1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Для более продуктивного рассмотрения советую познакомиться с "богатством" дефектов криативовских поделий:
    Sound Blaster 16 Bugs and Deficiencies Summary \ VOGONS
    Hanging note bug - Vogons Wiki
     
    Yuriy_X, dante1 и MAN-biker нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    А чем под DOS отличается доступ к IRQ и DMA при отсутствии SB-Link и наличии поддержки DDMA? Ведь в этом случае не нужно запускать эмулятор DDMA (DSDMA.exe).
     
  5. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Вот, отличаются.
    Подробнее через несколько дней оформлю. Если лень не обуяет.
     
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Сейчас постараюсь очень кратко написать, почему этот вопрос некорректный.

    Доступ к IRQ и DMA для ISA-устройств в DOS происходит очень определённым и конкретным образом, который можно охарактеризовать как "непосредственный" или "прямой". Каждая игра под DOS, которая использует звуковую карту, несёт в себе свои собственные драйвера для каждой конкретной звуковой карты. И поэтому каждая игра поддерживает только те звуковые карты, о которых позаботился разработчик игры. Операционная система DOS никакого совершенно отношения к происходящему между звуковой картой и игрой не имеет.

    Устройства для шины PCI имеют совершенно иные принципы работы с IRQ и DMA чем ISA, и звуковые карты для этой шины совсем другие. Так как встроенные драйвера старых игр ничего не знают ни про шину PCI, ни про звуковые карты на такой шине, то без костылей совместимости ничего работать не будет. Такие костыли, которые осуществляют транспорт информации с учётом необходимых преобразований между ISA-драйверами конкретных звуковых карт в DOS-играх и PCI-звуковой картой, могут быть реализованы как программно (звук WDM в винде с поддержкой SB Pro), так и аппаратно (SB-link, DDMA, TDMA).

    В первом случае о совместимости позаботится сама винда, но нужен wdm-драйвер для звуковой карты. Можно использовать не wdm-драйвер, но тогда эту совместимость должен реализовать в драйвере разработчик PCI-звуковой карты (примеры: SB Live!, Aureal Vortex, Ensoniq ES1371, Yamaha YMF724 и прочие аналоги, которые ставят отдельным виртуальным устройством legacy-интерфейс).

    В чистом DOS усилий только лишь разработчиков PCI-звуковых карт недостаточно, так как соответствующие ISA-вызовы из игры в принципе не дойдут до PCI-устройств. Вот здесь нужны аппаратные костыли со стороны чипсета, который будет отслеживать попытки исполняемого кода обратиться к ресурсам ISA-звуковой. Но проблема в том, что сами по себе эти костыли не работают, так как PCI-звуковые бывают разные, а костылям на стороне чипсета надо знать, что делать: 1) обращения к каким именно ресурсам и адресам перехватывать для заворачивания на PCI; 2) где именно находится интерфейс совместимости звуковой, куда надо передать перехваченное и откуда надо выловить ответ для обратного транспорта. Поэтому для работы механизма совместимости в чистом DOS нужно предварительно запустить программку инициализатор, которая сообщит нужные параметры чипсету и звуковой, а также включит соответствующий интерфейс совместимости на последней.

    SB-Link немного проще остальных реализаций, поскольку звуковой карте не нужно договариваться с чипсетом о том, что надо перехватывать, а что нет. Здесь этот вопрос переложен сразу на звуковую карту, а чипсет лишь зеркалит происходящее на линиях IRQ и DMA для ISA.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2020
    Sklaus, 2Rain, Goblinit и 7 другим нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.528
    CQM = OPL.
    ESFM, если приложение не знает о его расширенных возможностях, то он тоже равен OPL3. Если знает, то, возможно, пользуется им полноценно.
     
    MAN-biker нравится это.
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, ничего не прибавить и не отнять!
     
    MAN-biker нравится это.
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Снова попытался запустить карту YMF724 (Genius Sound Maker 128XG) под Windows 98, на этот раз собрал систему на материнской плате Gigabyte GA-6VTXE. В разъём ISA установил YMF-718S (220/5/1), затем отключил в биосе COM и LPT и установил в PCI YMF724 (240/7/3). В таком режиме в Windows 98 нет конфликтов, звук дают обе карты, SET BLASTER прописан для YMF724 (SET BLASTER=A240 I7 D3 T4).

    В Doom2, Duke Nukem 3D и Rise of the Triad при обращении к SB Pro с параметрами 240/7/3 игры и setup вылетают. Музыку не слышно.

    Если убрать ISA-карту и оставить только YMF724, назначив ей 220/5/1, то во всех перечисленных играх нормально работает General MIDI. Но стоит обратиться к SB Pro (220/5/1) - окно с ошибкой типа "программа выполнила недопустимую операцию" с последующей перезагрузкой.

    Драйвера - файл "yamaha_dsxg_driver.exe", скачанный из вебархива последней копии страницы с официального сайта. Пробовал в биосе вручную указывать IRQ5 для PCI-разъёма, в котором стоит YMF724, пробовал вставлять карту в каждый свободный PCI-разъём - всё это ничего не изменило.

    Может мне стоило установить Windows 98 только с установленной Yamaha 724, и наличие ISA карты в конфигурации вызывает какой-то конфликт? Никак не могу понять,откуда растут ноги у этой проблемы.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2020
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Вот в этом месте пошло что-то не так. Или вы неправильно формулируете то, что делаете. Для чего именно назначены эти ресурсы? Сама карта должна висеть на свободном прерывании, которое не пересекается ни с исашной 718-й, ни со своим легаси-интерфейсом.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, "240/7/3" - это, скорее всего, и есть легаси-интерфейс. У карт YMF7x4 здесь парадокс: в "голом" досе прерывание PCI слота выступает также и прерыванием для эмуляции блястера, а в винде оно обязано быть другим.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    220/5/1 были заняты ISA картой. 240/7/3 были свободные, я их и выбрал для устройства legacy. И эти ресурсы сразу после назначения отображаются в панели управления - если нажать на Yamaha DS-XG и выбрать вкладку DOS-BOX.
     
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Ошибаетесь.
    Когда в BIOS прерывание 5 задано как Legacy ISA, оно вообще никак не может назначаться PCI устройству.

    У меня в DOS 6.22 обычно устанавливается прерывание 11 или 10 для YMF7x4 при прерывании 5 для эмуляции SB. Проверял на чипсетах Intel и Via.
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, а у меня в DOS7 прерывание слота используется и для эмуляции. Настройка Legacy ISA при этом роли не играет. Чипсет i850.
     
  15. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Спецификации для YMF7x4 датированы 1998-1999 годами.
    В описании к самому драйверу YMF7x4 упоминаются совместимые чипсеты 430TX, 440LX, 440BX, ALADDIN4, ALADDIN5.
    Конкретно на плате с чипсетом 440BX отдельно прерывание Legacy ISA для эмуляции SB и отдельно прерывание PCI для PCI Audio. Это именно то, что ожидает драйвер YMF7x4. Сомневаюсь, что для остальных совместимых чипсетов будет другое поведение.

    Чипсет i850 выпущен в 2000 году и, естественно, не проверен на совместимость. Его поведение может не соответствовать спецификации YMF7x4.
    Правильнее i850 (и другие, с аналогичным поведением) указывать особым случаем.

    Кстати, под Windows ваша система нормально работает?
    Что произойдет, если при игре в DOS-сессии возникнет системное событие Windows со звуком? Или параллельно проигрыватель запустить?
    Так-то, через INTA# эмуляция SB и PCI Audio настроены на одно прерывание. Должно работать.

    Все-таки, особые условия стоит указывать. Чтобы потом было меньше вопросов.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Понял. Тогда можно предположить, что проблема в глючной работе виндовых драйверов при работе с дос-окнами в винде. Нужно настраивать и использовать перезагрузку в дос-сеанс - для этого свои драйвера-утилиты есть. Судя по отзывам на vogons, тот же Duke3D в винде не работает с этими картами у большого числа людей, хотя у некоторых всё же работает. Ради эксперимента можно попробовать в том же дюке выбрать sb pro 2 с низким качеством звука 8 bit 11 kHz - должно заработать. Если поставить более старые vxd-драйвера, то звук должен появиться в одних играх, и заглючить уже в других. Если поставить wdm-версию драйверов, то звук должен заработать, но не будет FM-синтеза. Да, такая вот увлекательная жизнь была у пользователей двадцать с лишним лет назад =)

    Не стоит считать, что ваша карта как-то по особенному ущербна в плане работы с дос-играми из винды. Любые звуковухи, в том числе и ISA-карты, будут иметь проблемы с теми или иными играми. Поэтому никто всерьёз не рассматривает вопрос запуска дос-игр в дос-окне винды. Заработало - отлично. Не заработало - грузимся в сеанс дос и не мучаем себе голову. Тем более, что в чистом досе тоже полно проблем как с PCI, так и с ISA звуковыми. Чего только стоит неработоспособность звука в тех или иных играх при слишком быстром процессоре. Причём, насколько быстрым может быть процессор без потери звука, по моим наблюдениям, зависит ещё и от самой звуковой карты.

    Если интересно моё мнение, то по сумме очков в вопросе запуска дос-игр в дос-окне винды лидерство у семейства Aureal Vortex. Стоит только иметь ввиду, что звук FM-синтеза у них поганый. А так, они даже на матерях с nForce чипсетами работают.
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2020
    Yuriy_X, MAN-biker и Goblinit нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Полагаю, здесь имелся в виду уже чистый дос? В винде-то в дос-окне все PCI со всеми вендорами работают, с каким-то процентом проблем.
    --- добавлено 11 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2020 ---
    @Strannik_, с хабовыми чипсетами родной DOS драйвер DS-XG вообще не работает. Существуют специальные его модификации для ICH0, ICH4 и ICH5.
    Вот у меня только так и работает.
    А это я вообще не проверял. Но в винде прерывания разные назначаются.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Да, последнее предложение про чистый дос.
     
  19. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    У вас в BIOS параметру "PNP OS Installed" задано значение "Yes"?
    Вообще, есть такой параметр?
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    А в сеансе MS-DOS будет доступен General MIDI?
    Увы, выбирал SB Compatible, 8 бит, моно и 8 кГц - то же самое.
    А где взять эти wdm-драйвера? Это какие-то неофициальные? FM-синтез мне и не нужен, вполне хватит совместимости с SB Pro и General MIDI.
    А что нужно сделать с сеансом MS-DOS, чтобы получить в нём SB Pro и GM? Если сейчас просто завершить работу Windows с переходом в DOS, то игры не видят звуковую карту.
    Тут у меня цель не звук в DOS-играх из-под Windows, а возможность получить полноценный звук Yamaha DS XG + General MIDI. Для DOS мне хватает исашных AWE64 и Yamaha 718, на днях ещё Dreamblaster X2 появится.
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    На официальной странице поддержки, например: Electronic Devices - Yamaha Corporation
    Там же, что и предыдущее, только выбирать MS-DOS (Restart in MS-DOS mode in Win 95/98), а не WDM Driver Win 98SE/Me/2000 DirectX8 works with WDM driver (v. 5.12.01.2228).

    Вообще, почитайте ещё тут - может что-то полезное увидите Yamaha YMF7x4 Guide \ VOGONS
    --- добавлено 11 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2020 ---
    Так, с родной страницы загрузки отключили, но найти всё ещё можно здесь: https://www.philscomputerlab.com/yamaha-ymf744-pci-sound-card.html
    У меня, если что, тоже сохранено.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    Еще одна ссылка на архивную версию страницы загрузки: Yamaha LSI - Downloads
     
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление