1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X, Попробуйте убрать все карты расширения, кроме видеокарты. Если видеокарта PCI, установите ее в первый (самый верхний) разъем. Чтобы исключить плохой контакт извлеките видеокарту и установите ее снова.
    Зайдите в BIOS и параметру PNP OS Installed задайте значение No. В этом случае BIOS сам будет распределять все ресурсы.
    Затем устанавливайте Yamaha 724 поочередно в каждый свободный PCI разъем, начиная со второго. Если в BIOS есть параметр Reset Configuration Data (обычно рядом с параметром PNP OS Installed), то при каждой установке заходите в BIOS и устанавливайте его в значение Enabled, BIOS обновит ESCD (Extended System Configuration Data). Затем запускайте Windows, настраивайте звуковую карту (Windows каждый раз будет находить новое устройство и устанавливать ему драйвер), проверяйте ее работу в играх.

    Если проблема в плохом контакте, не правильно выбранном разъеме для установки, коллизиями с другими платами расширения, то, с большой вероятностью, будет найдено одна или несколько рабочих конфигураций. Даже при недостаточной мощности блока питания отключение лишних устройств может помочь (распознать ошибку).
    Если ни одной рабочей конфигурации не будет, значит либо видеокарта, либо материнская плата не совместимы со звуковой картой. Попробовать заменить видеокарту. Если не поможет - почти наверняка проблема с материнской платой или несовместимость.

    В случае нахождения рабочей конфигурации добавлять остальные платы расширения по одной, повторяя проверку.
    При добавлении некоторых плат конфигурация перестает быть рабочей (BIOS обновляет свои внутренние таблицы и все настройки сдвигаются). От этого поможет только перебор всех возможных вариантов установки плат расширения.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Плохая идея. В этой теме ранее уже обсуждали (и не один раз) дефективность MIDI-интерфейса этого чипа. Вот одно из таких обсуждений: Звуковые карты для DOS

    Примерно, раз в год этот вопрос здесь поднимается. Кстати, по-моему, пришло время в очередной раз обсудить CD-аудио разъёмы =)
     
    MAN-biker, Goblinit, Revolter и ещё 1-му нравится это.
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.427
    Ур-ра! :)
     
  6. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Понимаю, что отвечаю на сообщение трехлетней давности, но..

    Обвязка как видно, тут наискуднейшая.
    Зато есть модуль 3D Sound :)
     

    Вложения:

    • Edisson Gold.JPG
      Edisson Gold.JPG
      Размер файла:
      701,8 КБ
      Просмотров:
      112
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Strannik_, спасибо большое за советы. Но не помогло. И Windows переустановил после удаления AWE64. И видеокарту менял в самом первом разъёме PCI (ATI Rage IIC на GeForce 2-MX). И звуковую карту ставил в каждый из трёх оставшихся PCI-разъёмов. И даже ставил точно такую же звуковую карту, чтобы исключить проблему в ней. Результат один и тот же. Попробую когда-нибудь эту Yamaha 724 на другой конфигурации, может больше повезёт.

    Кстати, попутно проверил Yamaha 718, которая не завелась на 486-й системе. Здесь с ней всё в порядке, драйвера под Windows 98 не понадобились. Интересно, что для звуковых эффектов надо выставлять Sound Blaster, 220/5/1, а для музыки - General Midi, 330. На слух звучание очень примитивное по сравнению с ESS или Vibra16, которые мне доводилось использовать. Теперь знаю, что такое OPL3.
    --- добавлено 25 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2020 ---

    А Yamaha 718 подойдёт?
     
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Последняя надежда. =)
    Несовместимости встречаются.
    --- добавлено 25 июн 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июн 2020 ---
    Может кто сообщить для MF724 Rev 1.0 (XG YMF724F-V) номиналы резисторов R56 (подключен к контакту 6 разъема SB-Link) и R 58 (аналогично, к первому контакту, расположен на обратной стороне)?
    Оба резистора подключены с другой стороны к коллектору транзистора D882.
    Оба резистора подтягивающие (pull-up). Подойдут значения соответствующих резисторов от платы с другой разводкой. Сомневаюсь, что транзисторы (стабилизаторы) использовались с разным выходным напряжением.
    0107.JPG 0102.JPG
     
    Последнее редактирование: 25 июн 2020
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Да.
    10 кОм.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
  11. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Погоди, постой!... Что-то марка твоего чипа меня напрягла... AID-ой поглянь ID- шник карты?! "А то меня терзают смутные сомнения!" (Если нетрудно, плиз!)
     
  12. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    удалил
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2020
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    В каком смысле "подделка"?

    Если вы про эти Hard - Звуковые карты для DOS, то микросхемы точно от Yamaha, официальные драйверы устанавливаются и работают без проблем. Утиный тест проходят обе звуковые карты.
     
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Strannik_, Показалось. Просто мне обычно совсем другие ямахи попадались.
     
  15. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Кстати, да: надпись 5398 гласит, что в момент производства текстолита шла 53-я неделя 1998-го года, т.е., видимо, где-то между 365 и 371 днями %)

    Может, конечно, печатали 31-го декабря, но я в жизни таких маркировок с числом выше, чем 52, не встречал - ни на платах, ни на чипах.
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2020
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    @Revolter, 53я неделя 1998г - с 28 по 31 декабря.
     
  17. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Блин, точно, не так считаю, в месяцах же разное количество дней.

    И всё же, в глаза бросилось потому, что очень уж редкое число для даты производства.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Пытаюсь подружить систему с ASUS P 1-XP55T2P4 REV. 3.00 (Socket 7) со звуковой картой Yamaha YMF-718S, пока не очень успешно. Если использовать только строку в autoexec.bat "SET BLASTER=A220 I5 D1 T4 P330" и не пытаться инициализировать карту другими программами, то игры используют её как Adlib. То есть звуков нет, музыка качества Adlib. В Prince of Persia - музыка обычная для SB, а звуки качества Adlib.

    Если запустить sbdetect.exe, то он не находит подсоединённых звуковух. Если запустить инициализатор unisound.com, то он находит карту как PnP OPL3-SA3 Sound Board с ресурсами Port: 220 IRQ:5 DMA: 1/3. После этого sbdetect.exe уже обнаруживает звуковуху как совместимую с SB Pro, с ресурсами Port: 220 IRQ:5 DMA: 1.

    После unisound.com во всех играх нормально играет музыка в режиме SB, и большинстве - также и звуки (проверено на Prince of Persia, Jazz Jackrabbit, Kyrandia 2, Mortal Kombat 1 и 2). Исключения - Duke Nukem 3D, Doom 2 и Rise of the Triad - в них звук ни в какую не хочет запускаться, при этом музыка проигрывается нормально. В Rise of the Triad вообще не запускается sndsetup.exe (вылетает) - пришлось вручную отредактировать ini, чтобы запустить игру и услышать там только музыку.

    Что бы это могло означать? В биосе на всякий случай выставил использование IRQ 5 и DMA 1 шиной ISA, но это ничего не изменило.
     
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А есть разница?
    Выражайтесь корректнее и понятнее.


    "Алиса, ты меня не путай!"(с)
    Давай-ка разделим всё на:
    - миди (wt),
    - FM-synth (adlib или sb по сути не важно),
    - digitized sounds.
    А то там у тебя в кучу Джекреббит затесался, только по музыке он сравниваться не может с кирандией и принцем, понятно по какой причине, да?
     
    Последнее редактирование: 29 июн 2020
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, под "звуками качества ADLib" он подразумевает, что игра не видит SB и проигрывает digital sounds (это уже твой термин) через FM. PoP это умеет. Конечно, это уже не digital sounds, понятно, но PoP так умеет и вполне неплохо, и это факт.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ты прав, digital некорректно, исправил на digitized.
    И если игра воспроизводит оцифрованные семплы, а не синтезирует что-то там фм-чипом, это не перестает быть семплами, подобное даже и через скриппер делалось в некоторых играх и даже в соответствующем драйвере под винду.
    Только вот в PoP я этого не припоминаю, надо бы глянуть.

    Впрочем, в любом случае, вышеуказанный пОцЫЭнт страдает отсутствием инициализации или просто работы всего кроме ФМ-чипа, который, по идее, висит на 388 порту и работает всегда, без переменных окружения и инициализации.

    Зачем было расписывать столько ненужной инфы и проводить эти эксперименты мне непонятно, ибо и так всё ясно.
     
    Последнее редактирование: 29 июн 2020
  22. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Делюсь опытом использования MIDI-интерфейса ELEMENT MIDI-USB от дядюшки Ляо:
    external-content.png
    ноты General MIDI задержек и нареканий нет
    короткие SysEx проходят, длинные уходят в небытие :suicide:, это критично если игры отправляют их
    (PQ3 и Monkey Island 2 остались без некоторых инструментов, другие не смотрел)

    драйвера не нужны да и не нагуглишь, как-то работает само хоть на Windows хоть на Linux и MacOS

    для подключения второго компа как синтезатора для игр сей девайс непригоден т.к только GM нормально работает

    Обошелся в 650р с доставкой
     
    Последнее редактирование: 29 июн 2020
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление