати, правильно написано, что в BIOS требуется указать IRQ для не PNP карт расширения.

    AWE64 поддерживает PnP и использует прерывание IRQ5 (если оно занято Legacy ISA без поддержки PnP, то используется IQR7). Полное описание установки драйвера и настройки см. Hard - Звуковые карты для DOS

    Настройка YMF7xx тот еще веселый квест. Особенно в первый раз на неизвестной материнской плате. Себе так-же записал порядок установки. Здесь [пока] выкладывать не буду, чтобы не дублировать Hard - Звуковые карты для DOS. Карта имеет три режима совместимости: SB Link, D-DMA и DSDMA. Выбор режима зависит от возможностей материнской платы.
    YMF7xx требует одно прерывание для себя (PnP, обычно IRQ11) и одно для эмуляции Sound Blaster (не PNP, обязательно IRQ5, в BIOS для IRQ 5 задать значение Legacy).

    Рекомендую установить каждую звуковую карту отдельно, настроить и проверить в играх.
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2020
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @Strannik_, у меня в этой конфигурации обе карты PnP (Yamaha 724 и AWE64). Если правильно понял, для них в биосе как раз и не нужно указывать IRQ. Карту AWE 64 сейчас вообще выключил, чтобы высвободить ресурсы 220/5/1.
    Весёлый квест с настройкой, так понимаю, больше касается DOS-драйвера SetupDS.exe, который в Windows не запускается. Жаль, что windows-драйвер не сообщает никакой полезной информации, кроме используемых ресурсов. Попробую на время извлечь AWE64 и посмотреть, что получится. Если и это не поможет - переустановлю Windows 98 только с Yamaha 724.

    Кстати, вчера послушал музыку в Doom 2, RoTT, Duke Nukem 3D, Kyrandia 2. Пришёл к выводу, что по звучанию MIDI Yamaha нравится определённо больше, чем AWE64. Особенно в Duke Nukem 3D. Теперь ещё больше хочется добыть DB50XG)
     
  15. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    есть программная реализация синтезатора Yamaha c MCI-драйвером(можно его MIDI выходом выбрать в настройках Мультимедиа в Windows)
    Yamaha S-YXG50 VSTi 4MB bank для Windows 98/2000/XP/Vista/7 :: RuTracker.org
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Здесь вы не совсем правы.
    Yamaha 724 хоть и PnP и сама себе выбирает IRQ (обычно IRQ 11), чего хватает для системных звуков Windows и MIDI, но, дополнительно требует IRQ5 в режиме Legacy для эмуляции Sound Blaster. Без IRQ5 в режиме Legacy и в DOS и в DOS-сессии Windows игры не обнаружат Sound Blaster. Под Windows эмуляция Sound Blaster подключается автоматически драйверами. Под DOS требуется (может потребоваться) ручная настройка после установки драйвера.

    Вообще, большинство звуковых карт ISA ведут себя аналогично. Т.е. требуют одно прерывание PnP для себя и одно прерывание (IRQ5 или IRQ7) в режиме Legacy для эмуляции Sound Blaster.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @1q2w3e, DOSbox его тоже может использовать?
    --- добавлено 25 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2020 ---
    @Strannik_, Вас понял. Поскольку в Windows 98 я отключил все устройства AWE64, мне удалось посадить Yamaha 724 на IRQ5, в диспетчере устройств конфликтов нет. Непонятно, почему в большинстве игр так и осталось проблема с инициализацией Sound Blaster, при этом в Doom 2 и Wolfenstein 3D всё в порядке.
     
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Сама Yamaha 724 не должна использовать IRQ5. У нее должно быть другое прерывание. Например, IRQ11.

    В диспетчере устройств Windows должно быть два устройства: Yamaha 724 и эмулятор Sound Blaster. Вот эмулятор и должен использовать IRQ5. Причем, IRQ5 должно быть в режиме Legacy и не отдано другому устройству. Если IRQ5 уже занято, то эмулятор Sound Blaster берет свободное IRQ7 (более-менее рабочий вариант) или другое прерывание (в большинстве случаев не рабочий вариант). Текущие настройки эмулятора Sound Blaster под Windows смотреть в DOS-сессии через переменную окружения BLASTER выполнив команду SET BLASTER. Будет выведено сообщение типа:
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    Полученные параметры надо передавать играм (если они сами не смотрят переменную BLASTER). Если переменная BLASTER не задана (автоматически), значит никакой эмуляции Sound Blaster нет.

    Переменные окружения BLASTER для DOS и Windows в общем случае различаются. Эмуляция Sound Blaster под DOS становится доступной только после корректной установки и настройки драйвера, при этом материнская плата должна поддерживать выбранный режим эмуляции (SB Link, D-DMA и DSDMA).
    MIDI под DOS не работает т.к. банк инструментов храниться не на самой звуковой карте, а в оперативной памяти, драйвер под DOS загрузку банка и его использование не поддерживает.
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2020
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @Strannik_, именно так. У меня YAMAHA DS-XG PCI Audio CODEC использует IRQ 11, YAMAHA DS-XG Legacy Sound System использует IRQ 5 и DMA 1. Для обоих устройств стоит "Автоматическая настройка". При вводе команды SET в числе прочих отображается переменная BLASTER с параметрами A220 I5 D1 T4 (я её прописал в autoexec.bat).

    Про DOS - в курсе, настраивал эту карту и на более поздних системах. Здесь он сейчас не нужен, хочу добиться полноценной работы этой карты только в Windows 98. Для DOS у меня есть AWE64 + едет Dreamblaster X2, который планирую использовать с ESS 688.
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2020
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Переменную BLASTER под Windows должен устанавливать драйвер - эмулятор Sound Blaster. Хотя, если вы записали в autoexec.bat, то этот параметр будет автоматически изменен при загрузке Windows.
    Попробуйте удалить запись из autoexec.bat и проверить переменную BLASTER в DOS-сессии.
    --- добавлено 25 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2020 ---
    Да вот, пожалуйста, внутренний SPDIF не распаян, внешние разъемы только линейные.
    0101.JPG
    На этом экземпляре вообще никакого SPDIF, зато два линейных выхода.
    0101.JPG
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2020
    MAN-biker нравится это.
  21. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Да, конечно + DOS игры запущенные в Win9x
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    @Strannik_, сделал, драйвер устанавливает переменную BLASTER как нужно (A220 I5 D1 T4), но глюк остался. Попробую физически извлечь AWE64 и посмотреть, что получится. Хоть он отключенный вроде бы не должен использовать какие-либо ресурсы и вызывать конфликты.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление